ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

За последнее время в обществе наметилось значительное возрастание интереса к проблеме лидерства.

Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по своей воле стремились достичь неких целей. Лидер - это человек, который объединяет, направляет действия группы. Лидерство и достижение успеха  - это два звена одной цепочки, причем путь к успеху лежит именно через развитие лидерства в человеке.

Широко распространено мнение о том, что не всех людей природа наделила лидерскими качествами. Но многие исследования доказывают, что эти качества можно приобрести. Один из основоположников теории физического воспитания профессор А.Д. Новиков сформулировал важное методологическое положение о том, что любое качество может быть воспитано лишь через деятельность и в процессе деятельности. В настоящее время выделяется множество факторов, которые могут влиять на формирование и развитие лидерских качеств и способностей молодежи.

В этой работе хотелось бы рассмотреть влияние физической культуры и спорта на развитие лидерских качеств наших студентов. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств. Как  отмечают  Е.Жариков и Е.Крушельницкий, настоящий лидер должен обладать следующими характерологическими чертами: воля, психическая устойчивость, критичность, выносливость, оптимистичность, настойчивость, адаптивность, требовательность к себе и другим, восприимчивость к новому, решительность, инициативность, независимость, самокритичность, надежность, стрессоустойчивость, способность менять стиль поведения.

В процессе физического воспитания формирование свойств лидера происходит путем моделирования жизненных ситуаций, которые проигрываются нами посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов. Во время учебно-тренировочных занятий наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера - нагрузка. Упражнение рассматривается нами не только как метод, направленный на совершенствование в технике и тактике, обеспечение физической подготовленности, но и как средство развития воли. В ходе учебно-тренировочного процесса у студентов возникают определенные трудности, способствующие развитию волевых черт характера. Это - необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования волевых качеств молодого человека. Естественно, что различные физические упражнения и виды спорта в разной степени воспитывают и формируют психические качества молодежи.

Занятия физической культурой и спортом оказывают также влияние на развитие находчивости и быстроты соображения - предъявляются высокие требования к способности быстро и адекватно ориентироваться в изменяющейся ситуации и мышления - необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель.  При этом необходимо принимать во внимание и другие развиваемые качества личности: увлеченность и стремление к поставленной цели. Достижение поставленных целей, даже сознание приближения к ним - главный фактор, дающий человеку удовлетворение свой деятельностью. В ходе учебно-тренировочного процесса этот эффект достигается вследствие осознания прогресса в освоении техники спортивных упражнений, в развитии двигательных и психических качеств, победы на соревнованиях.  

На учебно-тренировочных занятиях студент как бы познает себя с новых, ранее неведомых ему сторон, утверждает себя в своем сознании. Активная двигательная деятельность регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Учебно-тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях, предъявляющих достаточно высокие требования к организму, могут снизить, а порой и вовсе нейтрализовать ранее возникшие негативные эмоциональные переживания. В силу самой сущности физической культуры и спорта проявление в них негативных черт характера - трусости, безволия, грубости воспринимается как некрасивое, отрицательное в поведении и, наоборот, смелость, решительность, мужество - как пример для подражания.

Таким образом, становится понятно, что в процессе физической подготовки и спорта ненавязчиво, естественно происходит воспитание и самовоспитание не только отдельных физических качеств, но и целого ряда необходимых человеку в жизни психических качеств, в том числе и лидерских.

В данной работе, используя различные источники, мы изучили взаимосвязь между занятиями физической культурой, спортом и формированием положительных психических качеств личности, в том числе лидерских. Как показывает практика, наши выпускники, которые занимались спортом, свободнее и увереннее чувствуют себя в дальнейшей жизни, им легче адаптироваться в новых условиях. В жизни они находят достойное место, достигают больших результатов в работе.

Успех каждого человека индивидуален, и определить путь к нему может только сам человек. Но ясно одно: невозможно стать успешным, оставаясь пассивным, поэтому единственный путь к успеху лежит через лидерство.

Просмотров работы: 526