ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследуемой нами проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому надо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Одним из видов такой деятельности является использование нетрадиционных средств выразительности при создании композиций, а эта деятельность способствует обогащению творчества дошкольника, позволяет ему самостоятельно решать творческие задачи. 

Для всестороннего рассмотрения темы мы сформулировали цель нашей работы следующим образом: исследовать и теоретически обосновать педагогические условия формирования творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности. Объектом исследования является образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении. Предмет исследования - формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Мы предположили, что формирование творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности будет проходить более эффективно  при соблюдении следующих педагогических условий:

  • если цикл занятий будет строиться последовательно и включать в себя разные виды изобразительной деятельности;
  • если педагог будет использовать вариативность способов создания рисунка;
  • если будет осуществляться поиск выразительных средств передачи образов изображения;
  • если дети будут иметь возможность создания неповторимых продуктов своей деятельности.

Мы также считаем, что наиболее эффективно развитие детского творчества на занятиях по рисованию будет проходить через использование нетрадиционных техник рисования. Следовательно, организация занятия по сюжетному рисованию будет выступать необходимым условием развития детского творчества.

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования мы сформулировали следующие задачи исследования:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  • Выявить сущность понятия «изобразительная деятельность».
  • Обосновать условия  развития изобразительной деятельности.
  • Раскрыть возможности использования нетрадиционных техник обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию с целью развития изобразительного творчества.
  • Разработать программу обучения детей рисованию с использованием нетрадиционных техник выразительности, направленную на развитие детского изобразительного творчества.

Наше исследование было проведено на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 «Золотой ключик» города Ветлуга Нижегородской области в старшей группе.

Мы провели эксперимент, в котором участвовали контрольная и экспериментальная группы, в каждой по                    5 человек. В процессе нашего исследования на этапе проведения первого констатирующего эксперимента нами была поставлена цель: выявить исходный уровень развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Перед началом эксперимента мы выделили высокий, средний и низкий уровни развития детского изобразительного творчества.

Проведенный нами анализ проблемы развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на практике, показавший необходимость повышения уровня и качества изобразительной деятельности детей в ДОУ, а также результаты констатирующего эксперимента позволили нам перейти к формирующему эксперименту. Целью его явилось развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей средствами изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для реализации выше указанной цели нами была разработана и апробирована программа «Юный художник». Данная программа рассчитана на 2 года обучения, она была создана нами в 2005 году, вынесена на педсовет, где педагоги, старший воспитатель и заведующая рассмотрели программу, утвердили ее и рекомендовали к использованию.

После пятилетней апробации, в 2010 году программа «Юный художник» была вынесена на рассмотрение  районного методобъединения. Она заинтересовала коллег, и один из детских садов района также взял программу для работы со своими детьми.

Для проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе мы выбрали занятия с нетрадиционной техникой выполнения: монотопия, набрызг, рисование жесткой кистью, смешивание красок с дополнительными материалами: манкой, мыльной пеной, рисование мелками на мокрой ткани и др. С контрольной же группой проводились обычные занятия по изодеятельности согласно программе  М.А. Васильевой.

При работе с экспериментальной группой все занятия строились по принципу «от простого к сложному», очень нравились детям и вызывали у них массу  положительных эмоций.

По окончании формирующего эксперимента мы провели контрольный эксперимент, целью которого было выявление итогового уровня развития изобразительного творчества у детей. Результат эксперимента показал серьезный прогресс в развитии уровня самостоятельности детей при выполнении заданий, работы детей стали более оригинальными, повысился интерес к изобразительной деятельности.

По результатам эксперимента можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе детей с высоким уровнем стало на 40% больше, средний уровень остался на уровне 20%, в то время как на низком уровне не оказалось ни одного ребенка. В контрольной группе средний уровень повысился на 20% за счет понижения низкого уровня на 20%.

На сегодняшний день мы располагаем авторской программой «Юный художник», материалами для проведения консультаций для родителей, конспектами занятий, а также методиками различных видов нетрадиционных техник рисования, работы детей, которыми готовы поделиться со всеми заинтересованными лицами.

Просмотров работы: 8