«Он был частицею прославленного века...» (Н.Кукольник и его вклад в историю Таганрога) - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

«Он был частицею прославленного века...» (Н.Кукольник и его вклад в историю Таганрога)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  Введение

«Он был частицею прославленного века...» Так о Несторе Кукольнике, которому недавно исполнилось 200 лет со дня рождения, сказал писатель В. Сологуб (цит. по №11, с.4). Современник Пушкина, соученик Гоголя, друг Брюллова и Глинки, когда-то известный поэт и писатель... Однако для жителей Таганрога это имя сегодня значит неизмеримо больше, т.к. его вклад в развитие города намного превосходит те нелестные ярлыки, которым его часто награждали и современники, и потомки.

Таганрогу, начиная с первых дней его основания, везло на знаменитых и известных в России людей. Сначала сам царь Петр 1 со своими сподвижниками адмиралами - Ф.М.Апраксиным, П.Л.Гордоном, К.И.Крюйсом, Ф .Я.Лефортом и другими государственными лицами освятил своим присутствием землю будущего «града Петрова» - Таганрога.

В 19 веке сюда в буквальном смысле началось паломничество венценосных особ. Первым проложил дорогу в Таганрог в 1818 году император Александр 1, вторично гостивший здесь с супругой в 1825г. За ним последовали великие князья Николай Павлович и Михаил Павлович. Проездом на Кавказ в городе побывали герой войны 1812 года генерал Н.Н.Раевский и поэт А.С.Пушкин. Не миновали Таганрога поэт В.А.Жуковский и маринист И.К.Айвазовский.

В 1857 году в Таганрог на постоянное место жительства прибыл из Петербурга известный в столичных литературных кругах писатель и драматург, поэт и публицист Нестор Васильевич Кукольник, которому суждено было сыграть в истории Таганрога весьма значительную роль. Его имя неразрывно связано и с просветительской деятельностью, и с промышленным развитием города. Он стоял у истоков создания первой городской газеты, уповал за развитие в Таганроге системы высшего образования, не без его участия в городе в 1866 году появилось новое здание оперного театра, он находился в центре общественно-политической жизни города. Но главной заслугой Н.В.Кукольника на благо не только Таганрога, но и всего региона, является строительство Азовской железной дороги. В 1863 году он возглавил городской комитет по строительству железной дороги, связавшей Таганрог с Курско-Харьковской веткой и Ростовом.

Приступая к работе и определяя тему своего исследования, я исходила не только из ее актуальности, связанной с юбилеем Н.В.Кукольника и всплеском интереса к его личности. В нашей исторической литературе ему все еще отводится место реакционного писателя, «драматурга охранительного направления». Реакционный, потому что говорил добрые слова о царе, о монархии, которую считал наивысшим благом для России. Однако, мне кажется, что этот «реакционный деятель прошлого» сделал для России в целом, и для нашего города в частности, много больше полезного и значительного, чем иные прогрессивные строители нового мира.

Цель моего исследования состоит в том, чтобы показать, что жизнь и деятельность Н.В.Кукольника представляют большой интерес для понимания истории русской и региональной культуры и общественной жизни 19 века. При работе над ним я использовала прежде всего работы таких авторов, как Николаенко А.И.(№7), Гаврюшкин О.П.(№4), Тоценко Л.Т.(№10), Цымбал А.А.(№11), а также ресурсы Интернет.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения, также приводится список использованной литературы.

Кукольник и перспективы образования в Таганроге

Таганрог в середине 19 века был главным конкурентом Одессы. Когда-то при Николае I даже планировали создать Таганрогскую губернию, охватывающую Приазовский край. Император внес ее в список первого десятка, но сказал, чтобы образование производилось постепенно. Первой была образована Саратовская губерния, а до Таганрогской очередь так и не дошла. Вначале не было денег, а потом помешала Крымская война. Новороссийские губернаторы справедливо видели в усилении Таганрога угрозу лидерства «Южной Пальмиры» и противились этому. В Одессе губернаторами всегда были близкие к царской семье чиновники. Таганрогу нужен был человек, который не дал бы

Одессе задушить город. Вот им и стал Нестор Кукольник. Они так нужны были друг другу - город, задыхающийся от произвола чиновников, могущих превратить его в глухую провинцию, и Кукольник, задыхающийся в чиновничьей машине Военного Министерства, не дающей возможности развивать и внедрять его идеи.

