ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образование - это общественное благо. Образование должно быть общественным благом. Но сегодня уже только в теории. В советские времена единственным заказчиком, спонсором и контролером образовательных учреждений, начиная с детского сада и заканчивая университетом, было государство. В наше время существует очень серьезная и важная для общества проблема - это проблема платного образования. Государство перестало в полной мере отвечать за качество и доступность образования.

Проанализировав проблемы в современном высшем образовании, можно сделать следующие выводы:

  1. Большинство современных ВУЗов перешло на смешанную схему финансирования, при которой наименьшую часть составляют бюджетные места, а основная доля приходится на платное образование. При этом плата за обучение и проживание в общежитиях растет с каждым годом, а бюджетные места сокращаются. В некоторых ВУЗах вообще нет бюджетных мест или только на определенные специальности.
  2. Поступить на платное обучение не очень сложно, нет большого конкурса. А на бюджетные места поступить очень сложно, потому что, во-первых, их количество ограниченное, во-вторых, часть бюджетных мест занимают льготники,
  3. Не секрет, что в ВУЗах процветает коррупция. В некоторых вузах, преподаватели заранее, перед началом учебного года, выставляют студентам «ценник» за оценку, для того чтобы сдать экзамен, при этом цена варьируется в зависимости от оценки.
  4. Качество обучения стало хуже, так как основное внимание направлено не на обучение хороших специалистов, знающих свое дело, не на развитие науки, а на увеличение размера прибыли. Образование - это рынок.

В настоящее время  высшее образование стало не общественным благом, а  услугой, которую можно купить. Эти изменения идут в разрез с Конституцией РФ, где в статье 43 говорится, что каждый имеет право на образование, и что каждый в праве на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Получается, согласно соответствующей статье Конституции РФ, человек не может быть лишен своего законного права на образование потому только, что у его родителей нет средств.

В проекте 2011 года федерального закона «Об образовании в РФ», был рассмотрен этот вопрос, и была отмечена необходимость неукоснительного соблюдения положений Конституции Российской Федерации при формулировании соответствующих положений проекта федерального закона, в том числе в части закрепления государственных гарантий на общедоступное и бесплатное образование, установления уровней образования. Также была отмечена необходимость расширения государственных гарантий прав граждан на получение бесплатного образования. Но  законопроект еще не принят, его принятие планируется на весну 2012 года. Нам еще предстоит удостовериться в том, будут ли существенные изменения в законопроекте в пользу граждан России или же все останется по- прежнему. Если же не будет никаких существенных изменений, то в итоге наша страна лишается возможности получения большого количества квалифицированных работников. Развивать науку, технику, культуру, экономику будет некому. Многие студенты стремятся уехать заграницу для получения образования.

Основная часть населения страны, будет малообразованна, так как у них нет средств на хорошее образование, также нет гарантий и уверенности, что они получат качественное образование и что будут востребованы в своей стране. В результате получается, что «настоящих» специалистов становится меньше, некому вкладывать свои знания, инновации в развитие страны. Научно-технических идей становится все меньше и меньше. А наука - это инновации и модернизация.

Главной задачей и целью функционирования системы образования, является формирование кадрового интеллектуального потенциала, который отвечает современным требованиям,  и способствует социально-экономическому развитию страны. Система образования должна обеспечить возможность получения высокопрофессионального образования , чтобы специалисты были конкурентоспособны на рынке труда. Не должно быть ограничений гражданам в получении образования, независимо от его национальности, имущественного и социального статуса, религиозных, философских и иных взглядов и убеждений. Не должно быть в системе образования коррупции, так как это воспитывает в человеке нежелание трудиться и развивает в нем безответственность. Нам надо иметь всесторонне образованного, востребованного на рынке труда специалиста, но прежде всего гражданина высоких морально-нравственных качеств.

Реформы, которые проводились в России  в последнее время не дали каких либо положительных результатов. Необходимы преобразования, которые подходят именно для нашей страны, а не копирование моделей образования других стран.  Еще в октябре 2005 г., выступая на совете по науке, технологиям и образованию при Президенте,  В.В. Путин отметил, что качество образования остается проблемой номер один и, что «доступность и качество образования прямо влияют на наши национальные перспективы». Однако, несмотря на процессы реформирования образования, происходящие в нашей страны в последние годы, качество образования как центральная проблема реформирования, остается без должного внимания.

6 декабря 2011 года на заседании коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко сообщил, что в 2012 году количество контрольных цифр приёма в вузы планируется сохранить на уровне 2011 года. При этом он отметил, что доступность качественного образования должна увеличиваться. Также на заседании коллегии была отмечена несбалансированность числа выпускников учреждений профобразования и кадровой потребности рынка труда, в результате в ряде случаев выпускники вузов оказываются невостребованными. Кроме того, была отмечена проблема несоответствия уровня квалификации выпускников предъявляемым к ним требованиям, что связано, в том числе, с приёмом в вузы абитуриентов, недостаточно подготовленных и слабо мотивированных к освоению профессиональных образовательных программ. А. Фурсенко подчеркнул, что для того, чтобы добиться качественного уровня образования, необходимо привлекать в вузы мотивированную молодежь, которая хочет и может учиться не за счет своих финансовых возможностей, а за счет своих знаний.   Также министр образования подтвердил, что по окончанию вуза молодые специалисты должны трудоустраиваться, быть востребованными и не чувствовать себя обманутыми.

Представляется важным то, что проблемы нашей образовательной системы  решаются и есть понимание того, что качественное, доступное высокопрофессиональное образование оказывает огромное влияние на  социально-экономическое развитие страны.

В заключение хочется привести слова А.Н. Пахмутовой: «Спасти нас могут только нормальная нравственная и художественная среда и все-таки  бесплатное образование».

Просмотров работы: 639