В настоящее время глобализация является одной из наиболее острых проблем для многих стран и одним из важнейших факторов развития. Однако, по мнению большинства современных ученых, ее воздействие на социально-экономические процессы и положение отдельных стран и регионов неоднозначно. К положительным сторонам глобализации следует отнести: свободную миграцию товаров, услуг, капитала, рабочей силы; увеличение темпов либерализации торговли и инвестиций; ускорение научно-технического прогресса; появление новых видов коммуникаций, транспорта, информационных технологий; увеличение хозяйственной взаимозависимости стран. С другой стороны глобализацию следует рассматривать как явление, при котором усиливается социальное и материальное неравенство в обществе, что несет серьезную угрозу политической стабильности в отдельно взятой стране и мире.
Перед лицом растущей глобализации Россия, по сравнению с экономически развитыми странами, оказывается наименее подготовленной и защищенной, и причиной тому являются: отсутствие в стране четкой экономической политики на макроуровне; отсутствие координации действий между различными экономическими и финансовыми институтами; отсутствие необходимых реформ в области социально-трудовых отношений, которые должны предшествовать как либерализации рынков, так и структурной перестройке экономики.
Влияние процессов глобализации - один из самых актуальных вопросов системы потребительской кооперации России. В условиях глобализации возможно проявление разрушительного влияние центробежных сил, связанных с этим процессом, что может привести к разрыву традиционных связей внутри страны, обострению социальных проблем, уничтожению неконкурентоспособных производств и, как следствие, к росту социально-экономического расслоения населения. Ускорение на рубеже XX-XXI веков социально-экономических процессов в мировом масштабе требует не только внедрения новых, но и совершенствования устоявшихся форм хозяйствования. Одной из таких форм, требующих совершенствования и приспособления к современным реалиям, является потребительская кооперация, которая имеет более чем вековую историю развития. Кооперативные формы хозяйствования в мире выступают одним из факторов экономического роста государства, отличаются высоким уровнем демократичности, автономией на региональном и интеграцией на международных уровнях.
Адаптация системы потребительской кооперации к новым условиям хозяйствования и ее развитие, особое значение приобретают в связи с тем, что становление рыночной экономики в России не может осуществляться по классическому пути, а должно быть нацелено на формирование социально-ориентированной экономики, в которой хозяйствующие субъекты выполняют не только коммерческие, но и социальные функции.
Высококонкурентный характер рыночной среды, невозможность достижения конкурентного преимущества по многим товарам за счет оптимизации издержек, повышения качества и привлекательности товара в развитых странах Запада привел к необходимости установления более тесных отношений с потребителями на принципах прямой и обратной связи. Своеобразным аналогом такого взаимоотношения потребителя и продавца является действующая система потребительской кооперации России, позволяющая за счет минимизации трансакционных издержек добиться определенного конкурентного преимущества.
В условиях рыночной экономики в России каждое предприятие должно быть экономически эффективным и финансово независимым. Для обеспечения современного уровня конкурентного производства необходима стабильная деятельность не только в настоящем, но и в будущем, то есть устойчивое развитие предприятия. Первостепенными в условиях глобализации становятся вопросы совершенствования финансовых инструментов устойчивого развития предприятия, в том числе инновационных методов. К числу таких методов необходимо отнести эффективное использование имеющихся текущих активов; использование собственных финансовых ресурсов через реализацию инвестиционных вложений и привлечения заемных средств; разработку и практическое внедрение технологии бюджетирования на предприятиях различных форм собственности и другие.
Практический опыт говорит о том, что проблема совершенствования финансовых инструментов устойчивого развития предприятия, в том числе и предприятий потребительской кооперации, продолжает оставаться актуальной. В связи с этим в условиях рыночных отношений существенно возросла роль внутрифирменного планирования, одним из методов которого является бюджетирование.
Для современного предприятия бюджетирование представляет собой процесс финансового управления, который основан на разработке, исполнение, контроле и анализе основных финансово-экономических показателей. Данный процесс охватывает все стороны деятельности предприятия, позволяющий сопоставить все полученные затраты от ведения хозяйственной деятельности и полученные результаты, выраженные в финансовых терминах на предстоящий период в целом или по отдельным периодам. При этом главной задачей бюджетирования является повышение эффективности работы предприятия за счет целевой ориентации и координации всех событий, происходящих на предприятии, а именно изменение хозяйственных средств предприятия и их источников, выявлении рисков и снижения их уровня, а также повышения гибкости в функционирование экономического субъекта.
Наличие на предприятии управленческого учета и в частности бюджетирования оказывает неоценимую помощь руководству в планировании деятельности компании и помогает следить за выполнением поставленных задач.
Кроме того, актуальность бюджетирования проявляется в следующих преимуществах:
Таким образом, в современных условиях бюджетирование рассматривается как финансовый инструмент, необходимый для координации финансовых действий на планируемый период. В бюджетах предприятия находят свое выражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и фактических данных и отклонений фактических показателей от плановых. Поэтому бюджет служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей предприятия.
Бюджетирование как инструмент управления предприятием в условиях глобализации немыслим без внедрения системы контроллинга - современной концепция управления, сочетающей в себе процессы планирования и контроля. Контроллинг можно определить как новую управленческую концепцию, возникшую в результате эволюции функций менеджмента и подходов к управлению предприятием. Основу этой концепции представляет стремление обеспечить успешное функционирование и достижение целей деятельности предприятия.
Сущность контроллинга проявляется в таких направлениях деятельности, как: адаптация стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды; согласование оперативных планов со стратегическим планом развития организационной структуры; координация и интеграция оперативных планов по разным бизнес-процессам; создание системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени; создание системы контроля над исполнением планов, корректировка их содержания и сроков реализации; адаптация организационной структуры управления предприятием с
целью повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды. Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе.
Таким образом, и бюджетирование, и контроллинг ориентированы в большей мере на обеспечение желаемого результата в плановом периоде. Бюджетирование должно непременно стать органичной частью контроллинга на каждом предприятии потребительской кооперации.