Эволюция международных стандартов, применяемых в отечественной статистической практике - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Эволюция международных стандартов, применяемых в отечественной статистической практике

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Система национальных счетов(СНС) является важнейшим разделом социально-экономической статистики, действует практически во всех странах мира, входящих в ООН, как статистическая модель рыночной экономики. Система основывается на балансовых построениях, которые впервые в мире стали выполняться в СССР с 1926 года, внедрение их в международную практику государств началось в 1953 году, а в настоящее время они приняли вид СНС.

        Формирование показателей национальных счетов и внедрение их в практику статистической деятельности России началось (всерьёз и надолго) в 1991 году, после отказа от системы баланса народного хозяйства, который не обеспечивал отражения реальной действительности, количественных и качественных характеристик развития экономики.

        Переход российской статистики на международные нормы и стандарты совпал с переходом к новой методологии СНС, разработанной Статистической комиссией ООН, МВФ, Мировым банком, ОЭСР и Евростатом на основе длительного периода её совершенствования и принятой в 1993 году.

        Освоение системы национальных счетов шло по принципу «сверху вниз», то есть сначала были организованы расчеты самого важного показателя системы - валового внутреннего продукта (ВВП). В последствии состав официально рассчитываемых показателей постоянно расширялся, и с 1995 года стала внедряться система региональных счетов (CРC), главным показателем которой стал валовой региональный продукт (ВРП).

       В настоящее время статистика представляет для всех пользователей достаточно широкий набор национальных счетов и показателей. Вместе с тем, публикуемый набор счетов ещё не является исчерпывающе полным для всестороннего анализа ситуации в экономике и принятия решений экономической политики государства.

Актуальность этой темы заключается в том, что CНC имеет всеохватывающий характер, т.е. CНC в обобщенном виде содержит упорядоченную определённым образом информацию о всех:

  • хозяйствующих субъектах, участвующих в экономическом процессе - юридических лицах и домашних хозяйствах;
  • экономических операциях, связанных с производством товаров и услуг, распределением и перераспределением доходов, приобретением финансовых активов и принятием обязательств;
  • экономических активах и пассивах, формирующих национальное богатство и их изменениях в результате экономических операций экстраординарных причин.

     СНС   широко применяется органами государственного управления в процессе принятия решений по вопросам формирования макроэкономической политики; все большей мере привлекаются бизнесменами и менеджерами для анализа  общего макроэкономического  климата и экономической конъюнктуры; находят широкое применение в научных разработках по теории воспроизводства, при построении эконометрических и  прогностических моделей.  

Работа состоит из 4 частей:

В первой части рассказывается о понятиях и макроэкономических показателях CНC, которые помогают измерить результаты экономической деятельности.

Во второй части раскрывается сама суть этой работы - эволюция международных стандартов, применяемых в отечественной статистической практике. Раскрываются международные стандарты, касающиеся центрального раздела макроэкономической статистики.

В третей части раскрываются принятые решения Статистической комиссии CНC 2008 года. Её стратегии, внедрения и будущее развитие.

В четвёртой части рассказывается о 42-ой сессии Статистической комиссии ООН и совещании высшего уровня по вопросам статистики. Её участники, рассматриваемые вопросы и принятые решения.

    В условиях углубления рыночных интеграционных процессов возникает необходимость использования в макроэкономических расчетах важнейших элементов системы национальных счетов. Применение СНС в статистической практике позволяет получать ряд важнейших макроэкономических показателей, которые дают обобщающую информацию о состоянии и динамике развития экономики страны в целом и в разрезе ее секторов и отраслей, являются базой для разработки моделей и прогнозирования экономики при переходе ее к рынку.         

    Главными общепринятыми макроэкономическими показателями сегодня являются валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Все три показателя могут быть представлены только в зависимости от стадии воспроизводственного процесса, на которой они измеряются (исчис­ляются). От этого зависит и метод их исчисления. На стадии произ­водства берется сумма добавленной стоимости (или чистой стоимо­сти, то есть чистой продукции, если речь идет о национальном дохо­де) всех отраслей экономики. На стадии распределения берется сум­ма первичных доходов, полученных непосредственно в результате производства товаров и услуг. Это - зарплата, прибыль, рента, про­цент. На стадии использования берется сумма потребления (личного и государственного) и капитальных вложений (в случае национального дохода берется чистое накопление, то есть капвложения за вычетом амортизации основного капитала). Таков общий принцип расчета этих трех макроэкономических показателей.

 1  Понятия и основные макроэкономические показатели СНС.

        В СНС развитие экономики по созданию материальных благ и предоставлению услуг освещается на стадии производства, образования и распределения доходов и сбережения. Для измерения результатов экономической деятельности используют систему взаимосвязанных показателей, наиболее важными из которых являются такие:

1. на стадии производства:

  • валовой выпуск;
  • промежуточное потребление;
  • валовая добавленная стоимость;
  • валовой внутренний выпуск продукции;
  • чистый внутренний продукт;

2. на стадии образования и распределения доходов:

  • валовой национальный доход;
  • валовой национальный располагаемый доход;
  • чистый располагаемый национальный доход;

3. на стадии использования доходов и сбережения:

  • конечное потребление;
  • сбережение;
  • чистое кредитование / чистое заимствование.

    Валовой выпуск (ВВ) - это суммарная стоимость товаров и услуг, которая является результатом производственной деятельности резидентов в отчетном периоде.

    Промежуточное потребление (ПП) представляет собой суммарные расходы на товары и услуги, которые трансформируются или полностью потребляются институционными единицами для производственных потребностей.

    Валовой выпуск и промежуточное потребление являются определяющими для основного обобщающего показателя на микроуровне для секторов и отраслей экономики - валовой добавленной стоимости. Показатель валовой добавленной стоимости (ВДС) - это первичные доходы, которые создаются институционными единицами и распределяются между ними. Объем ВДС рассчитывается как сумма разности между показателями валового выпуска и промежуточного потребления:

 ΣВДС=Σ(ВВ-ΠΠ)

    Термин «валовая» у показателя означает, что он включает потребленную в процессе производства стоимость основного капитала. Если стоимость употребленного основного капитала исключить, то получим чистую добавленную стоимость.

    Показатель ВДС оценивается в основных ценах, компонентами которой являются себестоимость и валовая прибыль. Основные цены определяются исключением из рыночных цен чистых налогов на прибыль и импорт (НДС, акцизы, пошлина и др.). В расчетах ВДС к отраслям, что производят товары, относят промышленность, сельское, рыбное и лесное хозяйство, строительство и другие виды деятельности по производству товаров.       

      Остальные отрасли это те, что предоставляют услуги. Рыночные услуги включают все услуги, которые реализуются на рынке. Если услуги финансируются полностью или в значительной степени за счет государственного бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий и некоммерческих организаций, то этот вид услуг относят к нерыночным услугам.

      К основным показателям СНС на стадии производства для экономики в целом, то есть на макроуровне, относится валовой внутренний продукт.

     Показатель валового внутреннего продукта (ВВП) характеризует конечный результат хозяйственной деятельности экономических единиц-резидентов и измеряется совокупной рыночной стоимостью товаров и услуг, которые были произведены этими единицами для конечного потребления за определенный период (год, квартал). Показатель ВВП рассчитывается такими методами: производственным, распределительным, конечного потребления.

    При производственном методе, который характеризует процесс производства ВДС как источника дохода, объем ВВП определяют как сумму валовых добавленных стоимостей отраслей экономики и чистых налогов на продукты и импорт:

                 ВВП = ΣВДС + чистые налоги на продукты и импорт

     Чистые налоги на продукты и импорт  включают налоги, величина которых непосредственно зависит от количества или стоимости товаров и произведенных услуг, реализованных или импортированных экономической единицей-резидентом с исключением размера соответствующих субсидий на продукты.

      К налогам на продукты относят: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизный сбор; поступление части от стоимости нестандартной продукции; разница в ценах на энергоносители; сбор от продажи смазочных материалов; поступления в Фонд топливно-энергетического комплекса. Налоги на импорт - это налоги на товары и услуги, которые импортируются: вывозная (экспортная) и импортная пошлина.

      К субсидиям на продукты относят возмещение расходов и убытков из государственного бюджета предприятиям с целью регулирования цен на сельскохозяйственную и другие виды продукции. Субсидии предназначены на покрытие текущих убытков предприятий, улучшения их финансового положения путем пополнения оборотных средств и т. п.

      Объем ВВП распределительным методом, который воспроизводит процесс распределения дохода, определяют как сумму первичных доходов, распределенных экономическими единицами-резидентами между производителями товаров и услуг:

                      ВВП = Σ Первичных доходов

      Распределительный метод предусматривает включение в ВВП таких компонент (первичных доходов):

  • оплата труда наемным работникам;
  • чистые налоги на производство и импорт;
  • потребление основного капитала;
  • чистая прибыль, смешанный доход.

     Оплата труда наемных работников включает все денежные или натуральные выплаты за работу, выполненную наемными работниками в отчетном периоде. Она исчисляется на основе начисленных сумм и включает фактически и условно начисленные отчисления на социальное страхование (пенсионный фонд, фонды занятости и социального страхования),налоги на доходы и другие выплаты. Чистые налоги на производство и импорт равняются налогам на производство и импорт за исключением субсидий на производство и импорт.

     Налоги на производство и импорт включают все налоги и пошлины, которые относятся к производственной деятельности: налоги на продукты и платежи предприятий и организаций в государственный бюджет и внебюджетные фонды (плата за основной капитал и оборотные средства, за трудовые ресурсы, отчисления на геологоразведочные работы, земельный налог, государственную пошлину и т. п.).

