Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детских домах - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детских домах

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие социальную устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому.

Семи-десятилетние дети, как и дошкольники, чаще попадают в детские дома из неблагополучных семей. От их благополучных ровесников они отличаются дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью.

Трудности общения со сверстниками вызываются и неумением выйти за пределы ситуации, овладеть своими желаниями, поведением, настроением, особенно в трудных, конфликтных ситуациях (ситуация запрета, столкновения интересов, замечаний партнера по общению, обвинений с его стороны и т.д.).

Ситуативность в поведении, неспособность к конструктивному решению проблем, организации своей деятельности, самостоятельному соблюдению правил игры, обусловлено тем, что уже общение детей со взрослыми не предоставляет ребёнку самостоятельности, а наоборот, резко ограничивает её твёрдым режимом дня, постоянными указаниями взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, формируя тем самым привычку к «пошаговому выполнению чужих указаний».

С другой стороны сверстники общаются как конкуренты в удовлетворении потребности в интимно-личностном общении со взрослыми. И тогда доминируют отрицательные проявления, направленные на сверстника, которые носят в себе элементы агрессии. В них выражается недовольство, обида на сверстника, иногда не имеющие под собой реальных оснований; инициатива сверстника вызывает неприятие или агрессивный ответ; в играх меньше открытости, дружелюбия, они часто окрашены нервозностью, сменой настроения; конфликты протекают резко с острыми эмоциональными отрицательными переживаниями. События часто драматизируются.

Как правило, дети, растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний.

Поведение ситуативно, повышено, зависимо от предметного окружения (дети часто не могут сосредоточиться на каком-либо занятии, планировать действия, нарушают правила в играх). Низкий уровень произвольной регуляции поведения, эмоциональных переживаний объясняется недостаточным развитием самосознания, неспособностью как-то отнестись к себе и собственным действиям.

Вместе с тем стремятся к самоутверждению, к тому, чтобы взрослые подтвердили их достоинства. В основном, считают себя хорошими, уверены в себе, когда остаются наедине со сверстниками из близкого окружения. Но желание выделиться из группы сверстников все-таки чаще приводит порой к агрессивным действиям по отношению к ним. Поэтому часто слышны словесные выпады: дразнилки, обзывалки, унижения.

Невозможность реализации потребности в признании приводит к аффективным срывам, к ощущениям гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева, сужению диапазона сопереживания.

Психологическое время у детей, воспитывающихся в детском доме, имеет свои особенности. Часть детей считают, что они никогда не были маленькими. Для них воспоминания и представления о себе маленьком не связываются с особенностями внешнего облика, с эмоциональными состояниями, поведенческими проявлениями, характерными для маленьких детей, а также с их предметными окружением и деятельностью.

В то же время в детском доме у детей формируется как бы реальный параллельный мир, состоящий из образов утраченных родителей, далеко не безразличный для их психического развития. Потеря родителей для ребёнка часто равноценна их смерти, и характер «легенды» (то, что дети придумывают и рассказывают о своих родителях, о жизни с ними), а также поведение ребёнка показывают, на каком этаже переживания горя «застрял» ребёнок.

Наблюдения психологов показывают, что воспитанники интернатов и детских домов менее успешны в решении конфликтов в общении и со взрослыми, и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы.

Бросаются в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неспособность конструктивно разрешить конфликт. Для объяснения этого явления важно учитывать, что в детском учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников. Принадлежность к ней становится как бы безусловной, в связи, с чем отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных.

Прежде всего, агрессия детей-сирот есть следствие неудовлетворенной потребности в родительской, материнской любви.

У детей, воспитывающихся вне семьи, искажается процесс становления «Я-концепции». Американский психолог Я.Бернс подчеркивает, что формирующаяся вследствие материнской депривации «Я-концепция» часто оказывается полностью лишенной позитивного содержания и поэтому становится крайне уязвимой и защищает себя с помощью агрессии и враждебности к другим людям. По Э.Эриксону, у ребёнка в этом случае не образуется необходимое базовое доверие к окружающему миру.

