ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ (СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ) - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ (СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Первоначально патриотизм возник как естественное чувство самосохранения человека - представителя человеческого рода, стремящегося защитить своих сородичей, свое жизненное пространство, свою территорию. Позже в индивидуальном сознании человека формируются чувства гордости и привязанности к земле, на которой родился и вырос.

На высоком уровне патриотизм россиянина - это его сознание, социальное чувство, поступки, содержание которых выражается в любви к своей Родине, преданности ей, гордости за свой народ и родную землю, стремлении и готовности к их защите. Такое отношение к своему Отечеству складывалось исторически, в процессах создания и укрепления единого российского государства. Всемерному наращиванию патриотизма способствовали судьбоносные события, которые переживала Россия в своем развитии.

Уже в военно-исторических документах и летописях IХ в. упоминаются события, свидетельствующие о проявлении патриотических чувств славянских народов. Развиваясь в борьбе за сохранение самостоятельности русских земель, патриотизм постепенно превращается в национальную идею, идеологический принцип, убеждение и приобретает общенациональное значение. Объединение русских земель на народной патриотической основе способствовало укреплению могущества российского государства и превращению патриотической идеи в высшую ценность общества. Чем сильнее становилось древнерусское государство, Московская Русь, затем Российская империя, тем больше создавались экономические, политические, социальные, военные, культурные, духовные и другие предпосылки, условия, факторы, способствующие формированию российского патриотизма.

Анализ научной литературы, посвященной проблеме патриотического воспитания, позволил сформировать представление о развитии системы воспитания патриотизма в ХХ веке, определить ведущие тенденции и направления развития этой системы, обозначить роль и место патриотического воспитания в отечественной науке, выделить некоторые подходы к пониманию сущности патриотизма[2]:

  • патриотизм - это сложное личностное образование, проявляющееся как особенности, качества, характеристики в чувствах, сознании, морально-волевых проявлениях, поступках и поведении, действиях и деятельности, в которых сочетаются любовь к Родине, к земле, где родился, гордость за исторические свершения народа, готовность подчинить свои личные интересы интересам страны, верно служить ей и защищать ее;
  • личность гражданина - патриота характеризуется проявлением чувства любви к Родине, родному краю, близким людям, гордости за свое Отечество, за его историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов, важнейшими духовными и нравственными качествами, веротерпимостью, уважением к Конституции страны;
  • идея патриотического воспитания подрастающего поколения состоит в необходимости выполнения социального заказа общества и государства на воспитание патриотично направленной личности;
  • в социально-педагогическом плане воспитание патриота - это социальный процесс, протекающий под воздействием как объективных факторов влияния социальной среды (семья, школа, общественные организации и т.д.), так и субъективных условий духовно-практической деятельности самой личности по обретению опыта служения Отечеству;
  • патриотическое воспитание - это целенаправленная, последовательная педагогическая деятельность семьи, государственно-общественных институтов, физических и юридических лиц по развитию и формированию у детей и молодежи чувств, представлений и понятий, стремлений, поступков и действий, выражающих любовь, близость, преданность, готовность служить и защищать свою Родину, ее народы у детей и молодежи;
  • система патриотического воспитания - комплекс взаимосвязанных компонентов (цели, субъекты, деятельность, отношения, среда, управление), обеспечивающих достижение цели патриотического воспитания;
  • патриотическое воспитание тесно взаимодействует с воспитанием гражданственности как чувства неразрывной связи с народом, сознания ответственности за безопасность и процветание Родины, ее продвижение по пути прогресса.

Владимир Даль трактовал понятие "патриотизм" (как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [3]. Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине» .

Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.

Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада», «Италия»); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма.

В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного» патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами. Римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора.

Христианство своей проповедью подрывало основы местных религиозных культов и тем самым ослабляли позиции полисного патриотизма. Проповедь равенства всех народов перед Богом способствовали сближению народов Римской империи и препятствовали местному национализму. Поэтому на уровне городов проповедь христианства наталкивалась на противодействие патриотически настроенных язычников, которые видели в местных культах основу благополучия города. Яркий пример такого противостояния - реакция ефесян на проповедь апостола Павла. В этой проповеди они увидели угрозу местному культу богини Артемиды, который составлял основу материального благополучия города.

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма.

Патриотизм отвергается универсалистской этикой, полагающей, что человек в одинаковой мере связан нравственными узами со всем человечеством без изъятия. Эта критика началась ещё философами Древней Греции (киники, стоики - в частности, киник Диоген первым описал себя как космополитa, то есть «гражданина мира»[4].

Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время.

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости» и «Марсельеза». С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) - приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению.

В истории России его появление связывают с рождением регулярной армии. Ее основа - два потешных полка молодого Петра I. Когда дворяне-подростки вошли в зрелый возраст, эти полки стали своеобразными военными училищами, выпускавшими офицеров в пехоту и кавалерию. Офицеров-специалистов готовили открытые по приказу Петра навигационная, артиллерийская, инженерная школы. С развитием регулярной армии и становлением принципиально нового офицерского корпуса получает окончательное оформление военно-профессиональный патриотизм, как выражение сущности людей, посвятивших свою жизнь защите Отечества. В своих основных чертах он доходит и до наших дней .

Черты военно-профессионального патриотизма не с неба упали. Они обусловлены вполне объективными обстоятельствами. Армия на Руси всегда почиталась, а военный человек, как правило, был любимцем народа. XX век насчитывает всего две ситуации, когда заинтересованные силы настраивали общественность России против армии и флота. Первый раз - после русско-японской войны 1904-1905 годов, второй - после распада СССР и перехода к рыночным отношениям. 

В русской армии были достаточно сильны военно-демократические традиции, представленные такими генералами и адмиралами, как Петр I, Г. Потемкин, А. Суворов, М. Кутузов, Ф. Ушаков, П. Нахимов, М. Скобелев, М. Драгомиров, С. Макаров, М. Фрунзе, И. Исаков, К. Рокос­совский, Г. Жуков, Н. Кузнецов и многие другие.

Армия была важнейшим инструментом складывания русского государства, а флот очень часто служил орудием международной политики. Со времени Петра I сложилась своеобразная роль офицерства в жизни общества. Офицеры не только защищали Отечество, но строили города и заводы, были изобрета­телями, открывали новые земли, управляли губерниями, служили дипломатами и одно время командовали Православной церковью. Первым обер-прокурором Святейшего Синода был полковник И. В. Болтин (1721-1726).[5]

Важным обстоятельством, оказавшим влияние на формирование военно-профессионального патриотизма, явился также русский национальный характер. Названные причины обусловили своеобразные черты русского военно-профессионального патриотизма и до 1917 года и после него.

Вот они:

  • беспредельная преданность Отечеству и готовность со­знательно отдать за него жизнь.
  • непререкаемый авторитет воинской присяги и ее ис­полнение в любых условиях.
  • высокие понятия воинской чести и воинского долга как у офицеров, так и у солдат и матросов
  • стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения.
  • преданность полку, кораблю, его знамени, его традициям.
  • уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира.
  • героическое поведение в плену.
  • готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде.
  • личный пример офицера своим подчиненным.
  • мастерское владение своей профессией от полководца до рядового.

А. В. Суворов дал неприятелям более шестидесяти боев и сражений и ни одного не проиграл. Военная история показывает, что такого набора черт не имеет никакая другая армия мира.

Значение военно-профессионального патриотизма велико, хотя он явление нематериальное: ни взвесить, ни измерить, ни просчитать. Но в критические моменты именно он каждый раз перетягивал чашу весов борющихся сторон в пользу России.

Для ясности пример.

Пример хрестоматийный - 28 героев панфиловцев. Вдумаемся: всего 28 человек, в том числе один офицер. Вооружение - бутылки с «горючкой», гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева - никого. Могли разбежаться и ищи ветра в поле. Могли сдаться и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну - 20 танков, другую - 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по два танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли! Сегодня многие не верят и спрашивают: почему?

Ответ в трех словах - присяга, долг, патриотизм:

  • присяга - клятва Родине;
  • долг - обязанность перед Родиной;
  • патриотизм - любовь к Родине.

Если это есть у военных людей, они непобедимы. Подвиг двадцати восьми героев повергает лиц тех, кто хотел бы видеть на войне только кровь, муки и ошибки - настоящие и мнимые - и не замечать воли, таланта, уме­ния и презрения к смерти во имя Отечества.

Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.

В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

«Патриот - говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины».

Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре. «Патриотизм (греч. Patris - отечество) - говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.

«... Истинный человек и сын отечества,- писал А. Н. Радищев,- есть одно и то же... Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия... он пламенеет нежнейшей любовью к целости и спокойствию своих соотчичей... преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления... и ежели верен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. ...Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества...»

«В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»,- писал В. Г. Белинский.

Великий русский поэт Н. А. Некрасов в поэме « Кому на Руси жить хорошо» нарисовал светлый образ народного заступника Гриши Добросклонова, для которого смыслом жизни был девиз: «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего!»

