ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО СТЕП- АЭРОБИКЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО СТЕП- АЭРОБИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения. К основным  причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения  можно отнести снижение  уровня жизни, ухудшение качества и структуры питания, состояние  окружающей среды, увеличение стрессовых нагрузок, в том числе снижение  уровня физической подготовки практически всех социально- демографических групп населения. Реальный объем  двигательной активности людей не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья людей.

Изучение функционального состояния организма занимающихся, на данном этапе развития науки, требует от специалистов  физической культуры более глубокого подхода к уровню  тренированности женщин первой половины зрелого возраста.  Под определением тренированности   ранее понималось более узкое представление, характеризующее только развитие физических качеств.  В связи с тем, что в современной физической культуре, термин тренированность приобрел более универсальный характер, потребовалось новое  определение того круга вопросов, которые  решает тренер в процессе диагностики физической подготовленности занимающихся, а именно:  оценку состояния здоровья, уровень  развития  функционального  состояния и антропометрических показателей  занимающихся. Весьма удобным в этом отношении оказался термин  "функциональная подготовленность",  к трудовой и повседневной жизни женщин, который  объединил в себе все вышеперечисленные параметры тренированности.

Среди множества видов оздоровительной физической культуры  выделяют наиболее популярный вид- степ-аэробику, которая является эффективным средством физической подготовки женщин среднего возраста. Степ-аэробика, один из самых простых и увлекательных стилей и направлений аэробики. «Степ» в переводе с английского языка означает «шаг».

 Отличительной особенностью степ-аэробики является то, что она воздействует на тело комплексно, развивает все группы мышц, тело становится более стройным, пластичным, гибким и выносливым. Степ- аэробика достаточно эффективна для тех групп мышц, которые очень трудно задействовать: ягодиц, задней поверхности и приводящих мышц бедра. Для изменения нагрузки в тренировке достаточно лишь изменить высоту платформы. Таким образом, в одной группе могут заниматься люди с разным уровнем подготовки, а физическая нагрузка для каждого будет индивидуальна.

Анализ научно - методической литературы по физической и функциональной подготовленности женщин среднего возраста,показал что данных о влиянии различных видов оздоровительной физической культуры на физическую и функциональную подготовку женщин данного возраста недостаточно.

Мы предположили, что интервальный метод проведения занятий   степ - аэробики повысит функциональную готовность женщин первой половины зрелого возраста. Интервальный метод тренировки по степ- аэробике предполагает чередование аэробной и силовой нагрузки через определенные временные отрезки.

В нашем исследовании, в период с февраля по апрель 2010 года, приняли участие две группы  девушек(в каждой по 10 человек)одинакового  возраста, антропометрическим  и функциональным показателям. В ЭГ проводились занятия степ - аэробикой интервальным методом, а в  КГ классической аэробикой. Занятия в обеих группах длились 45 минут. ЭГ занималась по разработанной нами методике, где силовая часть урока проводилась в определенной последовательности и через определенные отрезки аэробной нагрузки высокой и низкой интенсивности.

По первичным показателям антропометрии у девушек обеих групп видимых различий нет.  Средний показатель роста как в  контрольной, так и в экспериментальной группах  находится в пределах 166 -168 см, средний показатель массы тела 60-63 кг, это говорит о том, что обследуемые параметры у девушек находятся в пределах нормы. Обхватные показатели также не имеют больших разбросов. За период проведения педагогического эксперимента как в контрольной, так и экспериментальной группах произошли незначительные изменения в показателях  массы тела, обхватных показателей   талии, бедер и груди.

Проанализировав полученные антропометрические результаты  в процентном соотношении. Мы выявили, что вес тела занимающихся  в экспериментальной группе снизился на 2.2%,  объем талии уменьшился  на 1.4%,  объем бедер на 1.6 %, объем груди снизился на 0.3%. В контрольной группе вес тела испытуемых уменьшился на 1.1%, объем талии на 0.73%, объем бедер на 0.6 %, объем груди снизился на 0.01%

В уровне физической подготовки девушек обеих групп произошли положительные изменения,в экспериментальной группе сила мышц ног увеличилась на 38 %, сила мышц брюшного пресса увеличилась на 20% и  17.1%, прирост в силе мышц рук и плечевого пояса составил 17.4%,  результат гибкости увеличился на  18% .

В контрольной группе сила мышц ног увеличилась на 16.1%, сила мышц брюшного пресса увеличилась на 10% и  13.1%, прирост в силе мышц рук и плечевого пояса составил 15.8%,  результат гибкости увеличился на  16% . Также в работе

Под функциональной готовностью мы понимаем уровень развития функций и систем, обеспечивающих мышечную деятельность человека.

