ПРОБЛЕМА БОРЬБЫ С РЕЛИГИОЗНЫМ ЭКСТРЕМИЗМОМ НА ПРИМЕРЕ РСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ) - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПРОБЛЕМА БОРЬБЫ С РЕЛИГИОЗНЫМ ЭКСТРЕМИЗМОМ НА ПРИМЕРЕ РСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
XX в. стал поворотным пунктом в истории человечества, так как именно в этот период сформировались международные принципы прав и свобод для мирового сообщества. Тем не менее, именно в XX веке одной из самых актуальных проблем, общезначимых для всего человечества стал международный терроризм. Во второй половине XX века мощной ветвью террористических движений становится конфессиональный терроризм и экстремизм.

В результате возникла необходимость не только организованного противодействия развитию конфессионального терроризма, но и осмыслению его понятия, происхождения и профилактики на международном и общегосударственном уровне. Многофакторность генезиса современного религиозного экстремизма делает его одним из самых социально опасных явлений современности.

В России, где на современном этапе функционируют более 20 тыс. религиозных объединений почти 75-80 вероучительных направлений проблема этно-конфессиональной безопасности государства становится как никогда актуальной. В Российской Федерации Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г. в статье 14 (ч. 2) предусматривает запрет деятельности религиозного объединения в случае нарушения общественной безопасности, подрыва безопасности государства, создание вооруженных формирований, пропаганду войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни и т.д Позитивную роль в этом плане призвана была сыграть реализация Федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе(2001-2005гг.), а также реализация ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002г. и «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», законодательных актов субъектов РФ о противодействии экстремизму, в том числе на религиозной основе.

В свете сказанного весьма актуальной является задача дифференциации понятий.  А. Журавский в статье  «Религиозный экстремизм: реальность или фикция?» определяет религиозный экстремизм как крайнюю форму развития религиозного фундаментализма. Экстремизм может перерастать и в терроризм, но автор все же не уверен в том, что терроризм можно считать религиозным.  Автор настаивает, что в экспертной среде термин «религиозный экстремизм» может и должен употребляться несмотря на свою неполиткорректность.
А. Верховский предлагает разные варианты употребления термина, указывает на неизбежные противоречия и, перейдя к возможным юридическим последствиям, призывает употреблять термин «экстремизм» (в т.ч. и религиозный) в смысле достаточно узком, чтобы достичь максимально эффективного и безопасного для граждан правоприменения.

В свою очередь, А.Игнатенко предложил термин "религиозный экстремизм" использовать только в очень узком смысле - в связи с конкретной организацией: не исламизм, не ваххабизм, а «усамизм».  А. Кудрявцев, А. Себенцов и А. Малашенко сочли, что термин и вовсе употреблять не следует, а следует говорить только о конкретных экстрем истских действиях независимо от наличия религиозной мотивировки.

В свою очередь, Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» содержит конкретные критерии данного понятия. Согласно Закону, применительно к религиозным объединениям под экстремизмом понимается деятельность религиозных объединений по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; - подрыв безопасности РФ; - создание незаконных вооруженных формирований; - осуществление террористической деятельности; - возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

- унижение национального достоинства; - осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды в отношении какой - либо социальной группы; - пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Таким образом, введение понятия «религиозно-политический экстремизм»  позволит более четко отделить явления, происходящие в религиозной сфере от противоправных действий, совершаемых в мире политики, но имеющих религиозную мотивацию или религиозный камуфляж.

Важно отметить, что проблема борьбы с экстремизмом представляет особый интерес в условиях многонационального и многоконфессионального региона нашей страны - Республики Дагестан.    Рассмотрим Закон РД «О запрете ваххабизма и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», принятый 16 сентября 1999г. Народным собранием РД в условиях сложной обстановки вылившейся в  открытое  столкновение с экстремистами.  Существует мнение,  оценивающее  данный  закон как правовую форму самозащиты мусульман Дагестана от ваххабизма.

Закон создает юридическую базу для противостояния религиозному экстремизму( ст. 1). Так, Закон регламентирует обучение религии в учебных заведениях за пределами РД (ст.2).    В соответствии с положениями данной статьи обучение граждан РД за рубежом в религиозных учебных заведениях допускается только по направлению  ДУМД, согласованное Управлением по делам религий в РД (ст.3.).  В связи с произошедшими изменениями  были внесены поправки  в данный закон, в ст.2. Все религиозные организации на территории республики должны были пройти перерегистрацию в трехмесячный срок с момента ввода закона в силу (ст.4). Закон предусматривает административную ответственность в виде ареста до 15 суток и штрафов в размере от 100 до 500 МРОТ (ст.7).  В виде штрафов: для граждан за действия, «создающие угрозу общественной безопасности,  либо общественному порядку», «направленные на нарушение территориальной целостности республики», а также «за возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной вражды». Уличенные в подобных действиях религиозные общины, согласно этим нормам, должны быть закрыты. Причем, речь идет не только об общинах ваххабитов. Нормы закона применимы и к другим религиозным общинам, отнесенным к экстремистким. 