   Выйдя в отставку, он забирает из Петербурга свою огромную библиотеку, в придачу с женой, и поселяется в Таганроге. Во всех начинаниях, особенно в бизнесе, Нестору Васильевичу всегда способствовала удача (а может и не удача, а научный подход). Так что приехал в город он не нищим поэтом, а богатым статским советником. Сегодня, любой крупный чиновник, выйдя на покой и приехав в чужой город, начинает свою жизнь там с покупки и обустройства землевладения. Кукольник устройством своего быта занялся только в 1859 году. До этого он просто купил дом, оформив его на жену. Ведь он вышел в отставку, а не на покой. Не до именья ему. Он с головою окунается в городские и краевые дела.

    В декабре 1857 Кукольник обращается к Министру народного образования Норову с докладною запиской «О народном просвещении в землях, лежащих между Азовским и Каспийскими морями с проектом устройства университета в Таганроге» Описав состояние дел в крае, он докладывает, что нужно сделать для открытия университета, как организовать учебный процесс. (№7, с. 111)

Помня, как они открывали Нежинскую гимназию, созданную на средства кн. Безбородько, Кукольник пишет «Я осмеливался бы ходатайствовать, в разрешении мне средствами частными устроить высшее воспитательное заведение с платою за воспитанников на общем основании пансионов, с тремя высшими против гимназии классами, в коих бы преподавались науки и искусства, необходимые для образования офицера, хозяина и негоцианта и вообще благовоспитанного члена общества.»

Норов благосклонно отнёсся к докладной, где предлагалось соорудить университет на основании существующей с 1806 г. гимназии, причём за собственный счёт. Тогда всё Причерноморье и Приазовье подчинялись Новороссийскому губернатору в Одессе. Вот он и переслал докладную туда на отзыв. При князе Михаиле Семеновиче Воронцове (1823-1854 гг.) Одесса стала третьей столицей России. Воронцов состоял в родстве с высшей аристократией России и Англии. Владея огромным состоянием и живя на широкую ногу, он приглашал в Одессу аристократов и богачей со всей России. Княгиня Воронцова, урожденная графиня Браницкая (близкая родственница Тарасовых панов), привлекла в Одессу богатейших польских шляхтичей (Кстати, это она пригласила, гениального Адама Мицкевича). Присутствие в городе людей, способных много тратить, вело к процветанию торговли в магазинах, ресторанах, росту театральных сборов и т. д. Князь Воронцов, так осмеянный Пушкиным,   превратил   Одессу   в   главный   торговый   город   юга   России.

Строительство железной дороги

В 1860 Кукольник составляет для правительства «Записку о построении железных дорог в России». Дело в том, что в это время как раз строились Петербурго-Варшавская и Петербурго-Нижегородская железные дороги. Строились за государственные деньги частными подрядчиками. Были злоупотребления и в расходе средств, и в самом процессе строительства дороги. Вот о том, как бороться с этими злоупотреблениями, и писал Кукольник. Его записка долго блуждала по чиновничьим кабинетам, пока, наконец, 15 июня 1865 года Император Александр II не издал Указ об учреждении Министерства

путей сообщения России. Первым Министром путей сообщения был назначен Павел Петрович Мельников - выдающийся ученый, талантливый инженер и организатор.

Развитие промышленности невозможно без надёжной транспортной системы. Самым надёжным видом транспорта и в те времена была железная дорога. Поэтому с начала 60-х годов начинается сражение различных регионов России за первенство в прокладке железнодорожной сети именно через их регион. Одни обосновывали необходимость прокладки дороги от Одессы на Балту, Бердичев, Житомир, Киев и Москву, другие от Одессы на Балту, Кременчуг, Харьков и Москву. Стал актуальным вопрос о прокладке железной дороги к Азовскому морю. И тут столкнулись интересы двух городов. 20-тысячного Таганрога и 10 тысячного Ростова. Хоть Таганрог и был вдвое больше Ростова, однако здесь градоначальником был бездарный самодур Лавров, в то время как в Ростове градоначальником избрали ловкого предпринимателя А.Байкова. Кстати, это именно тот Байков, у которого Кукольник закупал для армии во время Крымской войны мясные консервы и фураж.