     По методу конечного потребления, который показывает распределение ВВП между частным потреблением, инвестициями и экспортом, объем ВВП определяется как сумма конечного потребления товаров и услуг, размера валового накопления и чистого экспорта товаров и услуг:

     Конечное потребление товаров и услуг +Валовое накопление +Чистый                        экспорт ВВП

     Объем конечного потребления товаров и услуг - это расходы домашних хозяйств на собственное конечное потребление, расходы государственных учреждений на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей общества и затраты на индивидуальное конечное потребление некоммерческих организаций для обслуживания домашних хозяйств.

    Расходы конечного потребления домашних хозяйств включают: расходы на приобретение потребительских товаров и услуг в торговых предприятиях, городских рынках и через неорганизованную уличную торговлю, предприятиях бытового обслуживания, пассажирского транспорта, связи, гостиницах, платных заведениях культуры, охраны здоровья, образования; потребление товаров и услуг в натуральной форме, произведенных для себя и полученных в счет оплаты труда.

    Расходы на конечное потребление государственных учреждений, которые обслуживают домашние хозяйства, состоят из расходов сектора общегосударственного управления на товары и услуги, предназначенные для индивидуального потребления и финансирования за счет Государственного бюджета. В эти расходы включаются бесплатные расходы в сферах образования, охраны здоровья и культуры.

      Валовое  накопление как составная ВВП - это сумма величины накопления основного капитала в виде вложения резидентами средств в производство для создания нового дохода в будущем (расходы на приобретение составных основных фондов,  улучшение непроизводственных  материальных активов, передачу права собственности на непроизводственные активы), величины изменения запасов невещественных оборотных средств (произведенных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи), величины чистого приобретения ценностей(драгоценных металлов и камней, антикварных изделий, коллекций и др.).

    Чистый экспорт (товаров и услуг) в виде составной ВВП рассматривается как разность между экспортом и импортом товаров и услуг и включает в себя оборот торговли с зарубежными странами.

В зависимости от того, по каким ценам определяются объемы конечного производства, различают номинальный и реальный ВВП. Номинальный ВВП характеризует объемы производства в фактических ценах текущего года, а реальный - в постоянных ценах, которыми являются средние цены года, взятого за базу сравнения.

     В завершении характеристики самых важных статистических показателей на стадии производства рассмотрим также чистый валовой продукт (ЧВП). Он рассчитывается как разность объема ВВП и стоимости употребленного основного капитала. ЧВП может оцениваться в тех самых ценах, что и ВВП.

     Остановимся на характеристике обобщающих статистических показателей на стадии образования и распределения доходов.

     Вместе с ВВП другим главным макроэкономическим показателем является валовой национальный доход (ВНД). Этот показатель, введенный в 1993году по модели СНС ООН вместо валового национального продукта, не является характеристикой дополнительной стоимости, а характеризует доход нации.

     Валовой национальный доход определяется как ВВП плюс первичные доходы, которые получены резидентами данной страны за границей (оплата труда, проценты, дивиденды, доходы от прямых заграничных инвестиций), минус платежи иностранцам за услуги, предоставляемые факторами производства, которые находятся в их собственности и территориально расположены в этой стране:

     Таким образом, валовой национальный доход (ВНД)отличается от валового внутреннего продукта (ВВП) на сальдо доходов, полученных от «Другого мира» / переданных «Другому миру». Для развитых стран ВНД > ВВП, для стран с переходной экономикой ВНД < ВВП.

ВНД

=

ВВП

+

Первичные доходы резидентов данной страны за границей

-

Первичные доходы, которые переданы резидентами данной страны за границу

 

      Доходы, которые получены резидентами, могут передаваться нерезидентам в форме текущих трансфертов и наоборот. Это гуманитарная помощь, подарки родственников, штрафы и пени, выплаченные резидентами за границей и т. п. На основании движения текущих трансфертов в стоимостной и натуральной форме формируется валовой национальный располагаемый доход (ВНРД), который рассчитывается как сумма ВНД с текущими трансфертами, полученными резидентами данной страны из-за границы, минус текущие трансферты, которые переданы резиден­тами страны за границу:

ВНРД

=

ВНД

+

Поточные трансферты полученные резидентами данной страны из-за границы

-

Поточные трансферты, переданные резидентами страны за границу

 

     Вычитанием из ВНРД потребленного капитала получим чистый национальный располагаемый доход (ЧНРД).

ЧНРД = ВНРД - потребленный капитал(амортизация)

     Третью группу обобщающих статистических показателей рассматривают на стадии доходов и сбережения, что будет характеризовать размер стоимостных и материальных ресурсов из валового располагаемого дохода, который нация может использовать на конечное потребление или направить на сбережение.

     Конечное потребление товаров и услуг состоит из суммы расходов на частное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, которые обслуживают домашние хозяйства.

     Сбережение является частью валового располагаемого дохода, который не подлежит потреблению. Размер сбережения рассчитывается как на валовой, так и на чистой основе. Чистое сбережение отличается от валового на размер использованного основного капитала.

    Чистое сбережение представляет собой один из источников финансирования капитальных расходов. Превышение (+) или недостача (-) собственных источников финансирования капитальных расходов имеет название «чистое кредитование /чистое заимствование».

    На уровне экономики в целом чистое кредитование означает приобретение финансовых активов у нерезидентов, а чистое заимствование - финансовые обязательства перед нерезидентами.

Перечисленные макроэкономические показатели являются самыми важными и составляют лишь часть тех, что существуют. В общем виде система национальных счетов представлена на рис. 1.1.

      Динамику основных макроэкономических показателей вычисляют посредством индексов (например, индекс физического объема ВВП, цен и др.). При этом используют сведенные индексы, индексы средних величин и другие индексы.

2. Эволюция международных стандартов, применяемых в отечественной статистической практики.

Можно говорить об ООН-ском стандарте "четвертого поколения" Обновление международного стандарта по СНС, как и других международных статистических стандартов, - объективная необходимость.

Международные стандарты в области статистики, в частности экономической статистики, первоначально разрабатывались исключительно в силу необходимости международных сопоставлений при взаимодействии двух или более государств. Это направление использования международных стандартов и в настоящее время является очень важным. Поэтому разработчики официального документа Росстата "Международные сопоставления валового внутреннего продукта за 2005 год" констатировали: "Развитие мирового хозяйства обусловливает потребность в разнообразной информации, характеризующей экономику стран в сопоставимом виде. Для достижения этой цели страны стремятся стандартизировать и гармонизировать статистические методы наблюдения и усовершенствовать теорию и практику международных сопоставлений".

В экономической статистике первыми международными стандартами стали отраслевые классификации и система показателей внешнеторговой статистики, работа по развитию и совершенствованию которых остается приоритетной и в настоящее время. Принципиально новый этап в создании международных стандартов - разработка и внедрение в статистическую практику стран с рыночной экономикой СНС ООН, которые осуществлялись параллельно с разработкой целого "семейства" международных стандартов по смежным разделам макроэкономической и социально-экономической статистики, отдельным отраслям экономики и сферам деятельности.

Сравнение версий ООН по национальному счетоводству наглядно показывает эволюцию международных стандартов, касающихся центрального раздела макроэкономической статистики.

Значение разработки первого международного стандарта по СНС версии 1952 г. (руководитель работ - талантливый ученик Кейнса, лауреат Нобелевской премии Р. Стоун) состояло в том, что впервые обозначены контуры концепции национального счетоводства и методологические основы построения ряда сводных счетов, ставшие унифицированным алгоритмом макроэкономических расчетов, производившихся в странах с рыночной экономикой. Следующий заметный вклад в обобщение мирового опыта в организации национального учета, макроэкономических расчетов и международных сравнений был внесен при подготовке СНС-1968, когда был сделан важный шаг в обосновании институциональной группировки экономических единиц по секторам экономики как концептуальной и организационно-методологической основы национального счетоводства и в интеграции межотраслевого баланса - таблиц "затраты - выпуск" и блока показателей, характеризующих национальное богатство, в основную структуру СНС.

С 1993 по 2008 г. функции основного стандарта по макроэкономической статистике выполнял международный документ, называвшийся сокращенно СНС-1993- третья версия международного стандарта по национальному счетоводству.

Как пишет известный немецкий статистик Петер фон дер Липпе в русской версии своего учебника "Экономическая статистика", "несмотря на то, что в результате пересмотра в течение 1985-1993 гг. Основная структура СНС ООН 1968 г. была в принципе сохранена, значительно пересмотрены некоторые из важных определений и повышена детализация системы счетов" В указанной работе отмечены наиболее принципиальные изменения (по сравнению с предшествовавшим международным стандартом СНС-1968), касавшиеся трактовки и содержания: а) системы счетов и основных агрегатов, б) продукции и инвестиций, в) потребления, г) распределения доходов, д) валового накопления, е) вопросов, связанных с оценкой и концепцией цен, и ж) сателлитных систем счетов.

Главное, что в концептуальном плане была реализована идея интегрирующей функции национальных счетов в макроэкономической статистике, идея построения СНС как комплексной, много аспектной системы показателей и как адекватной модели реальных социально-экономических явлений и процессов (как рыночных, так и за пределами рынка, как в рамках официально регистрируемых операций, так и в неформальном и теневом сегментах экономики).

Спустя 16 лет (с марта 2009 г.) третья версия международного стандарта по национальному счетоводству (СНС 1993 г.) реконструирована в четвертую под названием "Система национальных счетов - 2008". Можно говорить об ООН-ском стандарте "четвертого поколения". Обновление международного стандарта по СНС, как и других международных статистических стандартов, - объективная необходимость. "Методология статистики в мире сейчас бурно развивается под влиянием глобализации мировой экономики и внедрения быстро прогрессирующих компьютеров, средств связи и сети Интернета. Все еще много нерешенных вопросов сопоставимости показателей из-за разного законодательства стран и условий работы органов статистики. Требуется углубление анализа и предупреждающая информация".

