В современных научных исследованиях выделяются два основных и противостоящих в своей мировоззренческой основе направления - эволюционизм и креационизм. В современных научных исследованиях пока ещё не решены в полном объеме проблемы возникновения жизни на Земле, видообразования и происхождения человека. Актуальность предлагаемого исследования обусловлена недостаточной разработанностью исследовательских программ материалистически-ориентированного эволюционизма и научного креационизма. Оно состоит из нескольких взаимосвязанных между собой проблемных блоков.
Первый блок касается философского, правового осмысления естественнонаучных объяснений происхождения жизни. Он включает в себя обсуждение идей и представлений, разрабатываемых Августином Блаженным, П. Гольбахом, А.И. Опариным, Парацельсом и др. Во втором блоке обсуждаются проблемы развития духовности, жизни. Эти проблемы разрабатывались в трудах Т. Алферова, Анаксимандра, Гераклита, Т. Гексли и др. Третий блок посвящен исследованиям проблем антропогенеза, результаты которых отражены в трудах М.Генделя, Ч.Дарвина, Р. Декарта, 3. Фрейда.
Объектом исследования являются материалистически-ориентированные и креационистские программы.
Предметом исследования выступают онтологические и эпистемологические основания указанных программ.
Цель исследования: сравнительно-правовой анализ эволюции и креационизма.
Слово креационизм происходит от лат. creatio - создание, сотворение. На наш взгляд, верующий ученый неизбежно креационист, так как понимает, что весь мир был сотворен, что жизнь была в этом мире тоже сотворена. Поэтому тех христиан, которые разделяют эволюционную точку зрения, неверно было бы назвать просто эволюционистами, так как они тоже верят в сотворение мира Богом. Технический термин «научный креационизм» - это популярное научное направление, которое возникло в англоязычном протестантизме. В научном креационизме существует множество различных течений, расходящихся в интерпретации естественнонаучных данных. Так, протоиерей Александр Глаголев [5], митрополит Иоанн Вендланд, протоиерей Петр Иванов, профессор Николай Фиолетов считаются сторонниками подхода под названием конкордизм (от лат. concordia, согласие) - не противопоставление библейско-богословского знания научной теории, а согласование. Правда, нужно оговориться, что система полного «согласования», по словам профессора протоиерея Василия Зеньковского, «ложна в своем принципе», т. к. наука постоянно развивается, а текст Писания и богословский подход к нему остается прежним [3, с.60]. Но здесь скорее разность методологии познания, различные предметы исследования, а не противоречие.
Конкордизм подразумевает, что обыватель не желает сталкивать православное мировоззрение с наукой. Только грамотный человек может четко различать: что в науке является фактами или теоретическими предположениями, домыслами или влиянием идеологии. Согласование богословского знания с наукой не означит, что делаются уступки тому, что выдается за науку, т.е. дарвинизму, диалектическому материализму, теории самозарождения жизни А.И.Опарина и Дж.С.Холдейна [4, с.65].
Противоположной концепцией креационизму является эволюционизм. Эволюционное учение - система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной. Первые эволюционные идеи выдвигались уже в античности, но только труды Чарльза Дарвина сделали эволюционизм фундаментальной концепцией биологии. Хотя единой и общепризнанной теории биологической эволюции до сих пор не создано, имеется огромное число подтверждающих ее научных фактов.
Согласование креационизма и эволюции, на наш взгляд, проявлялось в иконописи и церковных праздниках. Икона являлась своеобразным макетом, художественным источником отображения Священного писания, который передают из поколения в поколение. На Руси особенно любимым был Престольный праздник Святителя Николая Чудотворца 22 мая. 30-е годы XXв., пожалуй, самые трагические страницы истории России: уничтожение цвета нации. Не было города, поселка, села, которых бы не коснулась эта трагедия: религия была под запретом, проводились массовые репрессии, разрушение и разорение храмов. За годы репрессий на Алтае было закрыто 347 храмов. В 1938 году церковь в селе Николаевка закрыли. Старожилы вспоминают, как «обрушили» в Николаевке церковь. Сняли кресты, снесли купола и колокола, часть здания разобрали на строительство. Всё имущество церкви куда-то увезли. После закрытия храма представители власти ходили по домам, заставляли снимать и уничтожать иконы. Из сфабрикованного обвинительного приговора и протокола допроса - священник Слинько Василий Климентьевич обвинялся в том, что, используя религиозные чувства, проводил контрреволюционную агитацию среди населения села Николаевка, направленную против существующего колхозного строя. В настоящее время идет процесс по факту признания Слинько Василия Клементьевича мучеником. Мученик - человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Соответствующее греческое слово, которое было переведено на славянский и затем на русский словом «мученик», следует переводить - «свидетель». Из этого видно, что во времена гонений значение придавалось не столько мучениям, которые претерпевали мученики, сколько стойкости их свидетельства - исповедания христианства.