Для определения функциональной готовности  занимающихся,  мы оценивали их вегетативную и психофизиологическую  сферы. Вегетативную сферу  мы определяли  по пробам Летунова и Руфье, а психофизиологическое состояние выявлялось с помощью опросника САН.

По пробе Летунова были определены типы реакции сердечно сосудистой системы на физическую нагрузку.До начала педагогического эксперимента к нормотоническому типу на физическую нагрузку в экспериментальной группе относилось 4 человека, к гипертоническому 3 человека, к гипотоническому 2 человека и к дистоническому 1 человек.

В контрольной группе соответственно к нормотоническому типу  относилось 3 человека,  к гипертоническому относилось 2 человека, к гипотоническому типу 4 человека, к ступенчатому 1 человек .

 После проведения педагогического эксперимента в ЭГ и КГ по одной девушки из каждой группы перешли из гипотонического типа реакции  в нормотонический,  что говорит об улучшении реакции сердечно сосудистой системы на физическую нагрузку. У обеих испытуемых нормализовалось ЧСС  в покое и после нагрузки.

Таким образом, по показателям пробы Летунова результаты в обеих группах  оказались одинаковы. Как классическая аэробика, так и степ - аэробика интервальным методом проведения тренировочных занятий  оказывают одинаково положительный результат на вегетативную сферу занимающихся.

Проба Руфье также определяла реакцию сердечно сосудистой системы девушек  на  физическую нагрузку.В экспериментальной группе до начала исследования в феврале определились такие показатели результатов испытуемых: отлично - 0%, хорошо - 40%, посредственно -30%, слабо - 20%, неудовлетворительно- 10%  человек. После проведения педагогического эксперимента в экспериментальной группе обнаружились положительные сдвиги: отлично- 10%, посредственно -30%, хорошо 40%, слабо - 10%,неудовлетворительно -10% человек.

В контрольной группе определились следующие результаты испытуемых, до начала эксперимента: отлично- 0%, хорошо 30%,посредственно-40%, слабо-30%, неудовлетворительно - 0% человек. После проведения эксперимента в контрольной  группе: отлично- 10%, хорошо 20%, посредственно-40%, слабо 30% человек.

Таким образом, в экспериментальной группе, в течении эксперимента 10% человек из категории хорошо перешли в отлично, из  посредственно  10% перешли в хорошо и из категории слабо 10 % человек перешли в  категорию посредственно.

В контрольной группе только 10% человек перешли в категорию отлично.

Для исследования  самочувствия и настроения занимающихся, мы использовали бланковую методику САН. САН определялось до педагогического эксперимента.

В экспериментальной группе  за период педагогического эксперимента самочувствие   у занимающихся  улучшилось на 38%, активность на 35%, а настроение на 25%.В контрольной группе по сравнению с исходными данными  самочувствие испытуемых улучшилось на 21%, активность на 29 %, настроение на 22 %

Такие результаты в % соотношении не удивительны. Так как на самочувствие, настроение и активность женщин во время занятий влияют: хорошее музыкальное сопровождение, нагрузка, соответствующая уровню физической подготовленности занимающихся, смена деятельности и обстановки,  а самый главный  положительный фактор - общение.

Интервальный метод  проведения степ-аэробики заключается в соединении упражнений аэробной и силовой направленности. Упражнения аэробной направленности чередуются с силовыми через 5-7 мин. Интенсивность интервалов возрастает с каждым последующим и достигает пика к четвертому фрагменту урока. Такой метод тренировки девушек более положительно влияет на сердечно сосудистую, дыхательную системы, а также на психофизиологическую сферу , потомучто в ходе педагогического исследования, положительных сдвигов в ЭГ занимающихся  наблюдается гораздо больше, чем в КГ.  Это подтверждается результатами, полученными в ходе исследования.

 Интервальный метод проведения занятий степ- аэробики является одним из  результативных средств  повышения функциональной готовности  женщин первой половины зрелого возраста.

 Литература

  • 1. Анисимова М.В. Занимаясь оздоровительной аэробикой // Физическая культура в школе. - 2004. - №6 - С.29-35
  • 2. Давыдов, В.Ю. Методика преподавания оздоровительной аэробики / В.Ю. Давыдов Т.Г. Коваленко, Г.О. Краснова. - Волгоград: Волгоградский Гос. Университет, 2004. - 115 с.
  • 3. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 105 с.
  • 4. Сайкина Е.Г., Смирнова Ю.В/ Методические аспекты подбора музыкального сопровождения занятий фитнесом//сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.- 2008.-97с.
  • 5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2004. - 480 с.
  • 6.Щюров А.Г. Врачебно- Педагогический контроль и средства восстановления в системе физического воспитания и спорта//-СПб.:ИД"Комильфо", 2008.-215с.
Просмотров работы: 16