Работы по СНС, важнейшим макроэкономическим расчетам находятся в центре внимания отечественных статистических служб. В "Федеральном плане статистических работ на 2008-2010 годы" такие пункты работы по формированию официальной статистической информации, выполняемые субъектами официального статистического учета, как система национальных счетов, национальное богатство, экономические балансы, следуют сразу же после пункта 1.1. Всероссийские обследования (переписи).Еще в начальной фазе формирования российской СНС на основе международного стандарта по национальному счетоводству, в период перехода к рыночной экономике, официально было признано, что "Госкомстат должен иметь систему счетов, которая: (i) была бы полностью интегрирована и содержательно увязана с другими системами экономической статистики; (ii) отвечала бы потребностям политиков, ученых и предпринимателей; (Hi) обеспечивала бы в перспективе полный комплекс счетов в соответствии с СНС-1993. В рамках СНС должны определяться основные рабочие программы, приоритеты и распределение ресурсов государственной статистики".

Завершение разработки нового международного стандарта по национальному счетоводству - это одновременно и активизация деятельности отечественной статистической службы по адаптации его к российским условиям. Одним из условий для выработки эффективной стратегии внедрения СНС ООН образца 2008 г. в российскую статистическую практику является понимание обстоятельств того, почему была осуществлена достаточно глубокая реконструкции фундаментального международного стандарта - СНС ООН образца 1993 г. "Мотивы изменения подходов к определению и отражению тех или иных показателей СНС были разнообразны. Они включали, в частности, необходимость отражения экономических проблем, которые возникли или стали более заметными после принятия СНС 1993 г., устранения в ней несоответствий, согласования СНС 1993 г. с другими руководствами в области макроэкономической статистики и продолжение исследовательской программы, оставшейся незавершенной к окончанию процесса подготовки СНС 1993 г."

Изменения и уточнения в стандарте по национальному счетоводству охватывают почти все разделы документа, но их можно сгруппировать по следующим вопросам:

1. Воспроизводство продукта и дохода;

2. Институциональная структура экономики;

3. Активы экономики;

4. Внешнеэкономические связи.

Наиболее принципиальные изменения имеют место в части отображения воспроизводства продукта и дохода. Начиная с СНС-2008 затраты на научно-исследовательскую деятельность и расходы на вооружение отражаются как валовое накопление (при условии соответствия их общему критерию СНС для основного капитала). Это приведет к увеличению абсолютной величины ВВП, а если расходы на них опережают все остальные расходы - к отображению более высоких темпов ВВП. Уточнена методология оценки выпуска центральных банков (разделение на рыночные и нерыночные услуги и альтернативный подход к измерению нерыночных услуг) и финансовых услуг.

Изменены подходы в оценке выпуска экономических единиц для собственного использования и нерыночного выпуска экономических единиц секторов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (в случае оценки как суммы текущих затрат принципиально новым является трудно реализуемое в настоящее время предложение о дополнительных статьях, связанных с использованием в производстве активов: "доход на основной капитал" в виде условной оценки и "рента за землю, используемую в производстве"). Ряд важных уточнений и разъяснений в новом международном стандарте по национальному счетоводству посвящен вопросам методологии измерения перераспределительных операций (доходов, а также богатства).

В условиях интернационализации экономических отношений, взаимозависимости хозяйствующих субъектов разных стран, возрастающего значения оффшорных зон уточнены методологические принципы регистрации некоторых внешнеэкономических операций (таких, как переработка и перепродажа товаров за границей), устранено разночтение в трактовке экономической операции по переработке товаров в стране по поручению другой между двумя международными документами - СНС ООН и Руководством по платежному балансу (рекомендован принцип СНС - на основе смены собственности).

В связи с трансформациями на рынке финансовых услуг (уменьшение роли обычного финансового посредничества в пользу управления портфелем финансовых активов с целью получения холдинговой прибыли) в оплату финансовых услуг в явной форме включена маржа по сделкам с иностранной валютой и ценными бумагами. Введено положение о том, что исчисление услуг финансового посредничества проводится только для операций со ссудами и депозитами по формуле, предусматривающей возможность распределения выпуска услуг финансового посредничества между различными статьями использования: промежуточным и конечным потреблением, а также экспортом. Предлагается также использовать показатели скорректированных величин страховых выплат и дополнительных страховых премий, которые в определенных условиях аналогичны ожидаемым (тогда особо крупные выплаты могут отражаться не как текущие трансферты, а как капитальные трансферты).

В СНС-2008 с целью более полного охвата всей экономической деятельности детально рассмотрены характеристики неформального сектора, позволяющие качественнее его идентифицировать, что также обеспечивает согласованность показателей, относящихся к разным разделам социально-экономической статистики, - неформального производства и неформальной занятости. Определенным развитием институциональной модели экономики стало как введение государственного сектора (параллельно с сектором государственного управления), так и уточнение "пограничной линии" сектора государственного управления, а также состава сектора финансовых учреждений (финансовых корпораций и финансовых квазикорпораций) путем выделения соответствующих подсекторов (например, "фонды денежного рынка" и "инвестиционные фонды" или "финансовые учреждения и кредиторы для ограниченного круга единиц"

В связи с заметной корректировкой подходов к отражению воспроизводственных процессов модернизированы подходы к интерпретации активов. Поскольку результаты научно-исследовательской деятельности (измеряемые затратами на научные исследования и разработки - НИР) могут многократно использоваться в процессе производства, последние включаются в состав основных фондов. Аналогично рассматриваются военные расходы; при этом проводится различие между системами вооружения и военными запасами -запасами материальных оборотных средств военного назначения. Ряд изменений предусмотрен в отношении учета некоторых показателей финансовых активов и пассивов. Речь идет о более полной оценке пенсионных требований домашних хозяйств, уточнении методологии отображения экономических операций, возникающих между резидентами и нерезидентами, при использовании или эксплуатации непроизводственных активов, с позиций стандарта по статистике государственных финансов усовершенствована оценка некоторых разновидностей финансовых инструментов -РЕПО, проблемные ссуды, гарантии по ссудам, просроченные долги.

Адаптация СНС-2008 к российским условиям (как и в отношении статистики других стран СНГ) потребует определенного времени. Можно согласиться с мнением российских специалистов о целесообразности обозначения приоритетов и этапов работ по дальнейшей модернизации отечественного национального счетоводства.

Международные статистические стандарты, отражая современные требования разных групп пользователей статистических данных к аналитической информации, становятся многоцелевыми, много аспектными методологическими рекомендациями. Характерен в этом отношении и документ МОТ по исчислению индекса потребительских цен (версия 2004 г.). Направленность методологических рекомендаций обусловлена основными областями применения индекса потребительских цен, среди которых выделяются:

- индексация уровня оплаты труда, государственных пособий и выплат по социальному страхованию в целях частичной или полной компенсации изменений в стоимости жизни;

- определение среднего показателя инфляции в экономике и секторе домашних хозяйств;

- дефлятирование показателей национальных счетов в целях исчисления индексов физического объема соответствующих компонентов ВВП.

Комплексность статистического изучения цен и инфляции обусловливает необходимость в соответствующей системе показателей. Вместе с тем самостоятельная проблема практической статистики по индексу потребительских цен - выбор различных индексных формул, рекомендуемых в международных стандартах (к примеру, формулы индексов Ласпейреса, Пааше, Фишера, Дьюто, Джевонса, Карли, Торнквиста). На наш взгляд, качество исходной информации и достижение репрезентативности при организации статистического наблюдения за ценами по всем секторам экономики, и особенно по потребительскому сектору, предпочтительнее любых теоретически верных индексных построений, от которых зависит объективная характеристика как инфляционных процессов, так и изменения реальных объемов товарных рынков. Особенно это актуально при необходимости оперативных оценок и краткосрочных прогнозов динамики реальных доходов населения и состояния потребительского рынка товаров и услуг.

Международные статистические стандарты, включая СНС и другие специализированные методологические руководства и классификации, в условиях мировой глобализации играют важную роль в формировании интегрированного информационно-статистического пространства, гармонизации систем статистических показателей. Можно говорить о двух разновидностях гармонизации - вертикальной и горизонтальной. Примером вертикальной гармонизации является современная координация на уровне международных стандартов и национальных систем таких смежных по отношению к СНС разделов макроэкономической статистики, как платежный баланс, статистика государственных финансов, денежно-кредитная и финансовая статистика, статистика цен. Примером горизонтальной гармонизации могут служить гармонизированные индексы потребительских цен Европейского союза (ЕС).

Методологические рекомендации международных организаций имеют правовую основу. Так, стимулом для разработки гармонизированных индексов ЕС явилось использование их как критерия конвергенции и главного показателя для мониторинга стабильности цен в зоне евро (в контексте анализа денежно-кредитной политики).

Процесс внедрения и адаптации международных стандартов в российскую статистическую практику, как правило, становится серьезным испытанием для официальной статистики. Так, разработка комплекса таблиц межотраслевого баланса (система таблиц "затраты - выпуск") за 1995 г. в концепции СНС явилась важной вехой в развитии макроэкономической статистики России. Вместе с тем российские таблицы "затраты - выпуск" за 1995 г., хотя и были приближены к методологическим требованиям международного стандарта - СНС 1993 г., отражали не только особенности переходного периода социально-экономического развития страны, но были и "пленниками" находившейся в фазе крупномасштабного реформирования российской информационной системы макроэкономики. Как следствие, одно из основных отличий российского межотраслевого баланса от международного стандарта по национальному счетоводству состояло в том, что таблицы "затраты - выпуск" были построены на основе действовавшего в то время национального классификатора отраслей ОКОНХ, не гармонизированного с международными классификациями.