Сейчас они оказались в противоположных лагерях. Цитирую А.Николаенко: «А.Байков ратовал только за Ростов, как единственный перспективный порт на Азовском море. Предлагалось от Харькова дорогу направить через Лисичанск, Луганск и Грушевку на Ростов. Далее торговая связь Ростова с Азовским морем должна была идти через гирла Дона, которые надо было сделать судоходными. Дорога на Таганрог в этом случае оказывалась просто лишней тратой денег и ничего не давала. «Продолжение дороги (от Ростова до Таганрога) должно главным образом зависеть от решения вопроса о гирлах, - утверждал А.Байков. - Если гирла могут быть очищены до моря, то в таком случае продолжение дороги повлечет только лишнюю трату денег, ибо водяная перевозка всегда удобнее и дешевле. Но если гирла очищены быть не могут, то полезно бы было устроить дорогу от Ростова до Таганрога».

Не тот был в Таганроге градоначальник, чтобы расщедриться на взятки за непонятное ему дело. Общественность города решила учредить комиссию по рассмотрению вопроса о строительстве железной дороги к Азовскому морю. Председателем комиссии избрали Нестора Кукольника. Он не стал искать средства на взятку. Вместо этого он, впервые в российской практике, разработал методику технико-экономического обоснования строительства железной дороги от Харькова до Таганрога. Он вместе с комиссией прошёл всю трассу. Предоставлю слово самому Кукольнику: «К чему хвастать? Скажу только, что комитет и Таганрогское общество нашли нужным удостовериться в справедливости и точности собранных сведений, на месте, посредством особой комиссии, которая в апреле 1863 года, шаг за шагом прошла по местности, предполагаемые удобнейшими для продвижения железного пути и в подробностях перемерила соображения Таганрогского комитета. Находящиеся по дороге города: Бахмут, Славянск и Харьков... приговорами, с коих засвидетельствованные копии хранятся у меня, выразили полную готовность содействовать благодетельному предприятию. Многие помещики письменно предложили свои земли бесплатно под дорогу. Тщательный осмотр местности дозволил составить карту, в которой наглядно были обнаружены неистощимые минеральные богатства всей линии, в особенности Миусского округа, составляющего новую русскую сокровищницу и каменного угля, и железных и свинцово-серебряных руд»(№7, с.44). С результатами исследований был ознакомлен и Министр Павел Мельников и члены царской семьи. После доклада Кукольника в 1863 царь принимает решение о строительстве железной дороги, которая должна соединить города Орел, Курск, Харьков, Таганрог и Ростов-на-Дону. Так расчёты Кукольника победили взятку... Но это было только началом. Целых три года Нестору Васильевичу пришлось ездить в Петербург, Харьков и по всем участкам трассы предполагаемой железной дороги, прежде чем «в феврале 1866 года на самом высоком уровне было решено считать Курско-Азовскую железную дорогу особо важной, и правительство выдает промесс (обязательство) под специальный «проект условий» компании, взявшей подряд на строительство». Об этом проекте условий написано в статье Н.Кукольника «Железные дороги в России», опубликованной в «Северной почте» в 1865 году (№247). Он пишет: «Все работы будут производиться не иначе, как по начертаниям, планам, подробным проектам и сметам, которые будут составлены по обоюдному соглашению инженером компании и инженерами, назначенными от правительства...» (параграф 4 Таганрогского «Проекта условий»). В параграфе 37 того же «Проекта» предполагает введение в дирекцию компании трех специалистов с правом контроля за всеми «начертаниями, планами, проектами и сметами», причем     каждый     из     них     обладает     единоличным     правом     вето.

5 мая 1868 года строительство началось одновременно по всей линии. Непосредственно укладка рельсов началась в декабре 1868 года. Движение поездов от Таганрога до Горловки было открыто 23 декабря 1869 года. Увы, Нестору Васильевичу уже не пришлось увидеть это. Цитирую Александра Николаенко: «8 декабря 1868 они сидели с другом семьи, пили чай. Потом Кукольник встал, и пошел в другую комнату переодеваться. Перед этим, как вспоминает его слуга, он выпил бокал шампанского. Переодевшись, он вышел из комнаты и, подойдя к столу, протянул жене коробку шоколадных конфет и тут же, сразу упал мертвый. Через пять минут привели врача (он жил рядом) но Кукольник был мертв»(№1,     с. 36).