Уясняя сущность и содержание патриотизма и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова

К. Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».[6]

Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России - это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

В настоящее время популярность патриотизма проявляется, например, в том, что ряд партий использовал это понятие в своих названиях. Это партия «Патриоты России», «Народно-патриотическая партия России», «Национально-патриотические силы РФ», партия «Истинных патриотов России» и прочие.

Партия

Понятие "Патриотизм"

«Патриоты России», «Народно-патриотическая партия России»

Использовали понятие патриотизм в названии своей партии. Выделили патриотизм как основную составляющую идеологии партии. «Патриоты России», рассматривают феномен патриотизма как идеологии через призму общественных ценностей.

"Партии социальной справедливости"

Руководитель Партии социальной справедливости И. Подберезкин выделяет патриотизм как базовую ценность, позволяющую сохранить государство для человека.

«Единая Россия»

Указывает на патриотизм с точки зрения идеи, обеспечивающей солидарное участие в национальном успехе

КПРФ

Патриотизм - традиция развития государства, основанная на укреплении союза всех здравомыслящих сил, главная цель партии

Идеи патриотизма находят свое отражение в Манифесте Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Путь национального успеха», Манифесте и Программе партии «Родина», Программах КПРФ, СДПР, АПР, «Новые правые», Программе и Идеологии ЛДПР. Вышеназванная партия «Патриотов России», созданная в апреле 2005 г. под руководством вице-спикера Госдумы Г. Семигина, выделила патриотизм как основную составляющую идеологии партии. И поскольку программные документы партии еще формируются, об отношении к патриотической идее можно судить из идеологии партии «Патриоты России», в которой рассматривается феномен патриотизма как идеологии через призму общественных ценностей.

 Патриотизм как базовую ценность, позволяющую сохранить государство для человека, выделяет руководитель Партии социальной справедливости И. Подберезкин. Однако в программе ПСС патриотизм прослеживается только в завуалированной форме.

 Рассмотренные партии к патриотизму относятся по-разному. Партия «Единая Россия» указывает на патриотизм с точки зрения идеи, обеспечивающей солидарное участие в национальном успехе. Также в Манифесте говорится о том, что «нельзя позволить кому бы то ни было присваивать те фундаментальные идеи, из которых вырастают все современные политические программы, - идеи свободы, равенства, справедливости, патриотизма».

 КПРФ, СДПР, «Родина», «Патриоты России», ЛДПР определили себя как патриотические партии, партии истинных патриотов. «Новые правые» указали, что основывают свою деятельность на принципах гражданского патриотизма, который они подробно рассматривают в своей программе.

Воспитание патриотизма как важную задачу развития государственности в своих Программах прописали аграрии. Другие партии говорили о сохранении и защите патриотической идеи, распространении в общественном сознании патриотического мировоззрения.

Патриотизм - традиция развития государства, основанная на укреплении союза всех здравомыслящих сил, главная цель партии (КПРФ), идея объединяющая, а не раскалывающая общество (СДПР), могучая движущая сила в развитии и сохранении российской государственности (ЛДПР). Патриотизм - это политическая позиция, предполагающая защиту многонационального народа Российской Федерации, его героического прошлого и будущего посредством согласования интересов всех социальных слоев.[7]

 Изложенное выше подтверждает необходимость не только серьезного научного изучения патриотизма, но и широкого внедрения научного понимания этого феномена в общественное сознание.


[2] Вежевич Т.Е. Моделирование систем патриотического воспитания школьников : методология, теория, практика [Текст] / Т.Е. Вежевич. - Улан-Удэ : Бэлиг, 2010. - 392 с.

[3] Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М.: «Юрайт», 2009. - 522с.

[4] Варющенко В.И. Гражданское образование учащихся - составная часть системы нравственного воспитания // проблемы нравственного воспитания учащихся в современной системе образования: материалы областной научно-практической конференции 16-17 апреля 1998 года.2008 - 81с.

[5] Варющенко В.И. Гражданское образование учащихся - составная часть системы нравственного воспитания // проблемы нравственного воспитания учащихся в современной системе образования: материалы областной научно-практической конференции 16-17 апреля 1998 года.2008 - 81с.

[6] Самолдина К.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами искусства: опят создания программы на базе полихудожественного метода // Проблемы нравственного воспитания учащихся в современной системе образования: материалы областной научно-практической конференции 16-17 апреля 1998 года 81с.

[7] Режим доступа: http://filosofika.ru/2011/07/383.html

Просмотров работы: 126