Дети, растущие вне семьи, часто испытывают дефицит социального признания собственной ценности со стороны окружающих, что затрудняет нормальное развитие их личности. Такой глубокий эмоциональный дискомфорт, как правило, выливается в депрессию.

Нами было проведено экспериментальное исследование личностных особенностей детей, воспитывающихся в детских домах, также мы сравнили полученные результаты с группой обычных детей (исследование проводилось с помощью личностного теста Р.Кеттела). Результаты в группе детей, воспитывающихся в детских домах, представлены на рисунке 1.

Как видно из рисунка среди личностных особенностей у детей, воспитывающихся в детских домах, доминирующими являются факторы доминирования, невозмутимости, корысти, тревожности. Фактор доминирования - властный, неуступчивый, самоуверенный, напористый, агрессивный, упрямый, конфликтный, своенравный, враждебный, непослушный. Фактор невозмутимости - озабоченный, спокойный, молчаливый, неразговорчивый, склонен усложнять, пессимистичен, беспокоится о будущем, ожидает неудач, окружающим кажется вялым. Фактор корысти - подверженность чувствам, несогласие с общепринятыми моральными нормами, стандартами. Непостоянный, переменчивый, вызывает недоверие, потворствует своим желаниям, независимый, игнорирует свои обязанности, беспринципен, неорганизован, безответственен. Фактор тревожности - испытывает чувство вины, полон страха, тревоги, предчувствий, не уверен в себе, обеспокоен, депрессивный, подавлен, легко раним, впечатлительный, ранимый.

Таким образом, для детей, воспитывающихся в детских домах, характерна некоторая двойственность в личностных особенностях, с одной стороны, они стремятся доминировать над окружающими, но в то же время очень ранимы, чувствительны, тревожны, обидчивы.

Личностные особенности детей, воспитывающихся в семье, представлены на рисунке 2.

Как видно из таблицы и диаграммы, у детей, воспитывающихся в семье, можно выделить следующие личностные особенности. Общительность - эти дети общительные, беспечные, внимательные к людям, мягкосердечные, небрежные, легко приспосабливаются. Импульсивность - жизнерадостные, веселые, импульсивные, подвижные, энергичные, разговорчивые, откровенные, отмечают значимость социальных контактов, искренен в отношениях, динамичен в общении. Смелость - предприимчивы, склонны к риску, держатся свободно, эмоциональны. Мягкосердечность - нежны, чувствительны, неугомонны, суетливы, способны к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, пониманию других людей, практичны. Радикализм - экспериментаторы, свободомыслящие, характеризуются наличием интеллектуальных интересов. Эти дети имеют высокое самомнение, самолюбивы, волевые, склоны к лидерству, целеустремленные, имеют высокую напряженность - собранные, энергичные, имеют высокую мотивацию.

Таким образом, можно сказать, что дети, воспитывающиеся в семье более уверены в себе, энергичны, целеустремленные, ответственные, открытые, склоны к сочувствие, сопереживанию, эмпатии к другим людям.

Хочется отметить, что и в той, и в другой группе присутствуют одинаковые факторы, например фактор Q3 (самомнение), но у детей, воспитывающихся в семье, этот фактор имеет положительное значение, а у детей, воспитывающихся в детских домах, этот фактор встречается как с положительным полюсом, так и с отрицательным. Фактор Q1 (спокойствие - тревожность) у детей из семьи этот фактор проявляется, как спокойствие, у детей-сирот, как тревожность. Фактор I (жесткость - мягкосердечность) у детей из семей это мягкосердечность, у детей-сирот - жесткость, фактор F (невозмутимость - импульсивность) у детей из семей проявляется как импульсивность, у детей-сирот как невозмутимость.

_____________________________________________________________

Научный руководитель - к.п.н., ст. преподаватель Рыбакова Л.А.

Просмотров работы: 22