С 2001 г. введенный в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) гармонизирован со Статистической классификацией видов экономической деятельности в Европейском сообществе - КДЕС: На внедрение нового классификатора потребовалось два года, в течение такого периода производилась параллельная разработка отраслевых макроэкономических показателей в разрезе нового и старого классификаторов. Внедрение ОКВЭД в отечественную статистическую практику осуществлялось в условиях отсутствия в этот период гармонизированного с ним классификатора продукции (ОКПД введен только семь лет спустя - с 1 января 2008 г.). По мнению ряда российских специалистов, "такой своеобразный однобокий "переход" на новые классификаторы, не имеющий аналогов в международной практике, затормозил развитие российской статистики и явился одной из причин разбалансированности исходных данных, используемых в макроэкономических расчетах". Между тем межотраслевой баланс должен выполнять функцию координатора при построении национальных счетов.

Одной из важнейших концептуальных основ национального счетоводства как международного стандарта является принципиальная модель институциональной структуры экономики, реализуемой на основе адекватного отображения экономической деятельности совокупностей хозяйствующих субъектов по секторам национальной экономики. При таком подходе статистика сектора экономики - это то информационно-методологическое звено, которое может обеспечить концептуальное согласование микростатистики с макростатистикой в границах информационно-статистического пространства страны и ее регионов.

Интеграционные процессы в условиях современной глобализации приводят к расширению статистических областей применения международных стандартов, интенсификации международного сотрудничества по стандартизации и унификации социально-экономической информации. Это предопределяет выбор основных направлений развития системы статистических показателей и методологии статистических наблюдений с учетом уже имеющегося позитивного опыта по трансформации государственной статистики на постсоветском пространстве. Эффективность работы национальной статистической службы по усовершенствованию и гармонизации системы статистических показателей и методологии статистических наблюдений напрямую зависит от многих факторов, в том числе от ее способности адаптировать международные статистические стандарты к экономическим, общественно-политическим, национально-историческим особенностям страны и информационным возможностям, что в свою очередь зависит от уровня взаимодействия с другими национальными экономическими ведомствами, зарубежными партнерами и международными статистическими организациями.

3  СТАТИСТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ПРИНЯЛА ВТОРОЙ ТОМ СНС 2008 ГОДА, ПОДДЕРЖАЛА СТРАТЕГИЮ ВНЕДРЕНИЯ СНС

МСРГНС

    На своем сороковом заседании, состоявшемся в феврале 2009 года, Статистическая комиссия при обсуждении пункта повестки дня «Национальные счета» сосредоточила внимание на вопросах завершения и внедрения «Системы национальных счетов 2008 года» (СНС 2008 года) и будущего направления ее развития.

    Принятие СНС 2008 года

      Комиссия приняла второй том СНС 2008 года, который, вместе с первым томом, служит международным статистическим стандартом для национальных счетов. Она призвала государства-члены, региональные и субрегиональные организации внедрять этот стандарт и поддерживать все аспекты внедрения обновленной Системы национальных счетов, включая представление статистики национальных счетов на национальном и международном уровнях.

      По просьбе Комиссии, секретариат и МСРГНС приступят к опубликованию СНС 2008 года на всех шести официальных языках Организации Объединенных Наций в максимально короткие сроки. СНС 2008 года будет издана одним томом, в печатном виде и в режиме онлайн в Интернете для содействия ее широкому распространению.

 Комиссия высоко оценила работу по подготовке СНС 2008 года. Она выразила признательность различным участникам этого процесса за их вклад в сотрудничество в рамках многолетнего проекта, итогом которого стало успешное завершение подготовки новой версии системы.

     Стратегия внедрения

    Что касается внедрения СНС, Комиссия поддержала предлагаемую стратегию внедрения СНС 2008 года на основе принципов стратегического планирования, координации, мониторинга и представления данных и стратегию совершенствования статистических систем. Она попросила МСРГНС уделять особое внимание улучшению качества базовой экономической статистики и необходимости согласования и гармонизации отраслевых статистических данных, получаемых в других макроэкономических системах, с национальными счетами, а также учитывать конкретные обстоятельства стран, допуская гибкость в программах внедрения СНС.

    Комиссия выразила решительную поддержку основных элементов внедрения: подготовки кадров, технического сотрудничества, руководств, исследований и информационно-пропагандистской работы. Была отмечена необходимость скоординированной работы МСРГНС для планируемой разработки руководств, справочников по внедрению, инструментов сбора данных и стандартизованных материалов для подготовки кадров с использованием современных и новаторских средств, таких как дистанционное обучение и базы знаний, обеспечивающих легкий доступ к разнообразной информации, включая оптимальную практику, для содействия внедрению СНС 2008 года. Были особенно отмечены элемент пропаганды в стратегии внедрения и важность глобальной информационной стратегии для распространения знаний о национальных счетах, в частности, о СНС 2008 года, и содействия ее внедрению.

Признавая важность региональных комиссий и их консультативных комитетов и их роль в обеспечении координации и регионального сотрудничества в программе внедрения СНС, Комиссия приветствовала инициативы региональных комиссий и других партнеров по развитию по совместной работе в процессе внедрения СНС 2008 года.

Комиссия попросила представить отчет о реализации программы внедрения СНС 2008 года на ее следующем заседании:

Направление будущего развития

   Комиссия рассмотрела результаты состоявшегося в 2008 году форума высокого уровня по направлениям будущего развития СНС, которые подтвердили, что макроэкономические счета, заложенные в СНС 2008 года, являются действенной основой для определения экономических изменений, взаимосвязанных в глобальном масштабе. Исходя из этого, необходимо сформировать процедуры, позволяющие СНС оставаться актуальной. Комиссия попросила МСРГНС представить на ее следующем заседании доклад о реализации программы исследований по СНС 2008 года.

СТРАТЕГИЯ ВНЕДРЕНИЯ СНС 2008 ГОДА МСРГНС

    В настоящем резюме приводится обзор основных характеристик стратегии внедрения СНС 2008 года, которой Статистическая комиссия выразила полную поддержку на своем недавнем заседании. (См. статью о решениях, принятых на заседании Комиссии 2009 года, в настоящем выпуске «СНС: новости и комментарии».) В нем также содержится дополнительная информация о планах МСРГНС содействовать реализации этой стратегии посредством конкретных инструментов и методов в конкретных видах деятельности, планируемой организациями-членами МСРГНС, путем укрепления институционального потенциала стран. В стратегию внедрения были также включены механизмы координации, мониторинга и представления данных и стратегия финансирования.

Стратегия внедрения СНС 2008 года принимает во внимание, в качестве отправной точки, разные уровни внедрения СНС в различных странах и регионах. Признается, что подробная стратегия должна отражать необходимость координации на региональном и субрегиональном уровнях, ввиду различий между странами в уровнях развития статистики.

Стратегия опирается на результаты региональных консультаций, проводившихся организациями-членами МСРГНС с 2006 по 2008 год, в которых более подробно рассматривались принципы внедрения с учетом позиций пользователей, составителей статистики и лиц, занимающихся разработкой и анализом политики. В числе этих мероприятий была международная конференция по международным информационным программам и координации в области национальных счетов, состоявшаяся в мае 2008 года в Люксембурге, итогом которой стали «Люксембургские рекомендации». (См. подробную информацию о Люксембургских рекомендациях в соответствующей статье №27 «СНС: новости и комментарии».)

    Цель стратегии внедрения

  Стратегия внедрения СНС 2008 года направлена на поддержку надлежащего макроэкономического управления и разработки политики на основе имеющихся данных посредством последовательного составления и представления национальных счетов и связанных с ними исходных данных национальными, региональными и международными статистическими системами.

Основные принципы стратегии внедрения

Стратегия внедрения СНС 2008 года основана на принципах стратегического планирования, координации, мониторинга и представления данных, а также совершенствования статистических систем. С учетом этих трех основных принципов, МСРГНС будет уделять особое внимание повышению качества базовой экономической статистики и необходимости согласованности и гармонизации отраслевых статистических данных, получаемых в других макроэкономических системах, с национальными счетами, чтобы обеспечить учет конкретных обстоятельств стран путем введения элементов гибкости в программы внедрения СНС 2008 года.

Стратегическое планирование является одним из главных принципов для мобилизации политической и финансовой поддержки инвестиций в развитие статистики. Основы стратегического планирования используются в процессе внедрения СНС, чтобы связать национальные цели развития с программой работы по укреплению статистического потенциала. Стратегическое планирование может выявить существующие сильные и слабые стороны статистического потенциала для подготовки ключевых экономических показателей и основных исходных данных. Этот подход позволяет также определить график выполнения поставленных задач по преодолению недостатков. Он может использоваться странами для подготовки информации, необходимой для мониторинга их собственных программ экономического развития, и консультирования пользователей.

    Принцип координации, мониторинга и представления данных обеспечивает четкое определение функций международных и региональных организаций, других доноров и стран-получателей, а также взаимодополняющий характер и эффективность их действий. Координация включает определение сроков и последовательности событий. Мониторинг включает оценку эффективности программ технической помощи, оценку извлеченных уроков и эффективное использование ресурсов. Представление данных доводит информацию о ходе работы и операционных вопросах до заинтересованных сторон. Усовершенствованная координация, мониторинг и представление данных в совокупности помогают достичь национальных и региональных целей. Они также позволяют оценивать соответствие международных показателей согласованным ориентирам, чтобы отслеживать прогресс в расширении охвата национальных счетов и обеспечения их соответствия международным стандартам. Мониторинг, представление данных и оценку следует также использовать в целях выявления рисков для процесса внедрения, чтобы можно было принять своевременные меры для предотвращения отклонений от намеченных планов.

