ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире ежедневно происходит масса различных событий, которые  постоянно систематизируются, оказывают психологическое влияние на социум. Нам постоянно необходимо получать и обрабатывать поступающую информацию: сначала на примитивном уровне, затем все сложнее и сложнее, так как по мере поступления информация принимает разнообразные значения, которые человеку иногда сложно распознать самостоятельно. Средства массовой информации (СМИ) вводят человека в курс дел по всему миру, освещают актуальную информацию и общественные проблемы. Но нельзя забывать о таком явлении как реклама, которая уже на протяжении нескольких веков тесно связана с понятием СМИ.

Практически с момента своего возникновения средства массовой информации помимо функции информирования читателей о происходящих событиях взяли на себя и функцию обслуживания производителей товаров и услуг, публикуя (а, следовательно, распространяя) на страницах газет и журналов рекламу. Уже в XVII веке английские газеты стали брать плату за распространение такой коммерческой информации. С возникновением массовых медийных каналов - сначала высокотиражных газет и журналов, а потом и электронных медиа - СМИ все больше рассматривается в качестве площадки для быстрого и эффективного распространения сведений о товаре, продукте, компании-производителе. С развитием рыночных отношений и - возникновение плотной конкурентной среды, как на рынке медиа, так и среди компаний-производителей товаров и услуг, в структуре рекламного процесса вписались и рекламные агентства. Реклама давно стала полноправной частью контента СМИ [1].

Сегодня реклама дает возможность обрести свободу слова и независимость СМИ, и является источником различных эмоций социума. Следует помнить, что СМИ и реклама имеют отрицательные воздействия, которые затрагивают, прежде всего, духовное здоровье всего человечества.

Средства массовой информации сегодня оказывают все большее влияние на психологическое состояние людей, особенно на детей и молодежь - аудиторию с еще не полностью устоявшимся самосознанием и мировоззрением. Аспекты воздействия СМИ не имеют границ: начиная с «прямых» непосредственных, которые затрагивают лишь основные функции, связанные с информированием, развлечением и т. д., и, заканчивая методами влияния на подсознательном уровне, которые, внедряясь в поток информации, вызывают у общества либо положительную, либо отрицательную реакцию на определенную ситуацию.

С каждым годом современные психологи и педагоги все чаще задумываются о возрастающих тенденциях ухудшения психического и духовного здоровья людей. Зачастую каждый из нас после тяжелого трудового дня, придя домой, стремится отдохнуть. Важно отметить, в каком психическом состоянии человек садится за компьютер, телевизор или берет в руки газету или журнал. Находясь в стрессовом состоянии и под воздействием рекламы и СМИ, он пребывает в состоянии повышенной внушаемости.

Статистика дает нам наглядную картину. Интенсивность самоубийств в России сегодня достигла катастрофических цифр. 20 самоубийств в год на 100 тысяч населения считается предельным, критическим порогом, даже по данным ВОЗ. А за последние 10 лет показатели самоубийств в России в 2 раза превышают эти критические показатели. О пагубном воздействии свидетельствуют и зарубежные учёные. М. Хюсман с группой исследователей отслеживали корреляцию между просмотром телепередач и агрессивностью в течение 20-ти лет. Они обнаружили, что тяжесть совершённых преступлений у 30-летних напрямую связана с имевшимися у них в детстве предпочтениями в телепередачах [2,3].

Большое количество негативной информации входит в наши дома через прессу, радио, интернет, телевидение. В обществе постепенно стираются границы, разделяющие понятия «хорошо» и «плохо». Идеалами становятся жестокие и циничные люди, лишенные чести и нравственности. Преобладание на телевидение сцен эротического содержания в дневное время становится нормой. С подобной агрессивностью в нашу жизнь вторгается и реклама. Распространение порнографических сайтов в интернете не имеет границ.  

