НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОЛЛЕДЖЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОЛЛЕДЖЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" планируется осуществлять основную цель - качество реализации Государственных образовательных стандартов и их дидактическое сопровождение для приведения содержания и технологий образования в соответствие:

а)  требованиям современного общества (переход от передачи "готовых знаний" к формированию компетенций);

б) разработка стандарта учебно-материальной базы, регламентирующего необходимые и достаточные материально-технические нормы;

в)  создание внутренних механизмов контроля качества в образовательных учреждениях.

        В свете названного национального проекта задача  педагогической деятельности,  разработать и внедрить методическую, аналитическую, дидактическую оснащенность уроков нетрадиционной формы, применяемых в процессе обучения учащихся в учреждениях профессионального образования, таких как лицей, колледж, училище.  

В учебных заведениях особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию нестандартных форм обучения.

В научно-педагогической литературе использование нетрадиционных форм проведения урока обусловлено несколькими факторами:

1) повысить интерес к учебному процессу в целом;

2) активизировать мыслительную деятельность учащегося;

3) формировать мотивацию профессиональной деятельности.

История развития урока как формы организации учебного процесса имеет свою историю от организации проведения традиционных уроков до нетрадиционных форм. Изучив историю внедрения нестандартных видов урока можно увидеть, что многими учеными-педагогами было затронута эта тема.

По определению Л.В.Жаровой «Нетрадиционные уроки - это уроки, которые по целям, по форме организации, по методам и содержанию отличаются от обычных уроков».

П. Подласый дает следующее определение «Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную структуру).

Еще в 80-е годы М.И. Махмутов указывал на значимость и важность новых подходов в разработке методической подструктуры урока. Так М.И. Махмутов отмечает "если число компонентов дидактической структуры постоянно, то число элементов методической подструктуры - величина переменная. Это обусловливает и большую вариативность методической подструктуры урока. Методическая подструктура, число элементов в ней, их номенклатура и последовательность определяются учителем исходя из общей дидактической структуры урока и дидактических целей образования, развития и воспитания. Именно здесь проявляется творчество учителя, его эрудиция и методическое мастерство. Однако характер методической подструктуры урока зависит не только от содержания его общей дидактической структуры. Последняя  подструктура отражает основные этапы обучения и организации современного урока. Связующим звеном между этими двумя структурами служит внутренняя логико-психологическая подструктура урока".

Таким образом, творчески подходя к построению методической и логико-психологической подструктур урока, учитель (педагог) во многом обеспечивает его нетрадиционность, новизну, привлекательность, максимальную продуктивность при достижении любых целей обучения, развития или воспитания.

Нестандартные формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Современное учебное заведение должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

В процессе прохождения педагогической практики в  Филиале №1 Арского агропромышленного профессионального колледжа проведено исследование  среди педагогов и мастеров по применению нетрадиционных форм обучения на уроках теоретического и производственного обучения. Для этого исследования нами была разработана анкета и проведено анкетирование преподавателей и мастеров производственного обучения. Проанализировав анкеты, было выявлено:

  • 1) 66% преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа хотя бы раз используют активные методы обучения. Из них 30% постоянно применяют активные формы обучения ежедневно.
  • 2) на вопрос, «Какие формы уроков подойдут для первокурсников?» на первом месте мастера и преподаватели выделили игры - 50%, на втором месте - экскурсии - 33,3% , на третьем месте проблемные уроки - 16,7%. На вопрос, «Какие формы уроков подойдут больше для старшекурсников?» преподаватели и мастера производственного обучения выделили уроки в форме мастер-классов - 33,3%, проектных - 33,3%, и деловых игр 33, 4%.
  • 3) на вопрос, «Какие уроки Вы используете в большей степени и почему?» Преподаватели и мастера производственного обучения дали, следующие ответы: в большей мере традиционные уроки, это проще так ответили 33,3% из общего числа педагогов, использующих активные формы обучения. Интерактивное обучение и проектную деятельность, то есть активные методы обучения применяют 66,7% из общего числа педагогов и мастеров производственного обучения, использующих активные формы обучения, так как это повышает интерес к учебе, мотивацию к учебной и профессиональной деятельности.
  • 4) из опрошенных преподавателей и мастеров производственного обучения 80% говорят о влиянии на качество обучения самой технологии проведения нетрадиционных уроков теоретического и производственного обучения. Ими же отмечено технология проведения урока включает в себя следующие компоненты:

-формирование системы показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества обучения;

-формирование оценки уровня индивидуальных образовательных достижений каждого учащегося;

-разработка учебно-методических материалов для проведения учебного занятия;

-реализацию принципов объективности, достоверности, полноты и системности информации на уроке.

Нетрадиционные формы проведения уроков обеспечивают  активное участие обучающихся на уроках теоретического и производственного обучения в колледже. Например, на таких нетрадиционных уроках: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая и ролевая игры. У обучающихся развиваются творческие способности и личностные качества, появляется возможность оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, и формировать отношение к своему труду.

Таким образом, нетрадиционные  уроки теоретического и производственного обучения влияют на качество обучения через повышение мотивации к учебной и профессиональной деятельности и интереса к учебе.

Просмотров работы: 59