Заключение

Останови сегодня любого таганрожца и спроси, кто из русских писателей способствовал развитию города, он скажет, что ни один из них не радел за Таганрог так, как Чехов. Я думаю, Кукольника забывают напрасно. Есть предположение, что энергия Кукольника, направленная на преобразования в Таганроге, объяснялась его тайным желанием занять пост градоначальника или даже губернатора. А если бы даже и так? Факты остаются фактами: благодаря Кукольнику в Таганроге появился «Полицейский листок» - прообраз первой таганрогской газеты. Собственно, Кукольник и хотел открыть газету, но удалось «пробить» лишь «Листок». Он вошел в число учредителей Акционерного общества по постройке нового здания городского оперного театра. И - театр построили. Если не самым первым, то одним из первых он поднял на правительственном уровне вопрос о загрязнении Азовского моря. Он использовал все свои столичные связи, чтобы южная железнодорожная ветка пролегала через Таганрог. А сколько еще было деяний не столь масштабных, проектов невоплощенных... Хотя Нестор Васильевич не отличался крепким здоровьем и на юг перебрался, чтобы подлечиться, после его смерти по Таганрогу поползли слухи об отравлении. Возможность отравления Кукольника связывали не только с корыстью или «любовным треугольником»: Нестор Васильевич пытался разоблачать злоупотребления, совершавшиеся во время строительства железной дороги. За злоупотреблениями стояли большие люди... В общем, сюжет под названием «Убрать свидетеля»... Но что за несчастливое имя - Кукольник? Что за странная судьба! Спустя несколько десятилетий, на Пасху 1935 года, было обнаружено, что могила Кукольника разорена(№3, с.8). Нет, против Кукольника разорители ничего не имели, ни за что ему не мстили. И вообще о нем даже и не думали. Просто искали клад... Уже нынешний, XXI век, принес неожиданную сенсацию, связанную с именем Кукольника. Журнал «Чудеса и приключения» опубликовал статью, автор которой - Всеволод Абрамов - утверждает, что ему удалось прочесть хранящиеся в Пушкинском доме зашифрованные рукописи Нестора Васильевича(№1, 35). Две рукописи имели названия - «Новый век» и «1852 год». Две другие - безымянные - дешифровщик озаглавил сам, исходя из их содержания. Получилось «Таганрог» и «Лупанарий». В сочинении «Таганрог» Кукольник нарисовал этот город, каким мечтал его увидеть: крупным промышленным, научным и культурным центром с интернациональным населением. В сочинении «Лупанарий» он развил эту тему. Кукольник описал фантастическое государство, расположенное на чудесном острове в Средиземном море. Управляет государством монарх, но не с помощью скучных седовласых министров: в советницах у него - красивейшие женщины разных национальностей, «наделенные недюжинными управленческими и хозяйственными способностями».. Ради них приезжают на остров со всего света самые богатые люди мира, благодаря этим женщинам и процветает остров.

 Профессор ТРТУ Александр Иванович Соловьев, автор книги "Университет на юге России", исследуя северный берег Азовского моря, тщетно пытался найти хотя бы следы активной жизни Н.В. Кукольника на Таганрогском (Миусском) полуострове(№8, с. 12). Но попутное решение этой загадки оказалось непосильным. Большую радость и ему, и другим, интересующимся судьбами Таганрога, доставили публикации талантливого краеведа, члена Союза журналистов России, кандидата технических наук Александра Ивановича Николаенко в приложении к газете "Таганрогская правда" со старинным ее названием "Таганрогский вестникъ". Вот что пишет А.И. Николаенко: "Естественно, кадры специалистов надо брать и готовить из местного населения, численность которого Н. Кукольник оценивает 1,6 млн. человек (весь Приазовский край - в оценке Н.В. Кукольника)... Все это побудило его изложить мысли свои о возможности развития края в записке в адрес правительства Малороссии, размещавшемся тогда в Одессе, под названием "О народном просвещении в землях, лежащих между Азовским и Каспийским морями" с проектом устройства университета в Таганроге. Был хорошо осведомлен Н.В. Кукольник и о решении, принятом в свое время Николаем I, создания Таганрогской (Петровской) губернии с центром в Таганроге. Тогда эти земли управлялись из Одессы, а в педагогическом отношении подчинялись Харьковскому учебному округу.

