ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ МЕДИАТЕКСТОВ МОЛОДЁЖНЫХ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ НА ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ МЕДИАТЕКСТОВ МОЛОДЁЖНЫХ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ НА ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ в своем содержании имеет несколько сторон, это:

Процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки, способность  искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменять свою позицию на основе фактов и аргументов;

Разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.

Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Критическое мышление отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение - направленное мышление.

В критическом мышлении обязательно присутствует целевая составляющая, включающая в себя следующие установки: проанализировать воспринятое;

  • убедиться в его достоверности и правильности;
  • учесть вскрытые достоинства и недостатки;
  • вскрыть возможные ошибки;
  • дать оценку;
  • обнаружить возможный тайный умысел;
  • в конце концов выявить все, что может принести вред.

Особое место в формировании мышления современной молодежи занимают СМИ, в том числе популярные передачи, к примеру в формате «РЕАЛИТИ». Реалити-телевидение  - телевизионный жанр, разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. Сюжетом является показ действий группы (или групп) людей в приближенной к жизни обстановке.

Данный телевизионный жанр объединяет множество телевизионных программ, изначальная идея жанра предполагала соответствие передачи следующим признакам:

  • отсутствие сценария;
  • подача в телеэфир с первого дубля;
  • участие простых людей, а не профессиональных актёров;
  • условия съемок, максимально приближенные к реальным (в отдельных случаях- экстремальные ситуации и борьба за жизнь).

Для понимания сторон влияния проведем классификацию   реалити-шоу:

  • Шоу подглядывания;
  • Шоу обновления;
  • Шоу выживания;
  • Шоу обучения;
  • Шоу игры, др.

Например:

Каковы причины популярности телепередач жанра реалити, и чем они привлекают молодых зрителей? В качестве таких причин можно назвать следующие:

  • Эффект новизны;
  • Эффект реальности и сиюминутности происходящего;
  • Эффект «замочной скважины»;
  • Эффект популярности человека из толпы;
  • Эффект зрелищности;
  • Эффект идентификации с участниками такого рода телепередач;
  • Эффект интерактивности;

Вместе с тем, содержание большинства телепередач жанра «реалити» (по мнению психологов, социологов, педагогов) не соответствует требованиям информационной безопасности по ряду показателей:

  • ценностному (доминирующие ценности - материальные);
  • поведенческому (демонстрация вседозволенности, фривольного поведения);
  • личностному (потребительское отношение ко всему и ко всем, цель оправдывает любые средства и т. д.);
  • познавательному (уровень познавательной информации очень низок, в большинстве шоу он сводится к демонстрации бытовизма и праздного существования).

Процесс развития критического мышления наиболее успешно реализуем при наличии трех составляющих:

  1. условия (специальные медиаобразовательные занятия);
  2. информативный материал, способствующий развитию критического мышления (в нашем случае, медиатексты жанра «реалити»);
  3. технология, при которой активную роль должны играть сами учащиеся. Структура технологии развития критического мышления состоит из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии ).
Просмотров работы: 10