ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

На сегодняшний день Интернет - технологии развиваются довольно быстрыми темпами, и все большее распространение находят программные продукты, которые позволяют создавать веб-приложения, интерактивные программные продукты, веб-анимацию.

В данный момент Россия находится на этапе становления новой системы образования, ориентированном на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Компьютерные технологии призваны стать не дополнением в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Все чаще поднимается вопрос о перспективах внедрения мультимедийных технологий в сферу образования.

Мультимедиа - это современная компьютерная информационная технология, которая позволяет объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Овладение технологией мультимедиа дает возможность учителю расширить простор для творчества в использовании анимации, видео, звука, это ведет к повышению качества современного урока, концентрирует внимание обучающихся, способствует лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию информации.[1]

Мультимедиа обладает такими качествами как гибкость, интерактивность, интеграция различных типов мультимедийной учебной информации. Именно поэтому можно сказать, что мультимедиа является довольно полезной и продуктивной образовательной технологией.

Использование мультимедиа технологий в образовании обладает следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:

  • допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
  • допускает возможность постоянного обновления;
  • допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;
  • допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок [4].

Мультимедийные компьютерные технологии позволяют учителю оперативно совмещать всевозможные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.

Одной из таких мультимедийных технологий является технология Macromedia Flash, которая в последнее время сильно набрала популярность. Использование данной программной среды в учебном процессе значительно повышает мотивацию к обучению, вызывает любознательность учащихся, кроме этого способствует развитию профессиональных навыков в области компьютерной графики и программирования.

Особенностями данной технологии, позволяющими рекомендовать её в качестве инструмента оформления учебных материалов являются:

  • технология Flash - это технология векторной анимации, то есть чистое математическое описание каждого объекта на экране, в отличие от растровой графики, очень нетребовательна к ресурсам для воспроизведения, занимает очень мало места, не искажается при масштабировании и поворотах;
  • Flash изначально ориентирован на экранный просмотр, а не на печать и это приближает качество картинки к фотографическому;
  • собственный язык программирования, который носит название Action Script. С помощью этого языка можно управлять любым элементом ролика и менять любые его свойства. Следствием внедрения в ролики языка программирования стала интерактивность, то есть, возможность ролика меняться в зависимости от действий пользователя.

Егорова Ю.Н. отмечает, что использование мультимедиа способствует повышению эффективности обучения, тем, что:

  • усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся;
  • мультимедиа воспринимается радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету,
  • предоставляется возможность оценить себя на фоне деятельности других учеников;
  • выдвигается новый объективный критерий оценки своей деятельности: побеждает, выигрывает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями;
  • создается возможность дать волю фантазии, снять барьеры страха, боязни быть смешным, получения плохой отметки и т.д.;
  • создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования;
  • ученики стремятся самостоятельно преодолеть трудности;
  • предоставляется реальная возможность использования межпредметных связей [2].

Перечисленные выше особенности мультимедиа способствуют развитию у ученика способности целеполагания, планирования, развитию работоспособности, рефлексии, самооценки, абстрактного и наглядно-образного мышления, формированию теоретических и фактических знаний, технических навыков владения технологией мультимедиа и их общей культуры и эрудиции в сфере аудио-визуальной медиапродукции [4].

В программе Macromedia Flash можно делать очень интересные цифровые образовательные ресурсы. Помимо тестов, ребусов, кроссвордов можно делать видео-уроки и демонстрировать звуки. Видео-уроки дают наглядное представление о дидактических возможностях проведения уроков на основе новых информационных технологий. Однако создавать цифровые образовательные ресурсы в данной среде довольно непростая задача, так как надо владеть языком программирования и на это затрачивается большое количество времени. Но оно того стоит, ведь если применять цифровые образовательные ресурсы, выполненные в этой инструментальной среде, то урок будет интереснее и ярче.

Использование цифровых образовательных ресурсов в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. Цифровые образовательные ресурсы имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами обучения.

Мультимедийные средства обучения являются перспективным и высокоэффективным инструментарием, позволяющим предоставить преподавателю массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации; наглядно в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.; отбирать виды информации и в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся. [3]

Несомненно, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, дают возможность сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно-образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью.

Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов - это очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач, связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.

Литература

  1. Вовк Е. Информатика: уроки по Flash. - М: Кудиц-Образ, 2005. С. 78-86.
  2. Егорова Ю. Н. Мультимедиа в образовании - технология будущего//Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Материалы. Третьей Всероссийской научно - практической конференции. - Йошкар-Ола, - 1995г.- С. 101-103.
  3. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе//Материалы Региональной научно - практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 1999 г. - С. 170 -172.
  4. Половина Г.Б. Интеграция мультимедийных технологий с традиционными учебными дисциплинами в системе повышения квалификации учителей-предметников // Информатика и образование2009. №5.
Просмотров работы: 497