В последнее десятилетие в связи с увеличением продолжительностью жизни человека заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам. Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте - одна из актуальных тем современных научных исследований. В данном контексте рассматриваются такие вопросы как факторы старения (прекращения трудовой деятельности, сужение привычного круга общения и др.), адаптация к новым внешним условиям, снижение интеллектуальных возможностей, предпочитаемые копинг - механизмы (механизмы совладения со сложными ситуациями) и др. (М. Д. Александрова, Л. И. Анциферова, Л. В. Бороздина, О. В. Краснова, С. Г. Максимова, Н. Н. Сачук, Н. П. Петрова и др.)
Анализ литературы по проблемам возрастной психологии показал, что определение понятия старость относиться к числу «вечных проблем». Ведутся дискуссии вокруг того, что считать старостью, ее первыми проявлениями, что такое возраст старости и каковы его границы [8]. Трудности в определении связанны, прежде всего, с тем, что старение - процесс длительный, плавный, не существует точной границы, которая отделяет старость от среднего возраста. В целом, старение - процесс индивидуальный, у одних людей он начинается раньше, у других позже.
Сопоставление различных возрастных классификаций дает чрезвычайно пеструю картину в определения границ старости, которые колеблются в широких пределах от 45 до 70 лет. Характерно, что почти во всех возрастных классификациях старости можно увидеть тенденцию к ее дифференцированности на подпериоды. При этом нужно учитывать, что с ее наступления процесс старения не заканчивается, он продолжается, и существуют большие различия между стареющими людьми (Е.С. Авербух, Ю. Б. Гарнавский и др.).
В нашей работе основанием определения границ старости принят календарный возраст - объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемой в абсолютных физических единицах времени [2].
Можно говорить о большом количестве психологических и физических факторов влияющих на процесс старения. Личность человека по мере его старения изменяется, но старение протекает по-разному, в зависимости от ряда факторов, как биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так и социально-психологических (образ жизни, семейно-бытовое положение, наличие духовых интересов, творческой активности). Не существует единого, универсального способа приспособления старости. «Человек стареет так и таким образом, как он жил в течение жизни и каким он был как личность» [1].
Одним из наиболее переменных моментов на жизненном пути человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни является выход на пенсию. Выход на пенсию может рассматриваться как завершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало другой, резко отличающейся от предшествуемой. По своей значимости он может сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступление в брак и т.п. Пенсионный период жизни часто рассматривается как кризисный период в жизни человека. Происходящее значительное изменение жизненной ситуации связанно как с внешними факторами (появления свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (осознание возрастного снижения физической и психической силы, зависимое положение от общества и семьи). Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности.
Важно подчеркнуть, что выход на пенсию - это значимое событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Поэтому процесс адаптации к новому положению имеет две стороны: с одной стороны человек приспосабливается к своему социальному окружению, с другой - окружение приспосабливается к новой социальной роли [7].
Таким образом, с прекращением трудовой деятельности у стареющих людей резко нарушается жизненный стереотип, приспособляемость к новым условиям, перестраивается весь образ жизни. Поэтому изучение социально - психологических проблем пожилого возраста, и в частности проблемы адаптации, представляет одну из ведущих проблем.
Под социальной адаптацией обычно понимают: a) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, б) результат этого процесса. При этом выделяются два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптации. Адаптация связывается с достижением оптимального взаимодействия между личностью и средой за счет конструктивного поведения, дезадаптация - с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды (отсутствие динамического равновесия) вследствие не доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов [4]. При этом необходимо учитывать особенности личности пожилых людей, приводящие к разной степени нарушения взаимодействия со средой.
В данном аспекте изучение особенностей личности пожилых людей, в частности, особенностей самосознания, потребностно-мотивационной и эмоциональных сфер личности пожилого человека как фактора адаптации в посттрудовом периоде, является наиболее актуальным. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что пожилые люди характеризуются разной степенью адаптации в посттрудовом периоде и в качестве факторов успешности процесса адаптации выступают их личностные особенности. Для подтверждения данной гипотезы были использованы следующие методы исследования:
В исследовании приняли участие 62 человека: 30 мужчин и 32 женщины в возрасте от 55 до 65 лет, находящихся на пенсии и не работающие.
Исследование социально-психологических особенностей людей пожилого возраста показало, что:
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о необходимости специально организованной психологической поддержки пожилых людей предпенсионного и пенсионного возраста, а также психологической помощи пенсионерам, испытывающим трудности адаптации в посттрудовой период. При этом работа психолога должны опираться на личностные особенности, являющиеся фактором адаптации (особенности самосознания, потребностно-мотивационно и эмоциональной сфер личности) и должна быть направлена на профилактику дезадаптации в посттрудовой период жизни человека как на этапе подготовки к выходу на пенсию, так и в посттрудовом периоде.
Список использованных источников: