ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНАМИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНАМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Государственный бюджет на всех его уровнях играет важную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Экономическое значение бюджета заключается, прежде всего, в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей.

Во всех тонкостях налогового дела приходится разбираться бухгалтеру, который ведет учет расчетов с бюджетом в организации. Он должен знать, как меняются ставки налогов, объекты налогообложения, когда отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить.

Расчеты с бюджетом являются частью финансовых операций организации по выполнению обязательств перед государством. Это обусловливает необходимость достоверного определения налоговых баз и сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет при соблюдении действующего налогового законодательства РФ. Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления, доля которых составляет до 90% всех статей дохода бюджета. Поэтому можно сделать вывод, что обеспечение полноты и достоверности начисления налогов и учета расчетов с бюджетом имеет большое значение для формирования бюджетов всех уровней.

Основными задачами учета расчетов с бюджетом является правильный расчет налоговой базы, суммы налогов и своевременное их перечисление в бюджет. Результативное решение перечисленных задач обеспечивает полное и своевременное поступление налогов и сборов в бюджет. Не менее важной задачей является организация оперативного взаимодействия финансовой (бухгалтерской) службы организации с налоговыми органами, которые осуществляют контроль своевременности и полноты перечисления налогов и сборов. Речь идет не только о своевременном представлении налоговых деклараций, но и о серьезном подходе к сверке показателей задолженности по отдельным налогам. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 64) отражаемые в отчетности суммы расчетов с налоговыми органами и внебюджетными государственными фондами должны быть согласованными с ними и тождественными. Оставление на балансе неотрегулированых сумм по этим расчетам не допускается.

В соответствии с законодательством РФ  налогообложение предприятий и организаций предполагает:

  • определение размера объекта налогообложения;
  • расчет суммы причитающегося с предприятия налога, на основе сформировавшегося в учете показателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (процентной);
  • осуществление расчетов с бюджетом по начисленным налоговым платежам;
  • составление и представление в налоговые органы налоговых деклараций.

Многие показатели, используемые при формировании базы налогообложения, в том числе стоимостный объем реализации продукции (товаров, услуг), т. е. выручка, отражаются в системном бухгалтерском учете.

Все операции по начислению и уплате налогов в бюджет подлежат отражению в бухгалтерском учете. Порядок учета расчетов организаций регламентируется  рядом законодательных и нормативных  актов. Налоговый кодекс РФ - единственный законодательный  акт, устанавливающий систему налогов, взимаемых во все уровни государственного бюджета, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Отражение в финансовом учете регулируется:

  • Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
  • Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;
  • Планом счетом бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению;
  • ПБУ 9/99 «Расходы организации»;
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

ПБУ 18/02 используют организации, применяющие общую систему налогообложения. Малые организации имеют право не применять ПБУ 18/02.

Начисление налогов и сборов отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по соответствующим субсчетам) и дебету различных счетов (в зависимости от источников возмещения налогов и сборов). Начисленные налоги и сборы могут:

  • включаться в издержки производства и обращения себестоимость, например, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог, транспортный;
  • относиться на счет по учету продаж, например, НДС, акцизы;
  • относиться на счет прочих доходов и расходов, например, НДС по продажам основных средств и материалов, налог на имущество организаций;
  • относиться на счет прибылей и убытков, например, налог на прибыль, единый налог при УСН, ЕНВД, налог на игорный бизнес;
  • удерживаться из доходов физических лиц - НДФЛ.

Расчеты по начислению налогов являются довольно трудоемкими. Основной признак для построения аналитического учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» - по видам налогов и сборов, могут также использоваться аналитические счета для учета срочной и просроченной задолженности, санкций за нарушение НК РФ.

Налог на доходы физических лиц - наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной  экономики.  НДФЛ на каждого сотрудника рассчитывается при начислении заработной платы и удерживается из нее ежемесячно. Работник организации является налогоплательщиком, а на организации лежат обязанности налогового агента по исчислению, удержанию перечислению НДФЛ в бюджет. Налог широко распространен в мире. Он удерживается с облагаемого дохода, представляющего собой совокупный годовой доход за вычетом разрешенных законом скидок и льгот, а его плательщиками является практически всё трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального [4].

Налог на прибыль предприятий и организаций является важным источником формирования федерального и регионального бюджетов. Правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в отчетности информации по расчетам по налогу на прибыль установлены ПБУ 18/02. Это ПБУ применяется всеми плательщиками налога на прибыль, за исключением субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций. Основной целью ПБУ 18/02 является установление альтернативного механизма расчета величины налогооблагаемой прибыли организаций на основе данных бухгалтерского учета.

Предлагаемый механизм расчета базируется на том допущении, что формирование прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете осуществляется на основе одних и тех же хозяйственных операций, совершенных организацией в течение отчетного периода. На основе анализа и сравнения учтенных хозяйственных операций появляется возможность для установления взаимосвязи между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) и выявления факторов, приводящих к расхождению данных бухгалтерского и налогового учета.

Путем определения разницы между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) становится возможным выявление различия налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, и налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль. После установления этого различия можно осуществить корректировку величины налога на прибыль, исчисленной от бухгалтерской прибыли, до величины налога на прибыль, которую организация должна уплатить [5].

Данным ПБУ в учетной практике используется девять показателей, каждый из которых увеличивает или уменьшает облагаемую налогом прибыль и, соответственно, подлежащий уплате налог:

  • постоянные разницы, приводящие к образованию постоянного налогового актива или постоянного налогового обязательства;
  • временные разницы, приводящие к образованию отложенного налогового актива или отложенного налогового обязательства;
  • условный доход (расход), представляющий собой налог на бухгалтерскую прибыль (убыток);
  • текущий налог на прибыль, получаемый алгебраическим сложением (+ или -) определенных перечисленных показателей.

Несомненно, ведение налогового и бухгалтерского учета налога на прибыль является сложным и при большом количестве фактов хозяйственной деятельности трудоемким. Автоматизация учета позволяет преодолеть многие трудности, но при этом возникают такие риски, как сбой в системе автоматической обработки данных, несанкционированный доступ, невозможность быстрой настройки алгоритмов обработки данных  из-за изменения законодате6льства и появления новых расходов, изменения учетной политики для целей налогообложения др.

Главное назначение налога на имущество с точки зрения экономики состоит в стимулировании организаций эффективно использовать имеющееся в их распоряжении имущество; ускорении оборачиваемости основных фондов и их полной эксплуатации. Для бухгалтера определение  налогооблагаемый базы в виде остаточной стоимости основных средств не вызывает затруднений и существенных затрат времени. Налоговая база рассчитывается в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Организации могут «сэкономить» по налогу на имущество, используя ускоренные методы начисления амортизации. Но этот шаг идут немногие, т. к. использование разных метод начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете ведет к временным разницам и увеличивает работу по ведению налогового учета по налогу на прибыль.

Введение транспортного налога явилось очередным этапом налоговой реформы, проводимой в России. Практически любая компания имеет в собственности транспортные средства и становится при  этом плательщиком транспортного налога. Для целей налогового учета транспортный налог относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и включается в расходы организации, учитываемые при исчислении налога на прибыль, для целей бухгалтерского учета включается в состав расходов по обычным видам деятельности или в состав прочих расходов. Налоговая база формируется вне системы налогового учета, расчет налога не является сложным.

Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он  выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов, а также способствует рациональному использованию земельных угодий, их охране, повышению плодородия почв, контролю экологической обстановки. Земельный налог платят собственники участков, а также те, у кого он находится на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сам расчет земельного налога несложен. Для этого нужно кадастровую стоимость участка, которая является налоговой базой, умножить на ставку налог. Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком. В случае, когда земельный участок используется в уставной деятельности, суммы платежей по земельному налогу относятся на затраты производства или расходы на продажу, если не используется - относятся к прочим расходам.

Много субъектов малого и среднего бизнеса используют специальные режимы налогообложения - УСН, ЕНВД, ЕСХН. Бухгалтерский учет расчетов не усложняется и основное время уделяется налоговому учету доходов и расходов, который ведется при УСН и ЕСХН. Несмотря на то, что эти налоговые режимы являются специальными, бухгалтер должен знать терминологию и порядок формирования расходов при уплате налога на прибыль. Эта необходимость связана с тем, что многие статьи глав 26.1 и 26.2 НК РФ имеют ссылку на статьи главы 25 НК РФ.  

Путем совершенствования учета расчетов с бюджетом является максимальное уменьшение корректировки налогооблагаемой базой при налоге на прибыль. Это положение применимо для ситуаций, когда нерационально использовать разные методы учета расходов в бухгалтерском и налоговом учете, т. к. существенно повышается трудоемкость, а  экономия на уплате налога незначительна.

В идеале, одной системы учета должно быть достаточно для организации. Желательно, чтобы налоговые расчеты строились полностью или в максимальной степени на базе системы бухгалтерского учета. Но практика показала, что одна система учета не в силах удовлетворить потребности всех пользователей. Поэтому налоговый учет уже состоялся как самостоятельная система учета и все дискуссии о его необходимости - это сфера обмена мнениями. 

Библиографический список

  1. Курочкина, Л. П. Учет расчетов по платежам в бюджет [Текст] / Л. П. Курочкина // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. - 2010. - № 8. - С. 17-20.
  2. Абрамова, А. С. Исчисление налога на имущество [Текст] / А. С. Абрамова // Бухгалтерский учет. - 2011. - № 2. - С. 53.
  3. Кузьмин, Г. В. Исчисление транспортного налога организациями [Текст] /  Г. В. Кузьмин // Бухгалтерский учет. - 2011. - №9. - С. 73.
  4. Салина, Л. Земельный налог [Электронный ресурс] / Л. Салина // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2010. - № 11.

 

 

Просмотров работы: 21