Данный подход к образовательному процессу сегодня - основа Федерального Государственного Образовательного Стандарта третьего поколения. Однако, если верить историческим документам, то почти 500 лет назад идеи личностно-ориентированной педагогики выдвигал и успешно реализовывал на практике чешский педагог Ян Амос Коменский. Личностно-ориентированный подход в преподавании и концентрация внимания преподавателя на целостной личности студента - это забота о развитии не только интеллекта последнего, но и гражданского чувства ответственности. Глобальная же цель личностно-ориентированного обучения - реализовать идеи продуктивной педагогики, педагогики сотрудничества преподавателя и обучаемого. К сожалению, в большинстве случаев до сих пор в педагогике живы методы репродуктивной педагогики, когда обучающийся выступает в роли пассивного поглотителя информации, которую сообщает ему преподаватель. Подобные трудности межличностных отношений с особой остротой проявляются при вербальном контакте преподавателя и студента на практических занятиях, при чтении лекций.
В связи с этим, в своей работе мы поставили цель изучить психологические особенности студентов некоторых отделений нашего колледжа, и показать, насколько эти особенности важны при организации учебного материала в процессе обучения.
В исследовании участвовало 120 студентов Ростовского базового медицинского колледжа: отделения «Фармация», «Лечебное дело», «Медико-профилактическое дело», и, как контрольная группа, - студенты исторического факультета Южного Федерального Университета (30 чел.) и студенты Медицинского университета (лечебно-профилактический, педиатрический и медико-профилактические факультеты - 120 чел.).
Основой исследования служила методика психологического типирования личности американского профессора психологии Дэвида Кейрси (штат Калифорния). Методика прошла апробацию на большом статистическом материале и за рубежом, и в России. Иностранные специалисты её используют с 50-х годов, в России - с 90-х годов ХХ века. Она легкоадаптируема, и ориентирована на самоанализ, самообследование личности. Достижения Дэвида Кейрси вносят существенные уточнения в отложившиеся исторически в нашем сознании представления о характеристиках темпераментов личности.
Четыре традиционные характеристики темперамента в трактовке Гиппократа-Павлова повторяются и Дэвидом Кейрси, но они более детальны: во-первых, есть два подтипа (третий ряд), во-вторых, - прослеживается связь с шестнадцатью психологическими характеристиками личности (они показаны в самом нижнем ряду), табл. 1.
Примечание: I - интроверт, E - экстраверт, S - деятельностный,
F- чувственный, N - интуитивный, T- логический, P - импульсивный (иррационал), J - рассудительный (рационал).
Характерной чертой исследования явилось то, что студенты-медики колледжа и медуниверситета были близки по преобладанию темпераментов SJ и NF-типов, правда, пропорции не совпадали. По мнению Д. Кейрси для людей с этими темпераментами свойственна выраженная эмпатия, без которой медицинского работника по призванию трудно представить. Студенты-гуманитарии ЮФУ в этом плане существенно отличались, диагр. 1
Достоинством работ Кейрси является еще и то, что он разделил данные 16 типов личности на две большие группы: рационалов (J) и иррационалов (P), а характеристики темпераментов связал с особенностями не только поведенческих реакций личности, но и с её профессиональной направленностью, с особенностями восприятия и переработки информации.
Трактовка темпераментов по Д. Кейрси дана в табл. 1, что же касается деления на иррационалов и рационалов - стоит объяснить более подробно:
На отделении «Фармация» в нашем исследовании преобладали студенты SJ и NF темпераментов, диагр. 2.
Большая часть из них - рационалы, диагр. 3.
На отделениях «Медико-профилактическое дело» и «Лечебное дело» картина , в отличие от отделения «Фармация», несколько иная. В среде студентов отделения «Медико-профилактическое дело», как видно из содержания диагр. 4, доминировали индивуумы с NF-темпераментом.
Преобладают - иррационалы, диагр. 5.
Примерно такая же картина и на отделении «Лечебное дело»: личностей с NF-темпераментом гораздо больше, диагр. 6.
Подавляющее большинство из них тоже - иррационалы, диагр.7.
О чем говорят, полученные нами данные?
Преподаватель, выходящий в аудиторию и желающий, чтобы студенты получили максимум от контакта с ним и качественно восприняли учебный материал, должен четко представлять:
численность референтной группа, близкой к его психологическому типу и типу темперамента
численность группы риска с психологическими типами личности и темпераментами, не совпадающими с преподавательскими, кому педагог должен уделить особое внимание в процессе обучения
Рационалы, в своей массе, с преобладанием SJ, NF- темпераментов, зарегистрированные нами на отделении «Фармация», - это личности, которые любят структурированный учебный материал, отклонения от установленных ранее планов вызывают у них негативную реакцию. Спокойны в общении, в подавляющем большинстве - стрессоустойчивы. Ответственны и методичны. Не любят беспорядка и суеты. Любят «докапываться» до истины лично. Им лучше удаются индивидуальные задания с жестким алгоритмом решения задачи, в виде рефератов, аналитических обзоров, статистической обработкой данных. Хуже удаются открытые массовые обмены мнениями, типа семинаров и диспутов. Опросы и экзамены с этой категорией студентов лучше проводить письменно, когда студенту можно подумать над задачей, изложить её решение на бумаге, причем решение должно быть однозначным, без выборов! В основной массе эти личности спокойно относятся к оценке своего труда.
Иррациональные категории студентов, которые преобладают на отделениях «Медико-профилактическое дело» и «Лечебное дело», напротив, любят живое общение. Очень эмоциональны, болезненно переживают собственные промахи и случаи, когда их обходят вниманием. Планы и регламенты их сковывают и резко снижают работоспособность. Периоды малой активности и апатии у них чередуются с высокой активностью, когда за день они могут сделать месячную работу. Им лучше удаются не индивидуальные задания, а семинары, диспуты, живое общение в массе. Их тяготит, если в книге, пособии фигурирует жесткий алгоритм решения задачи, им нужны варианты решения. Не очень любят писать рефераты, отчеты. Для большинства из них лучше, когда экзамен проводится в устной форме.
Задача личностно-ориентированного обучения усложняется тем, что «чистые» психотипы личности, у которых базовые психические функции (как их трактует Д. Кейрси: логика, эмоции, чувства, интуиция), - встречаются достаточно редко, гораздо больше индивидуумов, у которых указанные функции проявляются неявно и смешаны. Преподаватель, особенно начинающий, должен об этом помнить, если хочет получить качественный результат от своего воздействия на воспитанников.
Как резюме всему сказанному, хотим привести данные о «выживаемости» знаний, которые получены на отделении «Сестринское дело» несколько лет назад. Педагог работал с одним и тем же контингентом студентов два года подряд, преподавая на 3 курсе валеологию, а на 4 курсе - экономику и управление здравоохранением.
Данный, стихийно сложившийся, лонгитудинальный естественный гигиенический эксперимент натолкнул на мысль проверить спустя год выживаемость знаний по валеологии. Даже учитывая то, что в данном примере фигурирует «малая выборка» и то, что для студентов медицинского колледжа валеология не является профессионально-образующим предметом и ей отведена роль сугубо информационно-образовательной, развивающей дисциплины - над приведенными данными стоит задуматься, табл. 2.
ЛИТЕРАТУРА: