РУС | ENG

3.1. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДКОВ

В XVII в. общая численность коренного населения Восточной Сибири составляла около 130 тыс. человек. Степные участки по Селенге, в Восточном Забайкалье (по Онону), а также Приангарье занимали буряты численность которых составляла 27 тысяч. Все огромное пространство тайги от Енисея до Амура и берегов Охотского моря осваивали бродячие тунгусы (эвенки), численностью 32 тыс. человек.

Собственно формирование населения на территории Забайкалья и Прибайкалья началось с периода активной колонизации этого обширного мало заселенного края русскими. До прихода русских ареалы расселения бурят находились по бассейну реки Селенги с притоками Уда, Хилок, Чикой, Джида, по долине реки Онона, в агинской степи, тункинской и баргузинской долинах, лесостепном Приангарье и на побережье Байкала. В начале XVII века русские впервые услышали о бурятах от коренных жителей приенисейского края, которым буряты платили ясак. Первые встречи русских с бурятами, как считают, состоялись 1628-1629 гг. на реке Ангаре, в районе Нижнеудинска во время экспедиции русских казаков вверх по Ангаре. С этого момента, особенно с середины XVII века, началось интенсивное заселение Прибайкалья и Забайкалья сначала служивыми людьми, которые начали строить остроги, острожки, зимовья. Вокруг них стали селиться разного рода люди, в том числе крестьяне, которые занимали самые лучшие и плодородные земли, основывали деревни или дворы, вытесняя с этих земель коренное население. При изучении ареалов расселения пришлого населения по территории Бурятии явно прослеживается чередование населенных пунктов с русским и бурятским населением, и, как правило, русские села расположены в долине реки, а бурятские – на косогорах, в степях. (Мангатаева Д.Д., 1995)

Общеизвестно, что буряты до вхождения в Российскую империю были составной частью монгольского этноса, имели общую территорию, культуру, язык, поддерживали родственные отношения, принимали участие в походах и завоеваниях, совместно охраняли пограничные рубежи, боролись за независимость, то есть входили в состав единого монгольского мира.

Как часть «хамаг монгол» буряты не только пользовались достижениями средневековой Монголии, но и, должно быть, вносили свой вклад в становление и развитие общемонгольской культуры.

Не случайно первый письменный памятник монголов «Чингисов камень» («Чингисхаган - у шулун - у бэшэг») найден на берегу Онона, где до настоящего времени проживают буряты, а родословная самого Чингисхана тесно связана с хори-туматами и хори. (Баяртуев Б.Д., 1999)

Человечество скреплено тончайшими нитями, и кочевники на протяжении всей своей истории пытались связать эту рвущуюся нить. Создается впечатление, что стиль жизни кочевников, их дух требовали единения с мировым пространством, их целью было движение. Они двигались, растворялись в других культурах и соединяли народы. В генетической памяти номадов хранилась информация о древнейшем родстве всех народов. Дух этого родства владел и Чингисханом. Религией этого движения было многобожие – шаманизм. (Дашибалов Б.Б., 1999)

Коренные народы устойчиво «существовали в гармонии с природой, ограничив себя строжайшими правилами природопользования и внешне скромным бытом». А вот богатство и глубину их знаний мы только начинаем постигать. [30] Поэтому, в наше экологически кризисное время, самым актуальным является основательное изучение экологических традиций и культур коренных народов Байкальского региона. Этнографы отмечали тончайшее эмпирическое знание природной среды обитания охотниками, рыболовами, собирателями, накопление обширного хозяйственного опыта у земледельцев и скотоводов. Практическое отношение к природе определялось не только хозяйственными знаниями и навыками, но и нормами поведения, охраняющими источник средств существования. Человек в своей жизни и хозяйственной деятельности приспосабливался к окружающей природной среде.

При этом правила использования земли, водных источников и других природных ресурсов имели рациональную практическую основу. Например, временный запрет охоты и рыбной ловли в такие сезоны года, когда рыба шла на нерест, у зверей и птиц появились детеныши, и требовалось определенное время на их рост и взросление. Действовало сезонное запрещение массового сбора не созревших плодов, орехов и ягод. Постоянно запрещалась рубка фруктовых деревьев, орешников, уничтожение ягодников.

Отношение человека к природной среде обитания с древнейших времен определялось не только практической деятельностью, но и тем, как понимались и толковались законы бытия. Всего, что в мире людей, животных и растений рождалось, росло, плодоносило, отмирало, вновь возрождалось, следуя ритмам времени, смене годовых сезонов, которые творились движением солнца, отмечались фазами луны и перемещения планет и созвездий. Для миропонимания древних людей было характерно мифологическое осознание единства жизненных процессов в природе и космосе. Наиболее архаической формой такого миропонимания являлись тотемические представления о родстве людей с растениями и животными и даже небесными светилами.

С другой стороны существовала моральная регуляция практического использования природных ресурсов, основанная на мировоззренческих онтологических представлениях и культовом отношении к земле, воде, небу, солнцу, а также к тем растениям и животным, культивация которых обеспечивала основные, жизненные потребности людей. В экологическом сознании и поведении народа соединились многие элементы рационально-практического, социального, мифологического, культового, этического и эстетического отношения к природному источнику существования человека, основе его материальной и духовной культуры. Изначально для человека природа была не только мастерской, но и храмом, потому без учета всех слагаемых духовной культуры трудно понять содержание традиционного экологического менталитета народа. (Герасимова К.М., 2000)

Поэтому, предполагая, что благосостояние народа в первую очередь зависит от умения приспособиться к условиям окружающей среды, у древних коренных народов Байкальского региона были выработаны определенные навыки, приемы и способы заготовки и хранения кормов, выбора пашен и пастбищ, содержания сельскохозяйственных животных и по целому комплексу агротехнических знаний.