Принцип совершенствования статистических систем реализуется путем укрепления национальных статистических систем, включая каждый из составных элементов процесса подготовки статистики. Совершенствованию статистической системы способствует использование общей и скоординированной национальной, региональной и международной программы внедрения СНС 2008 года и связанной с ней экономической статистики для укрепления и развития национального потенциала с целью составления более качественной официальной статистики.

Элементы стратегии внедрения

Стратегия внедрения СНС 2008 года основывается на пяти элементах: подготовке кадров, техническом сотрудничестве, пособиях, исследованиях и пропаганде. Стратегия внедрения сохранила четыре элемента, которые использовались при внедрении СНС 1993 года (но изменила их ориентацию), включая подготовку кадров и техническое сотрудничество, подготовку руководств и пособий и поддержку исследований. Эти элементы теперь будут в большей степени, чем в прошлом, ориентированы на различные этапы процесса подготовки статистики, предшествующие интеграции данных в национальные счета, а именно сбор и обработку основных исходных данных и институциональный контекст. Стратегия расширяет охват методов, добавляя пятый элемент: пропаганду.

     Будут организованы национальные и региональные семинары и практикумы по подготовке кадров для поддержки передачи знаний в области национального учета и связанной с ним экономической статистики на уровне стран. Будут задействованы существующие региональные системы подготовки кадров для совместной работы с МСРГНС по составлению и реализации программ подготовки кадров и обучения вопросам СНС и связанным с ней макроэкономических стандартов. В результате расширения веб-сайта СНС 2008 года будет создана база знаний по экономической статистике и макроэкономическим стандартам, принципам составления и оптимальной практике с гиперссылками на другие организации.

    Техническое сотрудничество будет осуществляться посредством консультативных миссий, которые будут работать непосредственно с персоналом национальных статистических органов. Эта деятельность будет способствовать использованию СНС 2008 года в качестве главной интеграционной основы для национальных статистических систем.

Необходимо, чтобы эти программы подготовки кадров и технического сотрудничества были более чем в прошлом, ориентированы на: a) разработку и ведение реестров предприятий и программ сбора данных для подготовки соответствующих исходных данных и; b) институциональные процессы и структуры на основе межучережденческих соглашений, создание консультативных комитетов и укрепление законодательной и нормативной основы обмена данными. В программах подготовки кадров и технического сотрудничества для стран, обращающихся за помощью, уделяется повышенное внимание прямому участию страны и интеграции развития статистического потенциала в национальную систему планирования.

Для решения задач развития национальных счетов, стоящих перед странами с менее развитыми статистическими системами в следующее десятилетие, в подготовке кадров и техническом сотрудничестве необходимо уделять больше внимания укреплению институционального потенциала и совершенствованию источников данных. В то же время, страны с развитыми статистическими системами запланировали последовательность мер по внедрению СНС 2008 года, во многих случаях с конкретными сроками. Страны Европейского союза и значительное большинство стран ОЭСР сообщили о своем намерении внедрить СНС 2008 года к 2014 году путем принятия серии мер, связанных с адаптацией пересмотренных классификаций МСОК и КОП.

Публикация методологических пособий, новых руководств по составлению статистики и пересмотр существующих руководств будут постоянной составляющей деятельности МСРГНС для поддержки внедрения СНС 2008 года. Цель этих руководств состоит в разъяснении оптимальной практики по созданию современных институциональных систем, составлению реестров и структур, сбору данных обследований и административных данных, внедрению и поддержанию основ интеграции и распространению данных национальных счетов и связанной с ними экономической статистики. В них будут рассматриваться вопросы качества данных, включая распространение данных, и будут приводиться практические рекомендации по составлению статистики. Обязанности по подготовке руководств будут распределяться между организациями-членами МСРГНС в сотрудничестве с другими международными организациями. Будет проводиться исследовательская работа, с тем чтобы рекомендации СНС оставались актуальными в меняющихся экономических условиях. Результаты этих исследований будут использоваться при составлении связанных с СНС методологических  принципов и будут способствовать развитию новых областей учета. Исследования будут, в частности, направлены на разработку методов внедрения концепций СНС 2008 года и руководств по составлению статистики. Результатом этих исследований должно стать руководство МСРГНС по улучшению охвата, периодичности и своевременности статистики национальных счетов по «базовым счетам» с учетом различных уровней статистического потенциала стран. В рамках программы исследований СНС, ЮНСД в сотрудничестве с другими международными организациями будет продолжать выполнять координационные функции, организуя совместную работу различных участвующих сторон. Будут обеспечены участие в обсуждении экспертов по национальным счетам из разных стран и консультации членов Консультативной экспертной группы по национальным счетам. Будет организован более широкий и долговременный диалог с представителями академических кругов, сектора учета предприятий, органов регулирования и корпоративного сектора.

    Пропаганда была включена в стратегию внедрения как дополнительный элемент, чтобы стимулировать спрос на данные национальных счетов и поощрять использование счетов. Пропаганда будет играть важную роль в повышении заинтересованности стран в приобретении и поддержке действенных программ экономической статистики и национальных счетов и демонстрации значимости этой статистики для экономической политики. В качестве неотъемлемой части стратегии внедрения, пропаганда должна способствовать постоянному диалогу между составителями статистики, различными уровнями государственного управления, деловым сектором, академическим сообществом и широкой общественностью относительно потребностей пользователей в официальной статистике и прогресса в удовлетворении этих потребностей. Эти постоянные контакты можно устанавливать посредством целевых практикумов, конференций, пресс-релизов и рекламных материалов, отражающих общие основы СНС. Поощрение высокого качества статистики национальных счетов через пропаганду имеет насущное значение для формирования обоснованной макроэкономической политики. Посредством интеграции базовой статистики с макроэкономическими счетами может быть получен последовательный набор статистических данных и показателей для разработки политики на основе имеющихся данных.

    Институциональная основа внедрения СНС

   Ввиду наличия ряда заинтересованных сторон в контексте стратегии внедрения СНС, требуется механизм для координации и мониторинга работы и     представления данных на местном, региональном и международном уровнях.                Цель этого механизма состоит в обмене информацией о разработке и реализации стратегии внедрения СНС.

     В стратегии внедрения СНС используется программная информационная структура для поддержки программирования и мониторинга, которые имеют решающее значение для общей координации на региональном и страновом уровнях при наличии ряда заинтересованных сторон. МСРГНС приступил к совместной работе с региональными комиссиями с целью добиться принятия такой информационной системы, наличие которой весьма желательно для эффективного составления программ, мониторинга и представления данных по проектам. Модель информации по проектам будет использоваться для содействия сотрудничеству между учреждениями в обеспечении программных элементов стратегии внедрения СНС. Ожидается, что эта последовательная информационная система будет способствовать своевременному уведомлению о возможных эффектах синергии и потенциальном дублировании и пробелах в программах работы. Кроме того, во всех участвующих учреждениях будет применяться стандартная структура программной документации.

Региональные комиссии и их консультативные комитеты играют важную роль в содействии координации и региональному сотрудничеству в программе внедрения СНС. Предусматривается мобилизация существующих региональных координационных механизмов, таких как статистические комитеты или рабочие группы, в дополнение к новым координационным группам в случае необходимости, причем региональные комиссии будут выполнять функции секретариата. Создание новых координационных механизмов предусматривается только в случае абсолютной необходимости. Инициативы региональных комиссий и других партнеров по развитию позволяют обеспечить более широкое участие стран в совместной работе по внедрению СНС 2008 года. Дополнительная информация о внедрении СНС на региональном уровне приводится в отдельной статье в настоящем выпуске «СНС: новости и комментарии». МСРГНС предложила создать механизм, который мог бы функционировать как межучережденческая и межправительственная консультативная группа. В эту группу вошли бы представители региональных координационных механизмов, которые консультировали бы МСРГНС по вопросам организации и ведения согласованной программы работы по внедрению СНС 2008 года. Более подробное описание модели информации по проектам содержится в справочном документе.

ОБСУЖДЕНИЯ СТРАТЕГИИ ВНЕДРЕНИЯ СНС РЕГИОНАЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ И МСРГНС

     Представители МСРГНС и региональных комиссий встретились в рамках сорокового заседания Статистической комиссии Организации Объединенных Наций в феврале 2009 года. Цель этой встречи состояла в обсуждении стратегии внедрения СНС.

МСРГНС представила краткий обзор основных элементов и компонентов стратегии внедрения СНС, в котором были особо отмечены:

- предлагаемая основа стратегического планирования и основные элементы Национальной стратегии развития статистики (НСРС);

- предлагаемая общая структура информации по программе для совершенствования координации, мониторинга и представления данных по программе внедрения СНС;

- основные элементы, которые надлежит учитывать при осуществлении стратегии внедрения, а именно, учебные семинары и практикумы по СНС и связанной с ней экономической статистике; техническое сотрудничество; руководства, пособия и учебные материалы; исследования; пропаганда;

- текущая работа над созданием базы знаний по экономической статистике в форме веб-приложения и разработкой макроэкономических стандартов;

- предлагаемая структура управления для программы внедрения, требующая рассмотрения участниками механизмов координации на глобальном уровне (МСРГНС, консультируемая межучережденческой и межправительственной консультативной группой) и на региональном уровне (региональный координационный совет);

- предлагаемые сроки и последовательность программы внедрения, рассчитанной на несколько лет.

    Участники признали важность стратегической основы для стратегии внедрения СНС. Вместе с тем, поскольку многие страны и регионы уже используют ту или иную форму стратегической основы, использование основы НСРС не должно быть обязательным. Следует уделять основное внимание стратегическому планированию для содействия решению приоритетных задач и избегать подхода, при котором СНС внедряется разрозненными частями. Представители региональных комиссий пояснили их роль в координации сотрудничества в области статистики в своих регионах. Было признано, что внедрение СНС является крупномасштабным проектом, требующим хорошей подготовки и составления реалистичных планов. Чтобы обеспечить сбалансированный учет различных потребностей, следует принимать во внимание мнения всех заинтересованных сторон.