На наш взгляд, креационизм - это лишь одна из теорий о происхождении жизни, опирающаяся на Священное Писание, однако толкование лишь текста, без опоры на конкретные научные позиции не может являться по сути своей доказательством теории. На святых отцов Церкви, говоривших о творении в 24 часа не очень корректно ссылаться. Во-первых, не все так считают. Достаточно почитать «Шестоднев» святого Григория Нисского. Во-вторых, необходимо понимать, в каком контексте о сотворении мира писали святые отцы: они полемизировали с языческими философскими представлениями о бесконечности и безначальности мира. В связи с этим, отцам Церкви очень важным было показать, что мир сотворен в определенное время, он не безначален, но имеет начало своего бытия от Бога, он не бесконечен, но создан в определенное время.
Священник Александр Тимофеев в дискуссии на тему «Креационизм или эволюция» [7] отстаивает точку зрения креационизма с позиций христианства, однако, наиболее убедительным будет обосновани через научные методы, такие как анализ, либо опыты, а наиболее значимым фактом является тот факт, что нельзя доказать создание живого Всевышним, но возможность видообразования в природе является научно доказанным фактом.
Велика сегодня потребность российского общества к возрождению духовности. Восстанавливаются в России и в Алтайском крае разрушенные и разорённые храмы и монастыри, строятся новые. Так, в г.Горняк построен и действует храм Святителя и Чудотворца Николая. Строится в городе часовня - памятник во имя Святой Великомученицы Елизаветы. Это дань памяти шахтёрам. Это святое место и для всех горожан, живущих в этом городе. Потребность в духовном общении не иссякла, но притупилась. Политика запретов оставила свой отпечаток. Но опрос жителей г.Горняка и с.Николаевка показал, что потребность возвращения к духовным истокам велика. Сравнительно-правовой анализ креационизма и эволюции свидетельствует о неоднозначности данных подходов. Так, в марте 2006 года петербургская 10-классница Маша Шрайбер и её отец подали иск с требованием исключить теорию Дарвина из школьной программы. 21 февраля 2007 года Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга отказал в удовлетворении иска. 6 марта 2007 года семья Шрайберов обжаловала в городском суде Санкт-Петербурга решение Октябрьского районного суда.4 июля 2007 года городской суд Санкт-Петербурга отклонил кассационную жалобу по иску и оставил в силе решение суда первой инстанции. В 2009 году группой украинских граждан был подан иск в Окружной административный суд Киева с требованием включить в учебную программу наравне с дарвиновской теорией происхождения человека теорию креационизма.
В настоящее время креационизм преследуется по закону в некоторых европейских странах. Основные страхи европейской общественности были выражены в Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1580/2007 «Опасность креационизма для образования»:
Пункт 7. Существует реальная угроза путаницы в головах учеников между тем, что относится к убеждениям, верованиям и разного рода идеалам, и тем, с чем имеет дело наука. Установка «все может быть» может казаться привлекательной и толерантной, но в действительности является опасной.
Такую «опасность» Европейское сообщество в лице Парламентской Ассамблеи Совета Европы видит в теории креационизма.
Хотелось бы рассмотреть несколько устрашающих мифов о вреде теории сотворения мира, описанных в Резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы:
Пункт 11. ...Достижения в области медицины, борьба с заболеваниями (такими как СПИД), невозможны, если отрицать принципы эволюции...
Пункт 12. ...Тотальное отрицание науки - одна из самых серьёзных угроз правам человека и гражданским правам.
Пункт 13. ...Фактом является то, что некоторые защитники креационизма готовы заменить демократию теократией.
Покровители умов школьников и студентов не видят морального разложения во властных демократических кругах, но как огня боятся теократической модели государства. Ведь для них главное - это форма, а не содержание. Есть много исторических случаев, когда цари управляли страной лучше, чем это делали бы народные избранники. Вопрос не в том, кто управляет государством, а в том, куда, с какой целью и в каком направлении движется держава.
Воспитание в молодых людях понимания того, что они - венец творения Божьего, даст, возможно, генерацию потенциальных политиков, которые мыслят масштабно, здраво, умеют отличать добро от зла и заботиться о своём народе.
Поставленная проблема сравнительно-правового анализа эволюции и креационизма требует дальнейшего исследования, результатом которого может быть разработка конкретных перспектив создания нового направления развития в современном праве на основе объективных научных данных, что послужит базой для формирования комплексного исследования по междисциплинарным темам происхождения и развития жизни и человека.
Список литературы