ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ТРЕНЕРА НА УСПЕШНОСТЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ТРЕНЕРА НА УСПЕШНОСТЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
In the view of recent international competitions, where Russia has become noticeably take a leading position. The great emphasis on professionalism coach, preparing the athletes, basically, depends on the professionalism of a coach training an athlete to compete.

Professionally competent coach is not only a successful sports teacher-practitioner. He also knows how to use psychological methods in their coaching activities. However, the coach should has the developed theoretical thinking, which involves creating and further enrichment of the psychological and educational theory relationship coach with the athletes.

В свете последних международных олимпиад, где Россия стала заметно сдавать лидирующие позиции, большое внимание уделяется профессионализму тренера, занимающегося подготовкой спортсменов, так как, в основном, от профессионализма тренера зависит подготовка спортсмена к соревнованиям.

Профессионально  компетентный тренер - это не только успешный спортивный педагог-практик, умеющий использовать психологические методы в своей тренерской деятельности, но и тренер с развитым теоретическим мышлением, что предполагает создание и дальнейшее обогащение психолого-педагогической теории взаимоотношений тренера со спортсменами. Высокий уровень физической подготовленности спортсменов может быть достигнут только при условии полного понимания и сотрудничества между тренером и спортсменом. А достижение этого взаимопонимания и сотрудничества зависит во многом от личности тренера, его профессиональной компетентности. Мастерство тренера определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения ими различными умениями.

По мнению американского психолога Б.Дж. Кретти, успех в тренерской работе в значительной мере зависит не только от знаний, которыми обладает тренер, а от его профессиональной компетентности и от того, как он строит свои взаимоотношения со спортсменами.

В исследовании, проведенном в январе-марте 2010года, изучалась профессиональная компетентность тренера.

Было выдвинуто предположение, что успешность трудовой деятельности тренера может зависеть от уровня профессиональной компетентности.

Методами исследования явились социально-перцептивная оценка личностно-деятельностных особенностей тренера (Ю. Ханин, А. Стамбулов); диагностика перцептивно-интерактивной компетентности; диагностика реализации потребностей в саморазвитии.

Объектом исследования являлась группа тренеров по разным видам спорта, имеющая разный тренерский стаж, из 52 человек, из Школы высшего спортивного мастерства г. Якутска, Училища олимпийского резерва, Детских юношеских спортивных школ №1, 4 и 6.

Мы придерживались в определении профессиональной компетентности мнения А.К. Марковой, которая  выделяет несколько видов профессиональной деятельности, указывающих на зрелость человека.

  • cпециальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
  • социальная компетентность - умение осуществлять совместную профессиональную деятельность, сотрудничать, а также нести социальную ответственность за результаты своего труда;
  • личностная компетентность - владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

В начале исследования нами изучался уровень развития специальной компетентности. У опрошенных нами респондентов были выявлены преимущественно высокий уровень специальной компетентности (46 человек - 88%) и отсутствие низкого уровня данной компетентности. Тренеры, имеющие высокий уровень специальной компетентности, имеют стаж работы более 10 лет (38 человека - 73%), высшую квалификационную категорию (27 человек - 52%) и профессиональные достижения за период работы (32 человек - 62%). Тренеры со средним уровнем специальной компетентности имеют стаж работы более 10 лет (4 человек - 8%), высшую квалификационную категорию (3 человек - 6%), а профессиональные достижения имеют 6% опрошенных (3 человек).

Полученные результаты, на наш взгляд, закономерны, так как очевидно, что тренеры с большим стажем, высшей квалификационной категорией и профессиональными достижениями больше владеют профессиональной деятельностью, знаниями, умениями и навыками.