Таганрог и Одесса - два промышленно-аграрных культурных центра на юге России извечно противопоставлялись друг другу. Доводы, выставленные попечителем Одесского учебного округа в 1856 г. Н.И. Пироговым (1810-1881
гг.) против открытия университета в Таганроге возымели силу: "Азовский край, так подробно описанный Н. Кукольником, - это полудикая страна со всеми вытекающими отсюда последствиями", естественно, Одесса - это "многолюдный торговый и образованный  город".

Старания Н.В. Кукольника, к огорчению, закончились не в нашу пользу: "открыть его (университет - А.С.) надо в Одессе (1865)"... с наименованием "Императорский Новороссийский университет". Как справедливо резюмирует краевед А.И. Николаенко: "Создание Одесского университета - это результат той напряженной борьбы, которая шла между Таганрогом и Одессой и в которой в данном случае победил не здравый смысл, а... Одесса".

 А в чем же "здравый смысл" усматривал Н.В. Кукольник? Дело в том, что под термином "земли, лежащие между Азовским и Каспийским морями», он понимал не нечто вроде Кумско-Манычской впадины, а значительно шире, а именно: земли Войска Донского (см. книгу автора А.И. Соловьева "Азовское море и Приазовье", с. 150-156), Ставропольской губернии, Краснодарского края, Таганрогского и Керчь-Еникалинского градоначальства, Ростовского уезда и Бердянского региона с прилегающим к нему восточным побережьем Азовского моря.

Социальные перемены, происходящие теперь в нашей стране, побуждают вернуться к этим размышлениям в новой интерпретации, не забывая авторский приоритет выдающегося писателя и общественного деятеля, таганрожца Н.В.

Кукольника. Бескрайние степные просторы - неисчерпаемый резерв земледелия, садоводства, огородничества, скотоводства; мощные энергетические ресурсы; все виды транспортных коммуникаций, в том числе международные авиалинии и международные морские порты (Новороссийск, Таганрог, Ейск, Ростов) и т.п. послужили бы базой для создания целостной территориальной системы с административным центром в промышленном Таганроге...

Не умаляя достоинства благотворительных поступков состоятельных таганрожцев иностранного происхождения: Алфераки, Депальдо, Варваци, необходимо помнить заслуги Н.В. Кукольника перед городом. Настоящий русский интеллигент, который мог ограничиться только литературой, он не жалел сил для общества. Сбылись слова поэта: «Кто-то вспомнит про меня и вздохнет украдкой...»

Мы помним Вас, Нестор Васильевич.

Список использованной литературы

  1. Абрамов В. Слухов об отравлении Кукольника ходило много. - Чудеса и приключения, 2003, №2, с.35-37.
  2. Большая Советская Энциклопедия, т.23.
  3. Белоусов Н. Могила забытого русского поэта. - Таганрогский курьер, 1995. 5-12 янв., с.8.
  4. Гаврюшкин О.П. Вдоль по Питерской. Таганрог, 2000.
  5. Глинка М.И. Записки. М., 2004 (книга содержит приложение «Дневник» Н.Кукольника).
  6. Марсов А. Загадочная смерть Нестора Кукольника.- Аргументы и факты, 2001, №50, с. 10.
  7. Николаенко А.И. Кукольник и Таганрог. Таганрог, 1998.
  8. Соловьев А.И. Университет на юге России. Таганрог, 1999.
  9. Станько А.И. Истоки таганрогской журналистики: таганрогские газеты 19 века и их издатели. - Вехи Таганрога, 2007, №31.
  10. Тоценко Л.Т. Культурная жизнь Таганрога. Ростов-на-Дону, 2007.
  11. П.Цымбал А. После громкой славы. - Таганрогская правда, 1989, 16 февраля.
Просмотров работы: 71