     Участники сошлись во мнении, что общая структура программной информации во многом способствовала бы сотрудничеству между заинтересованными сторонами и помогла бы отслеживать прогресс в расширении охвата и повышении уровня детализации национальных счетов. Используемые в настоящее время контрольные рубежи внедрения все еще считаются пригодными для оценки хода работы. Вместе с тем, важно принимать во внимание, какие исходные данные и техническая помощь необходимы для достижения определенного рубежа, вместо того чтобы ориентироваться только на общий результат. Было особо отмечено, что следует использовать имеющиеся системы информации, классификации и мониторинга, а не создавать еще один уровень мониторинга, но в то же время было указано, что необходим единый пункт доступа к информационной системе. Участники в целом согласились с четырьмя элементами структуры информации о программах и конечных результатах, включающими рубежи внедрения, использование. Общей системы распространения данных (ОСРД) в отношении планов и приоритетов страны, информацию о деятельности  доноров с использованием  классификации статистической деятельности ЕЭК ООН, которая применялась в Докладе партнеров о поддержке статистики (PRESS) инициативы  ПАРИЖ21,  и основу оценки качества данных (ООКД) для информации о повышении качества статистики. Однако существующие системы могут потребовать некоторой доработки. Кроме того, необходимо уточнить функции, периодичность и своевременность создания и ведения информационной структуры по внедрению СНС. Участники выразили обеспокоенность относительно конкуренции между статистическими программами и подчеркнули, что этот вопрос следует принимать во внимание при разработке программы внедрения СНС. Они считали предпочтительной «мягкую» координацию, в отличие от жесткой программы координации внедрения СНС.

     Была выражена общая поддержка предлагаемых элементов в рамках программы внедрения СНС, хотя участники подчеркнули необходимость широкого использования современных и новаторских инструментов. База знаний, созданная ЮНСД, была признана хорошим примером, который следует далее развивать. В связи с этим были затронуты два важных вопроса: обеспечение качества помещаемых материалов и ответственность за публикуемые документы. Обсуждения показали, что существуют широкие глобальные, региональные и национальные сети подготовки кадров. Важно мобилизовать эти глобальные и региональные сети подготовки кадров. Следует включить в базу знаний перечень учебных программ и материалов по тематике и наличию вариантов на различных языках, а также статистическую документацию по областям экономики. Участники подчеркнули необходимость стандартизованных материалов для подготовки кадров. Подчеркивались также необходимость разработки информационно-пропагандистских материалов и общей информационной стратегии для содействия использованию национальных счетов в экономической политике, а также их зависимость от базовой статистики.

     Было признано, что механизмы координации на глобальном и региональном уровнях являются важными элементами для успеха стратегии внедрения. Вместе с тем, участники согласились, что достаточно использовать «мягкий» механизм координации. Участники из региональных комиссий были удовлетворены тем, что в предлагаемой стратегии внедрения СНС признается их роль в совершенствовании глобальной статистической системы. Был согласован принцип определения последовательности программы внедрения, различные этапы которой предстоит уточнить позднее. Вместе с тем, было отмечено, что потребности развития для внедрения СНС различаются между регионами и между странами в зависимости от текущего уровня развития и потенциала для будущей работы. Как следствие, некоторые страны могут ориентироваться на первый этап, тогда как другие могут работать над вторым или третьим этапом. С учетом этого, участники рекомендовали не указывать сроки осуществления различных этапов внедрения СНС: 8-10 июня 2009 года. Международный семинар-практикум «От данных к счетам: измерение производства в национальных счетах», Пекин, Китай

8-10 июня 2009 года. Совещание рабочей группы по национальным счетам Андского сообщества, Кито, Эквадор

16-19 июня 2009 года. Практикум по национальным счетам для стран САДК, Виндхук, Намибия

24-26 июня 2009 года. Четвертое совещание Комитета экспертов Организации Объединенных Наций по экологическому и экономическому учету (КЭЭЭУ ООН), Нью-Йорк, США

2-3 июля 2009 года. Совещание Целевой группы Евростата стран ОЭСР по отражению разрешений на выбросы загрязняющих веществ в национальных счетах, Париж, Франция

6-9 июля 2009 года. Семинар-практикум по национальным счетам для стран Южной Азии, Нью-Дели, Индия

3-13 августа 2009 года. Курс МВФ-ЭКЛАК по квартальным национальным счетам, Гватемала-Сити, Гватемала

17-21 августа 2009 года. Подготовка кадров стран СИАП по статистике национальных счетов, Токио, Япония

1-4 сентября 2009 года. Совещание группы экспертов по классификациям, Нью-Йорк, США

7-8 сентября 2009 года. Консультации управляющей группы МСРГНС и региональных комиссий по программе внедрения СНС, Бангкок, Таиланд

7 сентября - 9 октября 2009 года. Курс МВФ по статистике национальных счетов, Вашингтон, округ Колумбия, США

15-21 сентября 2009 года. Семинар Афристата по национальным счетам и анализу макроэкономических  агрегатов, Бамако, Мали

21-25 сентября 2009 года. Практикум ЮНСД/ИБГЕ по экологическому учету и статистике, Рио-де-Жанейро, Бразилия

19-21 октября 2009 года. Ежегодное совещание ЭКЛАК по национальным счетам, Сантьяго, Чили

26-29 октября 2009 года. Семинар-практикум МВФ/ АФРИТАК, Центральная Африка, по национальным счетам, Яунде, Камерун

2-4 ноября 2009 года. Рабочая группа ОЭСР по финансовой статистике, Париж, Франция

4-6 ноября 2009 года. Рабочая группа ОЭСР по национальным счетам, Париж, Франция

9-10 ноября 2009 года. Совещание Целевой группы Евростата стран ОЭСР отражению разрешений на выбросы загрязняющих веществ в национальных счетах, Люксембург

 

 

 

 

 

42-я сессия Статистической комиссии ООН и совещания высшего уровня по вопросам статистики

(г. Нью-Йорк, 20-25 февраля 2011)

     С 20 по 25 февраля 2011 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке со­стоялись 42-я сессия Статистической комиссии ООН и ряд совещаний выс­шего уровня по вопросам статистики. В работе сессии и совещаний высшего уровня принял участие Председатель Статкомитета СНГ В.Л.Соколин.

Статистическая комиссия ООН представляет собой главный мировой форум официальной статистики. На ежегодных сессиях Комиссии рассматри­ваются основные направления современного развития статистики и координа­ции работы национальных и международных статистических организаций. В работе сессий принимают участие делегации национальных статистических организаций всех развитых и большинства развивающихся стран мира, а также большинства международных статистических организаций. На 42-й сессии Статистической комиссии обсуждались проблемы современного развития кен­дерной статистики, национальных счетов, эколого-экономического учета, ста­тистики энергетики, комплексной экономической статистики, краткосрочных экономических показателей, международных сопоставлений на основе парите­тов покупательной способности валют, статистики развития человеческого потенциала и ряд др.

Внедрение системы национальных счетов на основе методологических стандартов, принятых в 2008 году - СНС-2008, является одним из ключевых вопросов развития мировой статистики на современном этапе. Окончательная редакция СНС-2008 была опубликована на английском языке и выпущена для распространения в июне 2010 года. В настоящее время Статистический отдел ООН проводит работу по завершению перевода СНС-2008 с английского на другие пять официальных языков Организации Объединенных Наций (араб­ский, испанский, китайский, русский и французский). Ожидается, что переве­денный на эти языки текст будет представлен Организации Объединенных Наций для публикации. Переводы будут размещаться на веб-сайте Статисти­ческого отдела Организации Объединенных Наций.

Председатель Статкомитета СНГ в ходе своего выступления по этому пункту повестки дня сессии проинформировал Статистическую комиссию об усилиях, предпринимаемых Статкомитетом СНГ по редактированию перевода текста СНС-2008 на русский язык, и планах по распространению русскоязыч­ной версии в странах СНГ и других странах, проявляющих заинтересован­ность в получении варианта СНС-2008 на русском языке.  В соответствии с решением Статистической комиссии в целях обеспече­ния участия представителей всех стран мира в рассмотрении включенных в программу исследований вопросов и надлежащего отражения результатов ра­боты в международных стандартах и справочниках исследования в контексте СНС-2008 должны координироваться под эгидой Межсекретариатской рабо­чей группы по национальным счетам, в которую входят представители пяти ведущих международных организаций - ООН, МВФ, Всемирного банка, ОЭСР и Евростата. Предложения о создании целевых или экспертных групп для изучения конкретных тем представляются Рабочей группе, которая будет оценивать их результаты в соответствии с процедурами обновления СНС, ус­тановленным Статистической комиссией В своем выступлении Председатель Статкомитета СНГ заявил о мерах, реализуемых Статкомитетом СНГ в части поддержки стран СНГ в подготовке к переходу к СНС-2008, в частности, о проведении в Москве специальных со­вещаний для разработчиков национальных счетов из стран СНГ, в ходе кото­рых рассматриваются первоочередные вопросы по совершенствованию мето­дологии и практики построения национальных счетов в соответствии с новы­ми международными стандартами, включая, в первую очередь, учет косвенно измеряемых услуг финансовых посредников, совершенствование учета вало­вого накопления основного капитала, проблему оценки жилой ренты и ряд других вопросов.

