СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В «Концепции модернизации российского образования на период  до 2010 года», приоритетном национальном проекте «Образование» подчеркивается, что гражданское, духовно-нравственное, личностное развитие подрастающего поколения является приоритетной задачей образования.

В решении этой задачи особая роль отведена дошкольному образованию, как наиважнейшему этапу становления личности. Исследователи подчеркивают, что в старшем дошкольном возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, осуществляется первичное соподчинение мотивов, преобладание обдуманных действий над импульсивными, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств.

Сегодня духовно-нравственное здоровье детей вызывает особую тревожность и нуждается в научном осознании проблемы. Кризисное состояние социальной ситуации обусловлено, прежде всего,  разрушением духовно-нравственных устоев социальных институтов: семьи, детских организаций, сферы образования и т.д.

В этом отношении проведенное нами исследование позволило выявить такие острые проблемы как табачная, алкогольная, компьютерная, экранная зависимость, беспризорность и бродяжничество, которые наблюдаются  даже в дошкольном возрасте. Всё это говорит об острых проблемах и духовных катаклизмах в сфере детства. 

Многие из этих детей вырастают неспособными к выполнению социально значимых компетенций, без которых невозможна полноценная жизнь современного человека. При всей важности принимаемых социально-экономических мер, они не способны решить кардинально проблему духовного оздоровленья детей, поскольку не учитывают развитие сущностных параметров личности:  психического,  ментального, а также духовно-гуманистической направленности личности.

Сегодня в образовательном пространстве, как никогда, необходима ценностно-смысловая индивидуализация обучения. Одним из активных методов в ценностно-смысловом обучении является диалог. Великий Ф. Фребель подчеркивал, что диалог - это та стихия, в которой живет и развивается ребенок.  Именно обеспечение диалога в обучении детей является основополагающей основой развития сущностных качеств личности. Диалог актуализирует субъективное составляющее «духовного-Я», т.е. смыслообразующий компонент. По А.Н. Леонтьеву динамика смысла обусловлена динамикой деятельности субъекта.

Исходя из данных теоретических положений, нами определена цель и задачи опытно-экспериментальной работы. Основной нашей задачей в ней была: научить детей обнаруживать ценности в поступках персонажей сказок, эпических произведений, былин и легенд, рефлексировать, идентифицировать себя с  личностью позитивных героев и установить, что позитивные ценности - это закономерности собственной созидающей жизни.

Предметом исследования являлись условия и средства смыслообразующего обучения детей старшего дошкольного возраста.

В своем исследовании мы предполагали, что смыслообразующее развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

  • обоснуется педагогом обобщенный алгоритм проектирования смыслообразующей деятельности детей, включающий в себя: целеполагание, обнаружение, оценивание ценностей и идентификацию, «примеривание» к себе, обобщение их как закономерностей собственной созидающей жизни;
  • основывается на творческое осмысление ценностей в  диалогических общениях, философических беседах, проблемно-игровых ситуациях, визуализации и одухотворении их в рисунках, аналитических интерпретациях;
  • базируется на принятии уникальности ситуации диалога личностей, участвующих в процессе обучения, в котором осуществляется утверждение ребенка в духовно-нравственной культуре.

Отслеживание результатов формирующего эксперимента показывает позитивную динамику «взращения» сущностного потенциала детей, их смыслоориентированного развития. Проведенные нами  нестандартные  формы и методы работы с детьми способствовали успешной интериоризации  ценностей, раскрытию и развитию личностного потенциала каждого ребенка, успешному восхождению ребенка в собственном «духовном-Я».

По результатам опытно-экспериментальной работы нами обоснованы содержание и методика работы с детьми, а также методические рекомендации для практических работников ДОУ, родителей.

Просмотров работы: 7