Л.Р. Сюкияйнен  считает, что «в правовом отношении этот акт несовершенен, прежде всего, потому, что в нем не содержится ничего нового по сравнению с действующим законодательством в отношении пресечения экстремистской деятельности религиозных объединений. Но самое главное заключается в том, что в нем без достаточных оснований используется термин «ваххабитский», которому придается не религиозный, а политический смысл. Причем в нем нет определения ваххабитской деятельности, которая рассматривается лишь как разновидность, одна из форм экстремистской деятельности вообще. А без этого выделение ваххабитской деятельности в качестве самостоятельной лишается смысла. Более того, использование терминов «ваххабитская деятельность» и «ваххабитские объединения» вносит неопределенность и путаницу в действующее законодательство и мешает точному и юридически корректному его применению для пресечения экстремистской деятельности религиозных объединений».

В свою очередь, В. Бобровников полагает, что нечеткое толкование «ваххабитов» дает возможность подвести под понятие экстремистов всех политических врагов руководства ДУМД .  Я.М. Ханмагомедов считает, что неправомерно ставить знак равенства между религиозным экстремизмом и ваххабизмом  как таковым, поскольку «всякий непредвзятый взгляд не обнаруживает какой - либо органичной связи с последователями шейх Мухаммада ибн Абн аль-Ваххаба, с одной стороны, и экстремизмом и терроризмом с другой. Наличие подобной связи до сих пор не подкреплено доказательствами». Термин «ваххабизм» должен употребляться для обозначения практики использования исламской религии в политических целях. Речь, прежде всего, должна идти о радикальном крыле этого течения, которое ведет антиконституционную работу и претендует на захват государственной власти и установление шариатского государства

В результате, практика исполнения закона отражает слабость его понятийного аппарата. Так, при задержании преступников их принадлежность к мусульманским группам, не контролируемым ДУМД, становилась отягчающим  обстоятельством. Людей, задержанных непосредственно за приверженность ваххабизму без предъявления обвинений в конкретной криминальной деятельности, суд не был в состоянии наказать - состав преступления четко не определялся.

К тому же,  изучение конкретных уголовных дел и материалов экспертного опроса специалистов, опросов религиозных деятелей, граждан позволяет выделить среди множества мотивов преступлений, совершенных в последнее время на территории Дагестана,  также возникающих в связи с деятельностью религиозно - экстремистских объединений, их лидеров или отдельных верующих мусульман на почве религиозных противоречий и разногласий.   Т.Б.Рамазанов к таким мотивам относит: 1) религиозный экстремизм, доведенный до уровня религиозного фанатизма; 2) псевдорелигиозный экстремизм, основанный на корыстной направленности или иной личной заинтересованности; 3) религиозные противоречия, основанные на низкой религиозной культуре и образованности; 4) этнорелигиозные противоречия, основанные на корыстных и карьеристских устремлениях и интересах; 5) этнонациональные противоречия и конфликты, переросшие в национально - религиозные противоречия.

 Важно подчеркнуть, что в связи с сохраняющейся угрозой со стороны приверженцев религиоз­но-экстремистского течения ваххабизм безопасности конституционному строю Республики Дагестан, вопросы борьбы с экстремизмом и терроризмом, остаются приоритетными в деятельности республиканских и муниципальных органов власти и управления, правоохранительных органов. На сегодняшний момент  в РД для предотвращения конфликтов и прогнозирования очагов напряженности в этноконфессиональной, меж- и внутриконфессиональных отношений сложилась и функционирует система органов урегулирования вопросов государственно-конфессиональных отношений: Антитеррористическая комиссия РД под руководством Президента РД, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РД, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РД, воссоздан Комитет Правительства РД по делам религий.

Как показывает практика, требуется комплексный подход к осуществлению противодействия экстремизму, при котором предусматривались бы меры не только регулирующего и запретительного, но и превентивного характера. Больший эффект способны дать совершенствование правоприменительной практики и подготовка квалифицированных судей и сотрудников иных правоохранительных органов. С этой целью  необходимо ввести в программы подготовки и повышения квалификации судей, сотрудников МВД и прокуратуры, учебные курсы по основам ислама, шариата и мусульманско-правовой культуры. Кроме того,  в системе учреждений юстиции, правосудия, МВД и прокуратуры полезно создать структуры, осуществляющие религиоведческую экспертизу, в том числе по вопросам ислама. Следует также принять меры по введению государственного контроля за направлением на учебу, а зарубежные исламские центры и за работой иностранных преподавателей, которые в российских религиозных и светских учебных заведениях, где  преподают связанные с исламом дисциплины.

Просмотров работы: 52