Далее мы приводим показатели  специальной компетентности относительно учебных заведений, где работают опрошенные нами тренеры (Таблица 2)

Таблица 1. Соотношение показателей специальной компетентности с учебными заведениями (в скобках указан процент от общего числа респондентов)

Специальная компетентность

Учебные заведения (чел., %)

Всего

УОР

ДЮСШ

ШВСМ

Высокая

4 (8)

14 (27)

28 (54)

46 (88)

Средняя

3 (6)

1 (2)

2 (4)

6 (12)

Низкая

0 (0)

0 (0)

0 (0)

0 (0)

Итак, выявлено, что тренеры, работающие в ШВСМ (28 человек - 54%), больше владеют профессиональной деятельностью, знаниями, умениями и навыками, чем тренеры ДЮСШ (14 человек - 27%) и УОР (4 человека - 8%).

Вторым в исследовании был показатель социальной компетентности.

Среди тренеров различных учебных заведений наиболее высокую социальную компетентность имеют тренеры ШВСМ (15 человек - 29%). Большинство тренеров ДЮСШ (13 человека - 25%) и УОР (5 человек - 10%) не готовы к совместной форме профессиональной деятельности. На основании этих результатов можно предположить, что тренеры ДЮСШ и УОР работают со своими учениками больше индивидуально, а тренеры ШВСМ работают чаще с командой и группой учеников.

Таблица 2. Соотношение показателей социальной компетентности с учебными заведениями  (в скобках указан процент от общего числа респондентов)

Социальная компетентность

Учебные заведения (чел., %)

Всего

УОР

ДЮСШ

ШВСМ

Высокая

0 (0)

0 (0)

0 (0)

0 (0)

Средняя

2 (4)

2 (4)

15 (29)

19 (37)

Низкая

5 (10)

13 (25)

15 (29)

33 (63)

 

Далее мы исследовали личностную компетентность тренеров.

Таблица 3. Соотношение показателей личностной компетентности с учебными заведениями  (в скобках указан процент от общего числа респондентов)

Личностная компетентность

Учебные заведения (чел., %)

Всего

УОР

ДЮСШ

ШВСМ

Высокая

5 (10)

11 (21)

25 (48)

41 (79)

Средняя

2 (4)

4 (8)

5 (10)

11 (21)

Низкая

0 (0)

0 (0)

0 (0)

0 (0)

 

Тренеры, работающие в УОР (5 человек - 10%), ДЮСШ (11 человек - 21%) и ШВСМ (25 человек - 48%) обладают практически одинаковым уровнем личностной компетентности. Таким образом, мы пришли к выводу, что место работы тренера мало влияет на возможность реализовывать потребность в профессиональном саморазвитии.

Исходя из полученных результатов, мы решили соотнести уровень профессиональной компетентности и уровень успешности трудовой деятельности.

Таблица 4. Соотношение показателей профессиональной компетентности и успешности трудовой деятельности (в скобках указан процент от общего числа респондентов)

Учебное заведение

Уровень профессиональной компетентности (чел., %)

Уровень успешности трудовой деятельности (чел., %)

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

УОР

2 (4)

5 (10)

0 (0)

3 (6)

2 (4)

2 (4)

ДЮСШ

2 (4)

13 (25)

0 (0)

6 (12)

7 (13)

2 (4)

ШВСМ

11 (21)

19 (37)

0 (0)

20 (38)

8 (15)

2 (4)

Всего

15 (29)

37 (71)

0 (0)

29 (56)

17 (32)

6 (12)

Более высоким уровнем профессиональной компетентности и успешности трудовой деятельности обладают тренеры, работающие в ШВСМ (11 человек - 21%, 20 человек - 38%). Здесь мы можем предположить, что тренеры ШВСМ имеют более высокий уровень профессиональной компетентности и успешности трудовой деятельности, потому что эти учебные заведения готовят спортсменов более высокого класса, чем ДЮСШ и УОР. Возможно, это учебное заведение заинтересовано принимать на работу более профессиональных тренеров.

Таким образом, мы приходим к тем же выводам, что и Б.Дж. Кретти: успех в тренерской работе в большей степени зависит не только от знаний, которыми обладает тренер, но и от его профессиональной компетентности и от того, как он строит свои взаимоотношения со спортсменами.

Просмотров работы: 55