    Международные сопоставления ВВП на основе паритетов покупательной способности (ППС) валют проводятся в рамках Программы международных сопоставлений (ПМС). В соответствии с решением Статистической комиссии ООН координацию ПМС осуществляет Всемирный банк. В настоящее время проводится Глобальный раунд сопоставлений по данным за 2011 год, так на­зываемый раунд ПМС-2011. Работы по его подготовке начались в 2010 году, а конечные результаты должны быть получены в 2013 году. Для проведения полного объема работ в рамках Глобального раунда ПМС все страны мира сгруппированы по шести регионам: страны СНГ, объединенная группа стран ОЭСР-ЕС, группы стран Латинской Америки и Карибского бассейна, Африки, Азии и Тихого океана, Западной Азии. Высшим координирующим органом работ является Исполнительный совет ПМС, сформированный из руководите­лей международных и некоторых национальных статистических организаций. Общее оперативное управление работами осуществляет Глобальный офис ПМС в составе Всемирного банка. На региональном уровне действуют регио­нальные координационные советы и региональные координаторы. В регионе СНГ координационным советом ПМС является Совет руководителей нацио­нальных статистических служб стран СНГ, а региональным координатором  Статкомитет СНГ; партнером Статкомитета СНГ, как регионального коорди­натора ПМС СНГ, также выступает Росстат.

В докладе, представленном сессии Статистической комиссии ООН Все­мирным банком, была изложена подробная характеристика хода работ Гло­бального раунда ПМС-2011, в котором принимают участие 192 страны мира. По состоянию на начало 2011 года большинство участвующих стран присту­пили к сбору первичной информации в соответствии с графиками работ.

Одним из важных направлений деятельности по подготовке и проведе­нию сопоставлений является совершенствование методологии, координируе­мое Технической консультативной группой (ТКГ), созданной для этих целей при Всемирном банке. Программа работы Технической консультативной группы включает методологические вопросы, связанные с совершенствовани­ем операций на местах и кабинетной работы, проводимой странами, регио­нальными отделениями и Глобальным управлением. В соответствии с реко­мендациями, предложенными различными руководящими органами на основе выводов Группы друзей Председателя по итогам предыдущего раунда ПМС-2005, внесены некоторые методические улучшения, которые были сочтены необходимыми для повышения точности паритетов покупательной способно­сти. Для повышения актуальности деятельности Группы программа ее работы, принятая в июне 2010 года, содержит вопросы трех категорий: первостепен­ные и оперативные; первостепенные, но не оперативные и непервостепенные.

Три приоритетных темы были рассмотрены в 2010 году и касались элементов методики проведения обследований жилья, занимаемого владельцами, оценки эффективности государственной деятельности и рамок обследований. Завер­шается работа еще над тремя методическими разработками, которые касаются обследований в следующих областях: промышленное и гражданское строи­тельство, машины и оборудование и услуги в области образования. Вторая категория вопросов касается усовершенствования методики в связи с процессами увязки региональных показателей паритета покупательной способно­сти с глобальными результатами на основе общего базового списка товаров-представителей и ретроспективного анализа и пересмотра паритетов покупа­тельной способности. Работа над этими методиками еще не завершена. Третья категория вопросов включает изучение таких прикладных аспектов и побоч­ных результатов осуществления Программы, как субнациональные методы использования паритетов покупательной способности.

В своем выступлении по этому пункту повестки дня сессии Председа­тель Статкомитета СНГ представил развернутую характеристику работ по ме­ждународным сопоставлениям, проводимых в регионе СНГ. Отметив, что все страны СНГ, принимающие участие в ПМС, приступили к сбору первичной информации за 2011 год, он подчеркнул, что значительные усилия Статкоми­тета СНГ как координатора работ направлены в том числе на оказание методо­логической помощи национальным статистическим службам стран-участниц, в частности, в области применения методологии национальных счетов в рамках ПМС, а также статистики цен. Он поддержал предложение о совершенствова­нии методологии глобальных сопоставлений, в частности, о формировании базового списка товаров-представителей как инструмента интеграции резуль­татов региональных сопоставлений на глобальном уровне.

Активно развиваемым направлением работ в мировой статистике в по­следние годы является формирование системы краткосрочных экономических показателей. На сессии Статистической комиссии подробно обсуждался док­лад Статистического отдела ООН по разработке международной программы работы в области краткосрочной экономической статистики. Основу програм­мы составляют четыре темы: оперативные оценки, статистика и показатели тенденций деловой активности, составные показатели экономического цикла и роль национальных статистических систем в области составления и публика­ции этой статистики и показателей.

Цель программы работы в области оперативных оценок состоит в выяв­лении передовой практики и в выработке согласованных принципов составле­ния и распространения оперативных оценок основных макроэкономических показателей. Оперативные оценки (то есть кратковременные прогнозы на бли­жайший период, мгновенные оценки, заблаговременные/предварительные оценки) регулярно составляются в отдельных странах и готовятся в качестве справочного статистического материала многими статистическими учреждениями. Растущее внимание, уделяемое оперативным оценкам в средствах мас­совой информации и государственных директивных органах, свидетельствует о том значении, которое имеют эти оценки в раннем прогнозировании основ­ных краткосрочных макроэкономических показателей. Обычно оперативными оценками называют раннее прогнозирование размера валового внутреннего продукта (ВВП), однако объектами оперативных оценок могут быть и другие макроэкономические показатели (например, индекс потребительских цен, компоненты ВВП, индекс промышленного производства, уровень занятости и безработицы). Оперативные оценки важны и сами по себе, поскольку они слу­жат первой официальной оценкой краткосрочных изменений экономической ситуации. Однако в этой области статистики не выработано никаких междуна­родных методических указаний. Кроме того, необходимо уточнить терминоло­гию, связанную с оперативными оценками. Программа работы призвана вос­полнить выявленные пробелы нормативного характера. На 2011 и 2012 гг. на­мечено достижение трех основных результатов: разработка глоссария терми­нов, создание реестра национальной практики составления оперативных оце­нок, создание руководства по оперативным оценкам. В руководстве будут со­держаться международные методические указания по статистике, основываю­щиеся на передовой практике и согласованных принципах составления и рас­пространения оперативных оценок.

Цель программы работы в области составных показателей экономиче­ского цикла заключается в выявлении передовой практики и в выработке со­гласованных принципов составления и распространения составных показате­лей экономического цикла. Составные показатели экономического цикла важ­ны сами по себе, поскольку они позволяют на постоянной основе отслеживать краткосрочные изменения экономической ситуации. Кроме того, они являются неотъемлемой частью системы раннего предупреждения, поскольку сообщают информацию о факте и моменте наступления подъемов и спадов в экономике. В этой области статистики пока не выработано никаких международных мето­дических указаний с изложением передовых видов практики и согласованных принципов построения составных показателей экономического цикла. Поэто­му для восполнения этого пробела необходимо подготовить руководство, со­держащее стандарты разработки и представления составных показателей эко­номического цикла. На 2011 и 2012 гг. намечено достижение двух основных результатов:    разработка    реестра    национальной    практики    построениясоставных показателей экономического цикла по результатам глобального анализа и руководства по составным показателям экономического цикла.

Цель программы работы в области обследования тенденций заключается в выявлении передовой практики и выработке согласованных принципов по­строения выборки для обследования тенденций, разработки опросника и во­просов для обследования, проведения обследования, обработки данных и ис­пользования составных показателей тенденций. Такие обследования позволя­ют получать качественную информацию, которую нельзя собрать с помощью других статистических методов количественного анализа. Они являются также неотъемлемой частью системы раннего предупреждения поскольку сообщают информацию о факте и моменте наступления подъемов и спадов в экономике. Надежная система качественных краткосрочных показателей может считаться ценным дополнением системы количественной статистики. Кроме того, обсле­дования тенденций оказались экономически эффективным средством получения информации о краткосрочных изменениях экономической ситуации. В настоя­щее время имеются руководящие принципы обследования тенденций, разрабо­танные Европейской комиссией и ОЭСР, в которых излагается унифицирован­ная методология проведения обследований тенденций. Эти руководящие прин­ципы лягут в основу предлагаемого руководства по обследованиям тенденций, в котором эти существующие руководящие принципы будут распространены на дополнительные экономические сектора, и будут сформулированы согласован­ные рекомендации в отношении практики проведения обследований тенденций. Ожидается, что это руководство будет представлять собой свод утвержденных на международном уровне руководящих принципов, применимых ко всем стра­нам и многим видам экономической деятельности.

Центральным элементом программы работы в области типовой модели данных и аналитических показателей является разработка согласованной на международном уровне типовой модели данных и метаданных для составле­ния краткосрочных экономических показателей с целью макроэкономического наблюдения, раннего предупреждения о факторах экономической и финансо­вой уязвимости и выявления переломных точек в циклах деловой активности. Окончательная доработка типовой модели данных, в том числе структуры ме­таданных будет проводиться в координации с другими международными ини­циативами в этой области, особенно с инициативой по составлению основных глобальных показателей для стран Группы 20 под руководством Межучережденческой группы по экономической и финансовой статистике.

Серьезную дискуссию на сессии Статистической комиссии ООН вызвал вопрос об использования  статистических  данных при составлении «Доклада о развитии человека», регулярно публикуемого Программой развития ООН. Разработчики «Доклада» в ряде случаев используют данные, которые сущест­венно расходятся с официальной статистикой. Обоснованность числовых оце­нок, используемых в «Докладе», в значительной степени нуждается в обосно­вании. Подобная практика вызывает резкое несогласие стран, что являлось предметом обсуждения на предыдущих сессиях Статистической комиссии. В связи с сохранением неудовлетворительной практики Бразилия, Марокко и Южная Африка от имени стран на 42-й сессии Статистической комиссии вы­ступили с совместным докладом об озабоченности государств-членов ООН по поводу показателей, публикуемых учреждениями ООН. В состоявшейся дис­куссии приняло участие большинство делегаций. По итогам обсуждения в ре­шение сессии были включены положения, энергично призывающие ПРООН к сотрудничеству по этому вопросу и предусматривающие ряд бюрократических мер в рамках ООН, направленных на урегулирование этой проблемы.

