Образовательная политика и национальные интересы России в XXI веке - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Образовательная политика и национальные интересы России в XXI веке

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства.

Любая отраслевая политика должна в себя включать защиту национальных интересов в данной отрасли, не исключение и политика в образовательной сфере. Важнейшими национальными интересами в данной области является подготовка квалифицированных кадров для страны, которые также будут являться конкурентоспособными на мировом рынке труда. Данные интересы в настоящее время реализуются через реформу системы образования.

Цель данной работы - установить, насколько современная государственная политика в сфере образования способствует реализации национальных интересов России в различных сферах, особенно в социальной сфере. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • оценить образовательную политику России на данный момент путем анализа нормативных документов;
  • выявить национальные интересы в социально-экономической сфере, в частности, в сфере образования;
  • сопоставить тенденции образовательной политики России с национальными  интересами в социально-экономической сфере, выявить возможности реализации и защиты национальных интересов в социально-экономической сфере с помощью образовательной политики.

Объектом изучения в нашей работе является образовательная политика России начала XXI века, предмет - нормативные документы, характеризующие образовательную политику России.

Данная проблема будет рассмотрена в периоде с 2000 по 2011 года. Анализ образовательной политики РФ за данный период будет основан на изучении двух официальных документов - действующего Федерального закона об образовании и Приоритетного национального проекта «Образование».

В XX веке система образования, созданная в СССР, считалась одной из лучших в мире, однако после распада Союза созданная за десятилетия система обнаружила ряд недостатков: отрыв образования от практики, устаревшие методики преподавания, часто не дающие результата, неконкурентоспособность выпускников по сравнению с выпускниками зарубежных ВУЗов. Различия в российской и западной системах образования привели к тому, что российский диплом на начало XX века не признавался большей частью стран Европы. Сложившаяся ситуация в сфере образования создала необходимость реформы системы российского образования, целью которой ставилось создать современную конкурентоспособную систему образования. Это означало необходимость изменений в образовательной политике, так как прежде действенные методы и инструменты нужного результата не дают и в данный момент времени привычнее большинству методы советской политики оказались неэффективными.

В данной работе будут рассмотрены элементы образовательной политики, касающиеся реформы системы образования в РФ. В процессе исследования образовательной политики нами были изучены официальные документы, издававшиеся с период с 2001 по настоящее время, будет рассмотрена проводимая в настоящее время реформа образования и проанализировано

В 2005 году стартовал национальный проект «Образование». Данный проект призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.
Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников.

Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта - модернизацией региональных систем образования - оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

Таким образом, направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены".

Существенным недостатком проекта является то, что не продумана система контроля за исполнением проекта. Отметим, что ответственные лица за исполнение определенных шагов проекта не указаны, отсутствуют четкие сроки исполнения проекта. Выкладываемая Министерством науки и образования отчетность о выполнении проекта на сайте Министерства не может отражать его выполнение, так как мы не имеем четкого планирования. Даже если будет написан план выполнения проекта, мы не сможем контролировать его исполнения и требовать этого от лиц, ответственных за определенные этапы, так как эти лица не указаны и фактически на данный момент проект существует лишь номинально. Законы и указы, указанные в рамках проекта, по своему тексту как будто не имеют никакого отношения к проекту, в них также не указаны ответственные лица. Иногда в качестве ответственных за выполнение можно увидеть «Рособразование», но при этом не очень связаны проводимые мероприятия с достигнутым результатом (План мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. N 1172 "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах"). На данный момент можно считать, что национальный проект «Образование» нуждается в доработке, необходимо задать четкий план выполнения проекта, указать ответственных за выполнение лиц.

Таким образом, образовательная политика РФ в XXI веке направлена на реформу существующей системы образования и вывод ее на международную арену. В отличие от советской политики в сфере образования, не имевшей цели поддержания престижа российского образования на международной арене, в данный момент это ключевая проблема российской образовательной политики и один из национальных интересов России.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской федерации до 2020 года «...Для обеспечения национальной безопасности за счет экономического роста Российская Федерация основные усилия сосредоточивает на развитии науки, технологий и образования...», то есть с помощью развития науки и образования страна обеспечивает себе экономический рост, тем самым обеспечивая национальную безопасность. Также в Стратегии говорится, что для противодействия угрозам национальной безопасности силы обеспечения безопасности совместно с усилиями институтов гражданского общества направляются на поддержку социально-экономической политики, в частности в сфере образования.

В качестве стратегических целей в области образования указаны: повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования. Данные цели предлагается реализовать через решение нескольких задач: повышение престижа профессии педагога, создания сети федеральных университетов.

Изложенные национальные интересы нашли отражение в национальном проекте «Образование», в процессе реализации которого уже сформированы и планируется формирование новых федеральных университетов, проводится реформа системы образования.

Под результативностью образовательной политики государства понимается соответствие полученных результатов заявленным целям и задачам, с одной стороны, и выделенным ресурсам, с другой. Однако мы не можем объективно оценить результативность, так как в Стратегии национальной безопасности России и в рассмотренных документах мы не имеем четкого временного планирования и в связи с этим невозможно оценить, насколько реализованы цели, заданные в Стратегии. Также не указаны ответственные за выполнение определенных задач люди, что также делает затруднительным оценку эффективности их работы.

