РУС | ENG

2.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЗГЛЯДОВ

С незапамятных времен наши предки всегда старались жить в согласии и гармонии с окружающей природной средой. Они понимали, что от этого во многом зависела нормальная жизнедеятельность человека. Однако, в настоящее время эта гармония нарушена в результате нарастающего антропогенного воздействия на природу. Развитие промышленности, сельского хозяйства, нерациональная разработка полезных ископаемых, несовершенство законодательной базы по охране экосистемы и другие факторы привели к тревожной ситуации в экологии Байкальского региона.

Можно многими способами уничтожить человечество, придумывая все более совершенное оружие огромной разрушительной силы. Но самым совершенным оружием против человечества является отношение самого человека к окружающей среде. Практически всегда человек ставил себя выше окружающего мира. «Человек – царь природы» – знаменитая фраза, ставшая лозунгом целых поколений людей. Отношение к природе определялось потребностями человека, его социально-экономическими проблемами. И поэтому мы имеем то, что имеем. Сейчас даже на курортах воздух не столь чист как раньше. По вине и воле человека вырождаются и вырубаются леса, океан превращается в огромную свалку отходов жизнедеятельности людей.

Одной из причин возникшей проблемы во взаимодействии человека и природы является укоренившееся в сознании людей потребительское отношение к природным ресурсам. С момента своего появления человек привык постоянно брать от природы ее ресурсы, мало задумываясь о том, что они положительно влияют в целом на развитие общества. Бездумное их потребление, как мы видим сейчас, губительно действует на процессы жизнедеятельности самих людей, а в конечном итоге на само существование рода человеческого.

Нельзя превратить одну страну в мертвую пустыню, не затронув при этом и другие страны. Планета Земля единый организм, где человек занимает определенное положение, и нарушение экологического баланса приведет к гибели этого мира.

Как получилось, что слово «экология» (термин «экология» в 1866 году предложил немецкий естествоиспытатель Эрнест Геккель, определив как общественную науку об отношении организмов к окружающей среде, куда мы относим в широком смысле все «условия жизни») стало пустым звуком? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно взглянуть на историческое развитие взглядов на процесс взаимодействия общества и окружающей природной среды, условно разбив историю человечества на ряд этапов.

Мы ведем отсчет истории с доисторического времени, когда человек только осознал, что он человек. И как только он понял это, человек стал активно взаимодействовать с окружающей средой. Убивая животных, сжигая деревья в кострах, а, иногда устраивая и пожары (масштабы, конечно не сравнимы с современными), человек, ввиду малой образованности, не мог еще понять, что уже наносит вред природе.

Античное сознание не знало дихотомии «общество - природа». Крушение афинской демократии, эпоха переворотов и произвола отложилась в сознании людей в форме этического противопоставления природы и общества. Общество принципиально отличается от природы своей неустойчивостью, условностью и нравственным произволом. Порядок в природе устроен самими богами, тогда как люди строят жизнь по своему усмотрению. (Косыгин Ю.А., 1990)

Нравственное отношение человека к природе было ограничено средствами труда, то есть на начальных этапах человеческой истории, было нравственно-эстетическое понимание сущности природной жизни человека. Далее на протяжении многих веков человек осваивал жизненное пространство в мире с природой. Люди научились предсказывать погоду, ориентироваться по местным признакам и звездному небу, вести счет времени по лунному календарю, сезонам года и др. Они боялись и почитали природу.

На рубеже XIII – XIV вв. экологическая ситуация в Европе осложнилась. Возможности экстенсивного пути развития земледелия оказались исчерпанными. Продолжалось сведение лесов не только под земледелие, но и для строительства домов, кораблестроения, развития металлургии. Склоны гор и возвышенностей, лишенные растительности, стали интенсивно разрушаться. По меткому выражению землепашцев, становилось все больше «земель с ободранной шкурой».

Оборонительные стены ограничивали рост городов. Мусор и нечистоты выбрасывались из окон прямо на улицу. Отсутствие канализации приводило к загрязнению грунтовых вод. Колодцы становились рассадниками инфекции. Скученность населения и антисанитария способствовали распространению эпидемий. Тенденция к сокращению численности населения, обозначившаяся в начале XIV в., получила колоссальное ускорение в годы эпидемии чумы – 1346-1353 гг. Тогда, по разным оценкам, вымерло от 20 до 50 процентов всего населения Европы. (Петров К.М.,1999)

Человек с момента появления на Земле привык непрерывно брать от природы ее ресурсы. Не одно тысячелетие человек вырубал лес, охотился на диких зверей, использовал созданное природой плодородие почв, ловил рыбу, расходовал чистую пресную воду. Сама природа восстанавливала нарушенное в экосистемах равновесие, и это породило у человека представление о безграничности природных ресурсов, о возможности брать их у природы, ничего не возвращая.

И все-таки человечество осознало, что размеры и ресурсы нашей планеты ограничены, что усиливающееся загрязнение окружающей среды вредит здоровью людей нынешнего времени и может сделать невозможной жизнь последующих поколений.

Природа таит в себе неограниченные возможности для удовлетворения потребностей человека. Однако только силой научного познания в процессе практической производственной деятельности человек заставляет природные ресурсы служить удовлетворению своих потребностей.