В период проведения 42-й сессии Статистической комиссии ООН состо­ялся также ряд совещаний высшего уровня по вопросам статистики. Одним из таких совещаний явилось заседание Исполнительного совета ПМС. Председа­тель Статкомитета СНГ принял участие в заседании как член Исполнительно­го совета. В ходе заседания детально рассматривался ход работ Глобального раунда ПМС-2011. Одним из центральных вопросов была разработка правил общего доступа к данным ПМС. Для расчета паритетов покупательной спо­собности валют страны собирают и передают региональным координаторам достаточно подробную первичную информацию. Глобальный офис ПМС за­нимает позицию возможно более широкого раскрытия информации для миро­вых пользователей. Вместе с тем, такой подход не всегда совпадает с интере­сами стран-участниц. Обсуждение этого вопроса продолжается достаточно давно; на состоявшемся заседании Исполнительного совета Глобальным офи­сом ПМС был представлен проект принципов организации доступа пользова­телей к данным ПМС.

В ходе обсуждения  Председатель Статкомитета СНГ выступил с заявлением о необходимости включения в число принципов явного упоминания требования соблюдения национального законодательства стран-участниц в области распространения статистической информации при по­строении системы доступа пользователей к данным ПМС. В итоге дискуссиибыло принято решение, что к июню 2011 года. Глобальный офис подготовит новую редакцию предложений по принципам организации доступа к данным ПМС.

Другим крупным мероприятием в период проведения 42-й сессии Стати­стической комиссии ООН явилось заседание Комитета по координации ста­тистической деятельности (ККСД). Комитет объединяет руководителей ме­ждународных статистических организаций; его основная цель - координация деятельности международных организаций в области статистики. Председа­тель Статкомитета СНГ принял участие в заседании ККСД и в ходе состояв­шейся дискуссии выступил с сообщением об основных направлениях текущей статистической работы в регионе СНГ.

В период проведения 42-й сессии Статистической комиссии ООН также состоялось заседание Бюро Конференции европеиста статистиков (КЕС). Конференция объединяет руководителей национальных статистических служб стран региона ЕЭК ООН, в который входят все страны СНГ. Основной задачей Конференции является координация развития статистики стран региона ЕЭК, а основной формой работы - ежегодные пленарные сессии. В период между сес­сиями работой Конференции руководит Бюро КЕС, избираемое один раз в два года на персональной основе из числа руководителей национальных статисти­ческих служб стран региона. Председатель Статкомитета СНГ принял участие в заседании Бюро КЕС как руководитель одной из международных статисти­ческих организаций, действующих в регионе ЕЭК. В ходе заседания Бюро рас­сматривались работы, осуществляемые в регионе ЕЭК по вопросам подготов­ки методических рекомендаций по оценке влияния процессов глобализации на построение показателей национальных счетов, обновления руководства по статистике доходов домашних хозяйств, разработки системы показателей из­мерения устойчивого развития и ряд др.

Существенное значение имеет также тот факт, что на предстоящей в ию­не 2011 года сессии КЕС должны состояться перевыборы Бюро КЕС; при этом срок полномочий входящего в настоящее время в состав Бюро Председателя Госкомстата Украины истекает. В этой связи Председатель Статкомитета СНГ инициировал неформальные консультации с руководством статистического отдела ЕЭК ООН по вопросу о продвижении в новый состав Бюро КЕС одного из руководителей национальных статистических служб стран СНГ. В ходе консультаций было достигнуто понимание, что, несмотря на индивидуальны способ подбора кандидатур на избрание в состав Бюро, можно рассчитывать навыдвижение одного из руководителей статистики из стран СНГ, в частно­сти Президента Национальной статистической службы Республики Армения С.Мнацаканяна. Соответствующие консультации Председатель Статкомитета СНГ провел также с принимавшим участие в сессии Статистической комиссии ООН С.Мнацаканяном.

В период сессии Статистической комиссии Председатель Статкомитета СНГ провел также ряд двусторонних встреч.

В ходе беседы с Директором Статистического отдела ООН П.Чунгом была представлена общая характеристика текущего состояния дел в статисти­ке стран СНГ, а также роль Совета руководителей национальных статистиче­ских служб стран СНГ как центрального органа по координации развития ста­тистики в странах Содружества.

В ходе беседы с Директором по международным связям Евростата П.Эвераэрсом был обсужден ряд вопросов, в том числе о возобновлении Ме­морандума о сотрудничестве в области статистики между СНГ и ЕС, возобнов­лении совместной статистической публикации СНГ-ЕС, совместном участии экспертов СНГ и Евростата в совещаниях по методологии статистики, включая тематику международных сопоставлений на основе ППС и др., совместной ор­ганизации проведения секции статистики в рамках конференции по взаимодей­ствию со странами ЕС, планируемой 18-19 октября 2011 года в Варшаве.

Состоялся также ряд двусторонних встреч Председателя Статкомитета СНГ с руководителями национальных статистических служб стран СНГ, в частности, Азербайджана, Беларуси, Молдовы, Таджикистана, Украины, в ходе которых об­суждались практические вопросы сотрудничества. В рамках позитивных в целом итогов бесед обращает на себя внимание позиция Председателя Госкомстата Азербайджана, который сообщил, что в очередном заседании Совета руководите­лей национальных статистических служб стран СНГ Азербайджан, скорее всего, примет участие на уровне заместителя Председателя Госкомстата.

Специальные переговоры были проведены Председателем Статкомитета СНГ с руководителем статистической службы Туркменистана по вопросу при­влечения Туркменистана к участию в Глобальном раунде международных со­поставлений ПМС-2011.

С руководителем Статистического института стран Азии и Тихоокеанско­го бассейна были проведены переговоры о сотрудничестве в области организа­ции учебно-подготовительных мероприятий для статистиков стран региона.

Заключение

       И в заключении хочется сказать, что СНС является на данный момент важнейшим разделом социально-экономической статистики, действует практически во всех странах мира, входящих в ООН, как статистическая модель рыночной экономики.

    Значение разработки первого международного стандарта по СНС версии 1952 г. (руководитель работ - талантливый ученик Кейнса, лауреат Нобелевской премии Р. Стоун) состояло в том, что впервые обозначены контуры концепции национального счетоводства и методологические основы построения ряда сводных счетов, ставшие унифицированным алгоритмом макроэкономических расчетов, производившихся в странах с рыночной экономикой.

     Стратегия внедрения СНС 2008 года принимает во внимание, в качестве отправной точки, разные уровни внедрения СНС в различных странах и регионах. Признается, что подробная стратегия должна отражать необходимость координации на региональном и субрегиональном уровнях, ввиду различий между странами в уровнях развития статистики.

Стратегия опирается на результаты региональных консультаций, проводившихся организациями-членами МСРГНС с 2006 по 2008 год, в которых более подробно рассматривались принципы внедрения с учетом позиций пользователей, составителей статистики и лиц, занимающихся разработкой и анализом политики.

   СНС играет важную роль во всех экономических, статистических направлениях, поскольку благодаря этой новой программе, государственные органы могут без труда создать отчеты и сделать правильные выводы.

Центральным элементом программы работы в области типовой модели данных и аналитических показателей является разработка согласованной на международном уровне типовой модели данных и метаданных для составле­ния краткосрочных экономических показателей с целью макроэкономического наблюдения, раннего предупреждения о факторах экономической и финансо­вой уязвимости и выявления переломных точек в циклах деловой активности.

Литература                                                                                                                 

  1. Международные сопоставления валового внутреннего продукта за 2005 год: Стат. сб. / Росстат. - М., 2008. - 237 с.
  2. Липпе Петер фон Дер. Экономическая статистика: Статистические очерки - том 1 Европейского центра повышения квалификации / Издатель: Федеральное статистическое управление Германии.
  3. Королев М.А. Влияние идей В.Н. Старовского на становление и развитие статистики СНГ (В сборнике: В.Н. Старовский - Избранные статистические труды: К 100-летию со дня рождения/ Москва, 2007) (В основе - статья М.А. Королева, опубликованная в журнале "Вопросы статистики" в N 6 за 2005).
  4. Федеральный план статистических работ на 2008-2010 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р)/ Москва, 2008.
  5. Данные о рассмотрении 42-ой сессии Статистической комиссии ООН.
  6. Иванов Ю.Н., Хоменко Т.А. Обзор основных положений пересмотренной системы национальных счетов 1993 года (СНС 2008 года) и перспективы их поэтапного применения в статистике стран СНГ // Вопросы статистики. 2009. N 3.
  7. Масакова И.Д., Устинова Н.Е. Российские таблицы "затраты - выпуск": опыт и перспективы развития // Вопросы статистики. 2009. N 3.
  8. Рябушкин Б.Т. Методология формирования интегрированной системы данных для исследований ресурсов товаров и услуг. - Московский государственный институт электроники и математики (технический университет) - МИЭМ / Брянск: "Дельта", 2009.
  9. Эволюция международных стандартов, применяемых в отечественной статистической практике / Б. Т. Рябушкин // Вопросы статистики, 2009. - №5. - С. 3-7.
  10. Вопросы СНС на 56-й сессии Международного статистического института / А. Е. Косарев // Вопросы статистики. - 2007. - №10. - С. 75-76.
  11. Российские таблицы "затраты - выпуск": опыт и перспективы развития / И. Д. Масакова, Н. Е. Устинова // Вопросы статистики, 2009. - №3. - С. 39-46.
  12. Обзор основных положений пересмотренной системы национальных счетов 1993 года (СНС 2008 года) и перспективы их поэтапного применения в статистике стран СНГ / Ю. Н. Иванов, Т. А. Хоменко // Вопросы статистики,2009. - №3. - С. 19-31.
Просмотров работы: 140