Обучаясь в старших классах школы, я неоднократно была участником лидерских смен, как краевых, так и всероссийских («Орлёнок», «Смена»). Поэтому, закончив 1 курс Ставропольского Государственного Университета факультета психологии, я решила попробовать себя в роли отрядной вожатой на VI профильной смене лидеров детско-юношеского движения Ставропольского края. В работе смены приняли участие 190 детей и подростков, только 50 % которых составляли специально отобранные победители краевых акций, лидеры городских, районных детских организаций и объединений.
Организаторов смены интересовал вопрос, насколько изменились дети после участия в работе мастер-классов, кружков, секций, отдельных мероприятий. Как отрядная вожатая я готовила детей к мероприятиям и принимала участие в обработке анкет (приняли участие 119 человек). При ответе на первый вопрос: «Чего ты ждёшь от смены?», - мнения детей разделились следующим образом.
№п/п |
Ответы |
Количество |
Процент |
1. |
Новых друзей |
35 |
32,1 % |
2. |
Знакомств |
24 |
22,2 % |
3. |
Веселья |
19 |
17,4 % |
4. |
Положительных эмоций |
17 |
15,5 % |
5. |
Отдохнуть |
14 |
12,8 % |
6. |
Впечатлений |
10 |
9,8 % |
7. |
Знаний |
7 |
8,4 % |
8. |
Идей |
6 |
5,5 % |
9 |
Радости |
5 |
4,5 % |
10. |
Взаимопонимания |
4 |
3,5 % |
11. |
Интересных мероприятий |
4 |
3,5 % |
12. |
Научиться чему-либо |
4 |
3,5 % |
13. |
Всего самого лучшего |
4 |
3,5 % |
14. |
Всего |
2 |
1,8 % |
15. |
Хорошо провести время |
2 |
1,8 % |
16. |
Мастер-классов |
2 |
1,8 % |
17. |
Разумных решений |
1 |
0,9 % |
18. |
Сплочённого коллектива |
1 |
0,9 % |
19. |
Всего |
1 |
0,9 % |
20. |
Жду самых лучших дней в моей жизни |
1 |
0,9 % |
По итогам смены эти данные изменились.
На вопрос: «Какие конкретно мероприятия, мастер-классы, кружки, секции понравились больше всего?» - ответы распределились следующим образом.
Понравилось всё |
Мастер-классы |
Отдельные мероприятия |
Все кружки |
Все военно-спортивные секции |
7 чел. |
44 чел. |
18 чел. |
12 чел. |
6 чел. |
В итоге 28, 5% опрошенных участников отметили несомненную пользу от посещённых мастер-классов. Если сравнить с предполагаемыми ожиданиями детей (1,8 % ожидали, что будут мастер-классы), то мы видим реальный рост результата.
Как показал мониторинг, отвечая в итоговой анкете на вопрос: «Твои конкретные предложения по улучшению проведения лидерских смен»,- около 50 % детей остались вполне довольны сменой. Часть детей внесла вполне конструктивные предложения: по увеличению количества мастер-классов- 16 %, мероприятий и коллективных конкурсов для отрядов -11, 8 %. Ими было предложено провести мастер-классы по актёрскому, ораторскому искусству, коммуникативным технологиям с приглашением специалистов в данных областях, организовать длительную экономическую игру, творческие конкурсы в вечернее время.
Важными для педагогического коллектива были ответы детей на вопрос: «Что дала тебе смена?» Все ответы были разделены на четыре группы. Первая группа ответов, где опрашиваемые отметили, как смена помогла им в социальном становлении, раскрытии лидерских качеств, т.е. эту группу ответов мы обозначили как «социально ориентированные». Во вторую группу вошли ответы, раскрывающие возможности смены в личностном становлении, мы обозначили эти ответы как» личностные». В третью группу вошли ответы, в которых дети отметили, что смена им дала в социальном и личностном планах. Четвёртая группа ответов подразумевала, что смена детям ничего не дала. Результат получился следующий.
Всего ответов |
Социально ориентированные |
Личностные |
Социально ориентированные + личностные |
Ничего не отметили |
119 чел. |
39 чел.-32,7 % |
57 чел.-47,2 % |
21 чел.-17,6 % |
3 чел.-2,5 % |
Исходя из специфики смены (только 50% детей были специально направлены на смену), организаторы посчитали такие результаты достаточно высокими.
Некоторые ответы детей из группы «Социально ориентированные»: «Стала настоящим лидером», «Испытала себя во всём», «Научилась находить общий язык в команде», «Помогла открыться мне как лидеру, научилась управлять коллективом».
Ряд ответов из группы «Личностные»: «Я стала более уверенной, нашла много интересных людей», «Научилась перебарывать страх», «Смена дала умение говорить и импровизировать», «Научился не стесняться», «Я не боюсь выступать на сцене», «Я стала более открытой и решительной».
Приоритетом для организаторов и вожатского отряда был и остаётся нравственный аспект. В век культивируемого повсеместно индивидуализма важным является воспитание подростка через коллектив, социально значимую деятельность, развитие не только организаторских качеств, но и коммуникабельности, открытости, доброты, сопереживания, умения не завидовать чужим успехам и достижениям.
Педагогический коллектив сделал для себя важный, на наш взгляд, вывод: не нужно бояться и думать, что дети не готовы к серьёзной работе. Независимо от степени участия в деятельности детских организаций и объединений, подростки готовы к диалогу, их интересуют проблемы лидерства, успешности, самопрезентации, и, таким образом, адаптации и самореализации в социуме.
Главный урок для всех организаторов и руководителей детского общественного движения: профильные смены лидеров детских организаций и объединений Ставропольского края востребованы, они способствуют дальнейшему становлению и развитию гражданского общества в России.