Представления современных подростков о семье и семейных ценностях - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Представления современных подростков о семье и семейных ценностях

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья является традиционно главным институтом воспитания и социализации. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания и социализации обусловлена тем, что в ней человек  находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

Семья, по признанию многих учёных- одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культура общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованно общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек независимо от возраста [3, с.22].

Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел; и та, которую он создал и в которой он живет сейчас. Очень важно, чтобы представления о будущей семье были положительные, а они формируются из той семьи,  «из которой он вышел», в которой сложились определенные семейные ценности. Именно они очень важны для человека, т.к. объясняются состояние семьи как социального института.

Семейные ценности - положительные и отрицательные показатели значимости  объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями [1].

В структуре значимых семейных отношений выделяют: взаимное уважение и доверие, возможность реализации вне семьи, семейное единство и сплоченность, семейное общение, равенство и партнерство всех членов семьи, автономность и свобода самовыражения, любовь и забота друг о друге, возможность получить поддержку в трудную минуту, дружеские отношения детей и родителей.

В семейных отношениях, для подростков, более ценно чувствовать любовь и заботу друг о друге, взаимное уважение и доверие, возможность реализовать себя вне семьи, семейное единство и сплоченность, возможность получить поддержку в трудную минуту. Родители более высоко по сравнению с детьми ценят любовь и заботу друг о друге, взаимное уважение и доверие, дружеские отношения между родителями и детьми, возможность получить поддержку в трудную минуту, семейное единство и сплоченность.                                                          

Для поколения родителей более значимы такие качества, как умение любить и заботиться о детях, совпадающие ценности и установки, верность, способность обеспечить семью. Для поколения детей наиболее предпочтительными качествами и умениями является: умение любить и заботиться о детях, способность обеспечить семью, совпадающие жизненные ценности и установки, привлекательная внешность, готовность к разрешению конфликтов. В целом, структура семейных ценностей поколения родителей более традиционна по сравнению с семейными ценностями поколения детей, которая, с одной стороны, включает ценности современного этапа развития семьи, а с другой - обусловлена возрастными особенностями подростков.

Основа личности закладываются в раннем детстве, но наиболее значимые новообразования личности появляются именно в подростковом возрасте при непосредственном влиянии семьи, которое может быть положительным и отрицательным. Поэтому очень важно знать, насколько у подростков сформированы представления о семье и семейных ценностях.

Нами было проведен констатирующий эксперимент на базе МОУ № 168 г. Казани. В исследовании принимали участие 28 учащихся 8-9 классов. На этапе сбора данных были использован методы исследования: включённые изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической отечественной и зарубежной литературы, периодической печати по исследуемой проблеме; анкетирование; констатирующий эксперимент.

Гипотезой исследования  выступало предположение о том, что отношение к семье и семейным ценностям у современных подростках сформировано не полностью.

В работе использовалась составленная нами анкета и метод «Незаконченные предложения», содержащие в общем количестве 37 вопросов. Анкета состоит из 8 вопросов. Все вопросы, за исключением трех, являются закрытыми. Вопросы анкеты охватывают многие составляющие отношения подростков к семье: сущность семьи, какие функции выполняет семья, в каком возрасте необходимо зависти семью и сколько нужно иметь детей. Были получены следующие результаты:

Определение понятия «Семья» и «Семейные ценности» лишь 23% опрошенных смогли полностью раскрыть сущность семьи и семейных ценностей; 39% раскрыли частично и 35 % не смогли ответить на данный вопрос. На вопрос  «Что, по-твоему, самое главное в семье?» большинство опрошенных ответили "Взаимопонимание, доверие, уважение" - 42% ; 35% считают, что в семье самое главное это «Гармония» и 21% «Ответственность». Проанализировав полученные анкеты, мы выяснили, что понятие о «семье» и «семейных ценностях» у подростков уже сформировалась, хотя несколько размыто. Это можно объяснить тем, что на данном возрастном этапе у подростков появляется новый уровень сознания того, что его окружает. Подросток начинает понимать не только своё предназначение в семье, но и в социуме. Проанализировав ответы опрошенных, касающихся их будущего, можно сказать, что отношение к будущей семье подростка положительно. Большинство подростков планируют иметь большую, дружную, любящую семью.

Влияние со стороны семьи, как отмечают  опрошенные, огромное и положительное. В это понятие опрошенные включили помощь 46% и поддержку 32%.

Анализируя незаконченные предложения, можно обнаружить, что: в понятие Ценности большинство опрошенных включили понятие любви, гармония и взаимопонимание. 7% опрошенных не могли выявить ценности семьи. 23%  понимают под ценностями - семью как таковой.

Исходя из результатов, можно отметить, что у подростков сформированы когнитивная и эмоциональная составляющая семейных ценностей, уже имеют представление о семье в целом. Однако ценность у подростков ещё находиться, в основном, на среднем уровне  сформированности: по родительско - воспитательной шкале (57%), что свидетельствует о необходимости формирования данных ценностей.

Таким образом,  можно сделать вывод, что «семья» осознаётся подростками как социальный институт; они имеют представления о важных качествах присущих семье. Семья является ценностью для подростков, однако у них нет установок, ценностных ориентаций на семейную жизнь.

Дальнейшая перспектива данного исследования заключается в разработке специальной формирующей программы,  направленной на формирование ценностных ориентации и будущих родительских установок у подростков.

 Список источников:

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв.  /Сост. С.Д. Бабушкин, Б.Н, Митюров.- М.: Педагогика, 1985. - 236 с.
  2. Бордовская. Н.В. , Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство "Питер", 2000. -304 с.
  3. Куликова Т.А Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Педагогика, 1999. - 232 с.
Просмотров работы: 547