ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ВЫШИВКА») - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ВЫШИВКА»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 В последнее время в обществе, обострился интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национальной среде. Процесс социализации личности, гуманизация общественной жизни и образования определяют выбор качественно новых условий для ее развития с учетом личностных особенностей, мотивов, интересов и ценностных установок. Одним из факторов демократизации и регионализации современного российского образования является всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе воспитания и обучения подрастающего поколения и их адаптация к современной жизни.

В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа. Эффективность сравнительных педагогических исследований значительно повышается, если явления, процессы и тенденции в сфере образования исследуются на трех уровнях: мировое сообщество - Россия - регион [1].

Современное Поволжье - есть продукт взаимодействия различных этносов и культур, в связи, с чем определяющими чертами региона являются: полиэтничность, поликонфессиональность, способность к диалогу культур, веротерпимость, толерантность и т. д. Но в последние годы в связи с обострением ксенофобии, появлению межнациональных и религиозных конфликтов на территории России, актуализируется задача формирования мировоззренческой и нравственной культуры учащихся, позитивного отношения к межэтническому взаимодействию, осмысления и принятия национальных ценностей, воспитания этнической толерантности у школьников. Решение данных задач возможно при условии выработки научных подходов к анализу места и роли национального фактора в общественном развитии, формировании нового мышления, ориентированного на межнациональный диалог и национальное согласие. Существуют различные взгляды на решение данного вопроса, но роль национально-регионального компонента (НРК) общего среднего образования является одной из ключевых.

С учетом выше сказанного НРК в структуре процесса обучения школьного предмета технология можно представить следующим образом:

Занятия  вышиванием становится для многих не только рукоделием, но и спасением среди житейских бурь и невзгод. Сосредоточенные движения рук помогают собраться внутренне, уравновесить мысли и чувства. Кроме положительного психологического эффекта  занятия  вышиванием имеют большую коррекционную направленность, помогают сориентироваться в выборе дальнейшего профессионального обучения.

Вышивка - один из древнейших и популярных видов женского художественного ремесла. С незапамятных времен игла в умелых женских руках не только помогала мастерить удобную, защищавшую от холода или жары одежду, но и расшивала ее орнаментом. Широкое распространение вышивка, видимо, получила в медно-бронзовую эпоху, когда человек научился изготавливать ткани из шерсти и растительных волокон (льна, конопли), а среди его инструментов появилась металлическая игла, более тонкая и прочная, чем ее предшественница - костяная. То, что вышивка не требовала сложных приспособлений, обходилась минимумом - тканью, нитью, иглой, завоевало ей широкую популярность в народе.

У татарской народной вышивки есть не только славное прошлое, но и настоящее. Она и сегодня является самым массовым видом художественного творчества народа. Вышивание как вид женского рукоделия особенно популярно в сельской местности, где вышитые изделия (в отличие от города) еще не полностью утратили вековые связи с некоторыми народными обрядами, семейными и общественными праздниками (свадьба, сабантуй), представляя своеобразные элементы национального быта. Вместе с тем искусство вышивки у татар за годы Советской власти претерпело большие изменения. Они коснулись как ассортимента вышитых изделий, так и материально-технической основы и художественных качеств татарского шитья.

Современная татарская вышивка демонстрирует еще более расширившиеся интернациональные связи народа. В ней наряду с исконно национальными узорами, композициями и приемами исполнения появились орнаментальные композиции, способы вышивки, заимствованные из сокровищницы многонационального народного искусства.

Татарский народ обладает огромным культурным наследием, с которым прошел большой исторический путь своего развития. Интересное свое продолжение искусство татарского народа находит в настоящее время, сохраняя при этом свои старые традиции и приобретая совершенно новые решения.

Все это позволило нам определить содержание темы «Вышивка» следующим образом:

Таблица 1 - Примерное тематическое планирование.

Основное содержание темы

Формируемые

Объект труда

знания

умения

1

2

3

4

5

5 класс (4 часа)

1.

Основные сведения истории вышивки. Вышивальные художественные центры Поволжья. Татарский национальный орнамент. Виды вышивки. Вышивка в национальном мужском костюме.

- особенности национальной  вышивки народов Поволжья;

-инструменты и материалы, применяемые в вышивке;

- разнообразие вышивальных техник;

- терминология простейших ручных швов и стежков.

-составлять эскизы с использованием национальных особенностей  вышивки;

-применять виды вышивки, учитывая национальный компонент;

-распознавать виды вышивки;

-выполнять виды украшающих швов тюбетейки;

тюбетейка

6 класс (4 часа)

2.

Роль вышитых предметов в быту. Построение узора в татарской национальной вышивке (букетные композиции). Бугорчатое вышивание. Вышивка в национальном женском костюме.

-понятия композиция, раппорт, симметрия, орнамент в полосе;

-символика вышивки;

- подбор ниток в соответствии с рисунком и цветом основы.

 

-составлять простые узоры для  вышивки; -определять наиболее значимые элементы в узоре;

- использовать элементы вышивки в национальных костюмах;

- выполнять и оформлять калфак.

калфак

Декоративное искусство сегодня находится на стадии формирования профессионального творчества и образования национально-ремесленной школы, опирающейся на традиции народного искусства. На новое поколение возлагается особая миссия: быть живым носителем национальных, историко-культурных ценностей и воплощать их в материальных формах, актуализировать традиции, оживлять их, переводя из мертвого музеефицированного состояния и сухого научного элемента в трепетную субстанцию современного искусства, вносящую духовную струю в эпоху новейших технологий.

Представляется перспективным поиск художников в области создания узоров, в исполнении которых принимали бы одновременное участие вышивка и аппликация (тесьмой, кантом, вьюнчиком и т. д.), что также было бы продолжением положительных традиций татарской народной вышивки.

Хочется надеяться, что совместными творческими усилиями художников-профессионалов и многочисленных любителей древнего искусства украшения ткани цветными узорами татарской народной вышивке будет суждена долгая жизнь.

Литература:

  • 1. Кондакова А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 36 с.
  • 2. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы: проект. -М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
  • 3. Сергеева Н.Г. Татар чигyе = Татарская вышивка / Н.Г.Сергеева. - Казан: Мэгариф, 2005. - 47 б.
Просмотров работы: 19