В данный момент одной из проблем российского образования является его оторванность от реальных потребностей рынка труда, и проводимая реформа является удачным поводом для того, чтобы привести в соответствие программы подготовки специалистов и потребности рынка труда. Однако при переводе на двухуровневую систему многие образовательные программы для бакалавриата были переписаны со старых программ подготовки специалистов, но уже в другие сроки.

Также можно отметить тенденцию сделать образование общедоступным, с чем было связано введение Единого Государственного Экзамена. Основная причина введения ЕГЭ в России (как и реформы образования в целом) - стремление страны вступить во Всемирную Торговую Организацию. Стандартизация национальных систем образования - одно из обязательных требований членства в этой международной организации. По этой причине российские вузы перешли на двухуровневую систему, а в российских школах ввели единые государственные экзамены. Однако требования ВТО в части стандартизации системы образования Россией выполнены лишь на уровне высшего образования. Что же касается среднего образования, то изменения носят формальный характер: ЕГЭ скопированы с западных тестов, очень часто оказывается, что школьная программа и Единый экзамен имеют значительные расхождения. Фактически фундаментальных изменений в средней школе проведено не было. В России учебные программы перегружены техническими предметами, а вот социально-гуманитарные дисциплины даются в меньшей степени, чем на Западе. На практике введенные в школу реформы не дают никаких преимуществ ученикам: они не могут выбирать программу обучения в зависимости от желаемого направления обучения, они не могут поступать в иностранные вузы. В данный момент в школах начинается внедрение профильного обучения, но в отличие от европейской системы, в российском варианте профильного обучения ученик не может выбирать предметы, которые он хочет изучать, а имеет уже готовую программу. Возможно, что в наших условиях это наиболее оптимальная версия профильного обучения, однако школьников в процессе обучения необходимо приучать к самостоятельности и формировать у них ответственность за свои действия, чего при готовых программах обучения у нас меньше, чем на Западе.

Несмотря на то, что реформа образования жизненно необходима стране и от качества образования будет зависеть дальнейшая судьба страны, реформа образования протекает достаточно медленно и не эффективно по нескольким причинам. Одна из них - неорганизованность реформы в целом: отсутствует четкое планирование, не назначены лица, ответственные за определенные этапы. Также проблема внедрения реформы заключается в консерватизме работников образования. Многие сотрудники, не одно десятилетие отдавшие образовательной системе, не готовы принять нововведения и часто коверкают их так, что суть новшества разрушается исходно. Также многие старые сотрудники не готовы к нововведениям в связи с тем, что в данный момент они не готовы признать существование проблем системы образования и до сих пор верят тому, что существующее - проверенное временем - лучше, чем что-то принятое с запада. Причины такого восприятия - пережитки Советского союза, в советское время не было принято оглядываться на опыт других стран и внушалось, что наша система образования лучше других. Это тоже оказывает немаловажное влияние на проведение реформ, не только образовательных.

На основании проделанного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. В настоящее время образовательная политика направлена на повышение качества образования и вывода российской системы образования на мировую арену с целью улучшения имиджа России.
  2. Образовательная политика России позволяет реализовать следующие национальные интересы: повышение качества жизни граждан, обеспечение экономического роста и национальной безопасности России..
  3. При реализации образовательной политики не полностью учитываются потребности рынка труда, производится подготовка невостребованных специалистов в объеме, превышающем спрос. При этом шагов, направленных на синхронизацию рынка труда и системы образования, в образовательной политике в данный момент не выявлено.
  4. В настоящее время отсутствуют лица, являющиеся ответственными за реализацию образовательной политики. В изученных официальных документах не указаны лица, ответственные за выполнение определенных этапов реформы образования. В Стратегии национальной безопасности также отсутствуют ответственные лица, таким образом государство освободило себя от ответственности перед гражданами.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ФЗ «Об образовании» от 18.07.2011 N 242-ФЗ
  2. Приоритетный национальный проект «Образование». Информация с сайта Министерства образования и науки РФ mon.gov.ru
  3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 1518-р о создании Сибирского федерального университета
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. N 1616-р о создании Южного федерального университета.
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 149-р о внесении изменений в перечень подведомственных Рособразованию федеральных государственных учреждений.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. N 1172 "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах".
  8. План мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. N 1172 "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах".
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 января 2010 г. N 12-р о создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет".
  10. Выступление Д.А. Медведева на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике //Вестник образования России. 2007. - № 20. С. 46.
  11. Борисенков В.П. Стратегия образовательных реформ в России (19852005 гг.) //Педагогика. 2006. - № 7. С. 9.
  12. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и новые реформы российского образования // Педагогика. 2005. - № 7. С. 3.
  13. Каменская Ю.А. К вопросу об использовании европейского опыта в период становления российской системы образования // Власть. 2007. - № 2. С. 75-79.
  14. Магун В.С. Ход Болонского процесса в европейских странах // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - №№ 5-6 (33)
Просмотров работы: 362