Сильнейшее влияние телевидение оказывает на детей подростковый возраста. Для того чтобы выявить особенности восприятия телеинформации подростками с разными видами агрессивности, исследователи использовали методику «Семантический дифференциал». Испытуемым предлагалось оценить 12 телевизионных передач с помощью набора из 42 шкал типа: интересная - неинтересная, веселая - грустная, агрессивная-неагрессивная, добрая-жестокая и так далее, позволяющих определить специфику восприятия и значимость этих телепередач для подростков. В качестве оцениваемых ролевых позиций выступали телепередачи, которые по результатам сочинений оказались наиболее популярными среди подростков («Дом 2», «Жди меня», «Самый умный», «КВН», «Пусть говорят» и т. д.). В ходе исследования были выявлены различия в особенностях восприятия у подростков с разными видами агрессии. Так, телепередача «Дом 2» воспринимается респондентами, склонными к предметной агрессии, как агрессивная, жестокая, неоригинальная, ненадуманная, неинформативная, будничная, рассчитанная на широкий круг зрителей, глупая, пустая, проблемная и пессимистическая. У респондентов, склонных к физической агрессии, данный набор качеств дополняется такими характеристиками как психологическая, исключительная, неактуальная, а у респондентов, склонных к вербальной агрессии, - сомнительная, реалистичная. Телепередача «Жди меня» воспринимается испытуемыми, склонными к предметной агрессии, как грустная, напряженная, психологическая и утомительная. Подростки, склонные к вербальной агрессии, к этим качествам добавляют такие как неагрессивная, добрая, проблемная, а подростки, склонные к физической агрессии, - скучная, реалистичная. Телепередачу «Самый умный» респонденты, склонные к физической и вербальной агрессии, воспринимают как познавательную, научную, умную. Респонденты, склонные к предметной агрессии, воспринимают данную передачу не только как научную, познавательную, но и как правдивую, исключительную, непсихологическую. Так, было выявлено, что подростки, склонные к физической, предметной и вербальной агрессии воспринимают духовно-нравственные телепередачи, как неинтересные, скучные, утомительные, поэтому стараются их не смотреть. Развлекательные же передачи им интересны и больше всего их привлекают в них сцены насилия, агрессии [4].

Некоторые СМИ иногда используют даже сцены садизма, когда отдельные журналисты почти с упоением в подробностях описывают издевательства преступников над жертвой, ее страдания и смерть. Одних людей, впечатлительных и ранимых, такая информация сильно травмирует. По некоторым данным, на частом показе смерти настаивают рекламодатели. Явным перекосом в описаниях гибели атомной подлодки «Курск» в сторону излишнего натурализма и нагнетания трагедийности, катастрофы самолета с башкирскими детьми в небе Германии, захвата заложников в Москве и последствий штурма с гибелью многих людей отличились российские СМИ, особенно телевидение. Они заставили содрогнуться, испытать психоэмоциональный стресс многие миллионы людей, в том числе с не вполне здоровой и ранимой психикой. Как указывают детские психиатры, многие дети болезненно реагируют на информацию о чрезвычайных ситуациях и катастрофах. У ребенка, склонного к невротическим реакциям, на сообщение о катастрофе по телевидению могут возникнуть более серьезные психические нарушения, чем у тех детей, которые пережили ее на собственном опыте [5].

К сожалению, никто из нас не сможет конкретно ответить на вопрос «кто в этом виноват?». Возможность решения проблемы негативного влияния СМИ зависит только от определенных действий и мер.

Несмотря на наличие в Законе о СМИ статьи № 3 «О недопустимости цензуры», статья №4 под названием «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» провозглашает: «Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости». Если за исполнением большинства пунктов данной статьи государство следит строго и, не проводя предварительной цензуры, по факту появления в СМИ материалов, нарушающих статью 4, может пресечь деятельность средства массовой информации, то в отношении прочих материалов, касающихся духовно-нравственного здоровья, надо держаться такой же практики [6,7].

В современном обществе почти полностью отсутствуют барьеры развития информационных технологий. Интернет - глобальная система поиска и передачи информации, несомненно, в ближайшее время получит безграничную степень свободы, открыв тем самым множество путей и возможностей для развития новейших технологий, творчества и других областей. Однако чтобы улучшить состояние духовно-нравственного здоровья нации нужно самостоятельно учиться воспринимать поток информации избирательно и как можно жестче ограничивать негативное влияние СМИ и рекламы.

Список литературы

1. Реклама в   СМИ. История, технологии, классификация. Г. Г. Щепилова. Издательство МГУ. 2010 г. С 6-8

2. Гордеев К. Соборное воззвание. // Первый и Последний 2008 №10 стр. 2-3.

3. Змановская Е.В. Девиантология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.  288с.

4. Романенко Н.М. Особенности восприятия телеинформации школьниками // Педагогика.-2007.- № 4.

5. Руководство по социальной психиатрии. М., 2001. - с. 429.

6. Мансуров Г.  ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЩЕСТВА - ЗАЛОГ БУДУЩЕГО РОССИИ. //  Тюменские известия.- 2011.- № 90.

7. Закон «О средствах массовой информации»

Просмотров работы: 470