Ключевые проблемы создания и развития технопарков в России - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Ключевые проблемы создания и развития технопарков в России

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анализ практики создания и развития технопарков в России позволил сделать вывод о том, что процесс развития технопарков осуществляется в настоящее время в значительной мере бессистемно и пробивает себе дорогу через множество экономических, финансовых, организационных и иных сложностей.

Следует выделить следующие проблемы создания и функционирования технопарков в РФ:

- недостаточная государственная и региональная поддержка;

- низкая привлекательность технопарков для инвесторов;

- недостаточная привлекательность технопарков для компаний-резидентов;

- непривлекательность технопарков для работы в них сотрудников.

В настоящий момент не выработаны четкие законодательные критерии определения технопарков, что существенно тормозит их развитие. Кроме того, не существует четких механизмов стимулирования инновационной деятельности технопарков.

Слово «технопарк» в последние годы стало довольно популярным, особенно после осознания того факта, что «под технопарк» можно иногда получить государственные, а то и иностранные субсидии. Некоторые ВУЗы, отраслевые и академические НИИ объявили себя технопарками. При этом они исходили из того, что в их стенах ведутся научные исследования, преподаются учебные курсы, осуществляется разработка и внедрение в промышленность новых технологий. Еще важным фактором представлялось наличие арендаторов - малых фирм, пользующихся помещениями и оборудованием ВУЗа. Наличие всех вышеизложенных факторов часто является мотивом создания технопарка и решением о выделении финансирования данной структуры.

Следует понимать, что стратегия создания технопарков должна быть связана с созданием конкурентных преимуществ региональной экономики. Для этого технопарк должен сформировать коммерческие, социальные, макроэкономические и политические цели его организации и дальнейшего развития. Для создания технопарка должны быть определены цели создания, проработана концепция его деятельности, выработаны политические приоритеты и экономические ориентиры и пр. Только после составления тщательно продуманного бизнес-плана и реального технико-экономического обоснования можно писать устав и заниматься его организацией.

Отсутствие грамотно проработанной стратегии развития и четкого технико-экономического обоснования создания технопарков приводит к тому, что контроль над их деятельностью практически невозможен.

Как правило, при формировании концепции создания и развития технопарка не формализованы организационно-экономическая и производственно-хозяйственная модели, а также модель финансирования инновационных проектов.

Нет четкого представления об услугах, которые будет оказывать технопарк, какие проекты будут реализованы технопарком. Многие технопарки не владеют информацией об инвесторах. Часто в обоснованиях нет оценки готовности инженерных коммуникаций и инфраструктуры.

Непривлекательность технопарков для инвесторов связана с высокими рисками, связанными с нежеланием инвесторов иметь дело с «длинными» инвестициями в производство. Инновационные проекты имеют длительный срок возврата инвестиций и высокую потребность финансирования. Инвесторы не стремятся вкладывать свои средства и потому, что не ясна роль государственной поддержки технопарков. Наличие налоговых и таможенных преференций позволит повысить инвестиционную привлекательность технопарков. Следует заметить, что управляющая компания технопарка должна взять на себя задачу поиска и привлечения инвесторов либо финансировать инновационные проекты самостоятельно. Управляющая компания должна привлекать мощных якорных резидентов, способных инвестировать и обеспечивать успешное ведение бизнеса малым компаниям.

Представленные проблемы в той или иной мере присущи технопаркам в России, но, следует заметить, что по степени значимости на первое место нужно поставить решение проблем, связанных с неопределенностью государственной поддержки технопарков и непривлекательностью технопарков для инвесторов. Опыт успешно функционирующих за рубежом технопарков показывает, что обе категории проблем связаны между собой. Мощная государственная поддержка технопарков, обеспечивающая льготное налогообложение, таможенные преференции, государственные гарантии, дает возможность привлечь крупных инвесторов и уменьшить рисковость проекта. Следует отметить, что в большинстве технопарков экономически развитых стран государство является наиболее значимым инвестором. Это дает возможность серьезного финансирования технопарков, которые в свою очередь, являются основным элементом, позволяющим коммерциализировать инновационные идеи и поддерживать конкурентоспособность государства в различных отраслях промышленности.

Просмотров работы: 240