Принцип не причинения вреда живым существам, в каждом из которых есть душа, провозглашает учение Будды. Для традиционных культур Востока свойственно преклонение перед природой и растворение в ней человека, а ценность личности здесь на втором плане. В техногенной культуре Запада, наоборот: на первом плане ценность человека, личности, а природа понимается как материал для преобразующей деятельности.

В 1952 году над всей Англией возникла волна высокого давления, и в течение нескольких дней не ощущалось ни малейшего дуновения ветра. Однако трагедия разыгралась только в Лондоне, где была высокая степень загрязнения атмосферы, за три-четыре дня там погибло более 4000 человек. Английские специалисты определили, что смог 1952 года содержал несколько сот тонн дыма и сернистого ангидрида. При сопоставлении загрязненности атмосферного воздуха в Лондоне в эти дни с уровнем смертности было отмечено, что смертность увеличивается прямо пропорционально концентрации в воздухе дыма и сернистого газа. В 1963 году смог, опустившийся на Нью-Йорк, убил более 400 человек. Ученые считают, что ежегодно тысячи смертей в городах всего мира связаны с загрязнением воздуха. (Новиков Ю.В., 1999)

В недрах промышленной революции зародился ее научно-технический этап. Условно его можно датировать периодом 1820-1960 гг. В это время в основном сформировались все ныне существующие науки, были сделаны наиболее заметные фундаментальные открытия и сформулированы основные законы развития природы и общества. (Пивоваров Ю.В., 1976)

С появлением механических средств труда, в конце XIX века зарождается экономическое знание в качестве некоторой идеоло¬гии. Экономическое знание невозможно, если доминирует уста¬новка на приспособление человека к окружающей среде. Оно становится реальностью, когда человек в процессе исторического развития изменяет внешнюю природу.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие проблемы возникли с появлением человека на земле?

2. Какими действиями человек наносит вред природе?

3. Может ли природа безгранично отдавать человечеству свои ресурсы? Почему?

4. Что нам «светит впереди» при таких агрессивных нравах?

5. Можно ли уменьшить степень загрязнения в городах?

Задания для самостоятельной работы

1. Составить небольшой рассказ о взаимозависимости и взаимосвязи общества и природы.

2. Провести беседу со старшим поколением о соблюдении гармонии с природой.

3. Поработать над темой «Может ли человек ставить себя выше окружающей природы».

4. Разработать перечень предложений по борьбе с загрязнением окружающей среды (атмосферы, воды, почвы).

Темы рефератов и докладов

1. Состояние окружающей природной среды (своего края, района).

2. Природные богатства моего края.

3. Этнические традиции как основа экологического воспитания.

4. Хозяйственная деятельность и ее влияние на окружающую природную среду.

Литература

1. Большаков В.Н., Кряжинский Ф.Н., Павлов Д.С. Перспективные направления развития экологических исследований в России //Экология. - 1993. - №3.

2. Герасимова И.М. Традиционная культура бурят. - Улан-Удэ: «Бэлиг», 2000.

3. Григорьев А.А. Экологические уроки исторического прошлого и современности. - Л.: «Наука», 1991.

4. Косыгин Ю.А. Среда обитания: размышления об экологии человека в ноосфере. – Хабаровск, 1990. - С.65.

5. Никитин Д.П. и др. Окружающая среда и человек. 2-е издание. – М.: Высшая школа, 1986. - С.125.

6. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек. Учебное пособие. - М., 1999. - С. 17, 28, 29.

7. Петров К.М. Экология человека и культура. Учебное пособие. - С-Пб.: Химиздат, 1999. - С. 52.

8. Пивоваров Ю.В. Современная урбанизация. - М., 1976. - С.35.

9. Ревель П. Среда нашего обитания //Пер. с англ. - Кн. 1-4. - 1994.

10. Резанов В.В. Основы учения об окружающей среде. - М., 1984.

предыдущий раздел | содержание| следующий раздел

Поиск в журналах РАЕ:

Хроника

14-17 марта 2024

С 14 по 17 марта 2024 г. Академия Естествознания приняла участие в XXXI МИНСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКЕ «ММКВЯ-2024», которая прошла в Административном выставочном комплексе БелЭкспо.

30 января 2024

30 января Академией естествознания в рамках дистанционных педагогических проектов была проведена научно-практическая конференция "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ" для педагогов средних, средних специальных и высших учебных заведений.

18-22 октября 2023 года Франкфуртская книжная выставка

Российская Академия Естествознания приняла участие в прошедшей 18-22 октября 2023 года 75-ой Франкфуртской книжной выставке Frankfurter Buchmesse 2023

24 ноября 2023

24 ноября 2023 г. в Москве состоялась Осенняя Сессия РАЕ 2023

15 ноября 2023

15 ноября Академией естествознания в рамках дистанционных педагогических проектов была проведена научно-практическая конференция "СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ" для педагогов средних, средних специальных и высших учебных заведений.

Яндекс цитирования

Google+

© 2005–2020 Российская Академия Естествознания

Телефоны:
+7 499 709-8104, +7 8412 30-41-08, +7 499 704-1341, +7 8452 477-677, +7 968 703-84-33
+7 499 705-72-30 - редакция журналов Издательства
Тел/Факс: +7 8452 477-677

E-mail: stukova@rae.ru

Адрес для корреспонденции: 101000, г. Москва, а/я 47, Академия Естествознания.

Служба технической поддержки - support@rae.ru