Компоненты традиционной культуры бурят проиллюстрированы прилагаемой схемой №1. Авторы полагают, что широкая пропаганда и распространение таких элементов традиционной культуры бурят как бережное отношение к окружающей среде, приемы и способы хозяйствования и т.д., имеют огромное значение для сохранения природы Байкальского региона. Поэтому необходимо ввести изучение традиций и обычаев, основ бурятской народной педагогики повсеместно в образовательные программы учебных заведений региона, а также освещать в средствах массовой информации (телевидение, радио, печать).

Схема 1.

 

Следует отметить и трансформацию бурятского общества в условиях политической, хозяйственно-экономической интеграции, усиление культурных взаимосвязей, ослабление культурной устойчивости среди молодого поколения с утратой этнической самобытности. Происходит сужение социальных функций с развитием оккультурации и полиязычия, усиления ассимиляции. Такие трансформационные процессы волнуют большинство бурят и почти 100% опрошенных обеспокоены утратой многих черт национальной культуры, слабым знанием языка городскими жителями. Результаты исследований подтвердили наличие проблемных ситуаций с изучением языка в городских школах, с приобщением к национальной культуре в семьях, при доминирующем использовании русского языка, русской культуры. Хотя бурятский язык является государственным, он еще не находит должного применения.

Анализ показал, что сохранилось консолидирующее ядро бурятского этноса в Байкальском регионе и ему присуща большая адаптивность в трансформации жизнеобеспечения, происходит поиск национальной идеологии, смена нравственных ориентиров. Это касается переориентации с коллективизма на индивидуализм, с традиций на инновации, что не всегда адекватно воспринимается самими субъектами. (Мангатаева Д.Д., 1998)

Вопросы для самоконтроля

1. В чем проявляется взаимосвязь хозяйственной деятельности человека и природы?

2. Как вы понимаете выражение «исторический опыт коренного населения»?

3. Назовите экологические основы использования природных ресурсов.

4. Перечислите элементы традиционной культуры коренного населения.

Задания для самостоятельной работы

1. Приведите примеры хозяйственной деятельности человека во взаимосвязи с природной средой.

2. Перечислите традиции связанные с природой.

Темы рефератов и докладов

1. Значение и роль традиционной культуры в 21 веке.

2. Рациональный выбор пашни и пастбищ.

3. Технология содержания и выпаса сельскохозяйственных животных.

4. Сохранение ценных природных экосистем.

5. Возрождение традиционного природопользования.

Литература

1. Баяртуев Б.Д. Проблемы периодизации бурятской литературы дооктябрьского периода. Материалы научно-практической конференции БНЦ. - Улан-Удэ, 1999.

2. Герасимова К.М. Традиционная культура бурят. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. - С.26.

3. Дашибалов Б.Б. Подчерки по древней быстрой истории монголов и бурят. -Улан-Удэ, 1999. - С.9,30.

4. Зайцева И.В. и др. Экологические традиции народов Севера Баргузинской долины. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. - С.3.

5. Лихачев Д.С. Экология – проблема нравственная //Наше наследие. – 1991. - № 1. – С. 3-7.

6. Мангатаева Д.Д. Население Бурятии: тенденции формирования и развития. БНЦ СО РАН. - Улан-Удэ, 1995. - С.10-11.

7. Мангатаева Д.Д. Трансформация традиционной культуры хозяйствования коренных народов Байкальского региона. Материалы международной конференции. – Улан-Удэ, 1998. - С.115.

предыдущий раздел | содержание| следующий раздел

Поиск в журналах РАЕ:

Хроника

14-17 марта 2024

С 14 по 17 марта 2024 г. Академия Естествознания приняла участие в XXXI МИНСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКЕ «ММКВЯ-2024», которая прошла в Административном выставочном комплексе БелЭкспо.

30 января 2024

30 января Академией естествознания в рамках дистанционных педагогических проектов была проведена научно-практическая конференция "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ" для педагогов средних, средних специальных и высших учебных заведений.

18-22 октября 2023 года Франкфуртская книжная выставка

Российская Академия Естествознания приняла участие в прошедшей 18-22 октября 2023 года 75-ой Франкфуртской книжной выставке Frankfurter Buchmesse 2023

24 ноября 2023

24 ноября 2023 г. в Москве состоялась Осенняя Сессия РАЕ 2023

15 ноября 2023

15 ноября Академией естествознания в рамках дистанционных педагогических проектов была проведена научно-практическая конференция "СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ" для педагогов средних, средних специальных и высших учебных заведений.

Яндекс цитирования

Google+

© 2005–2020 Российская Академия Естествознания

Телефоны:
+7 499 709-8104, +7 8412 30-41-08, +7 499 704-1341, +7 8452 477-677, +7 968 703-84-33
+7 499 705-72-30 - редакция журналов Издательства
Тел/Факс: +7 8452 477-677

E-mail: stukova@rae.ru

Адрес для корреспонденции: 101000, г. Москва, а/я 47, Академия Естествознания.

Служба технической поддержки - support@rae.ru