Система показателей оценки инновационных проектов - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Система показателей оценки инновационных проектов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В октябре-ноябре 2010 года Департаментом развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области при участии ассоциации инновационных предприятий малого и среднего бизнеса Владимирской области был проведен конкурс по отбору проектов на оказание государственной поддержки малому и среднему предпринимательству Владимирской области в рамках мероприятия «Предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, в т.ч. инновационной сфере». 

 В ходе работы проводилась оценка представленных на конкурс проектов с точки зрения их инновационной и инвестиционной привлекательности, что позволило выявить ряд проблем в методах оценки проектов.

Практическая реализация экспертизы показала следующие проблемы:

Во-первых, отсутствие четкого понимания термина «инновация» в среде бизнеса приводит к разногласиям и появлению большого числа участников - псевдоинноваторов.

Во-вторых, отсутствие единой формы представления информации, отражающей инновационную направленность проекта, приводят к несопоставимости анализируемых проектов и затрудняет проведение экспертизы.

В-третьих, отсутствует четко сформированный механизм отбора и оценки инновационных проектов, который позволил бы эффективно принимать решения в пользу того или иного проекта.

Выявленные проблемы приводят к тому, что решения по выбору объектов финансирования не всегда объективны и обоснованы и, что, в свою очередь, является одной из причин недостаточной эффективности мер поддержки инновационной деятельности в регионе.

Для решения первых двух проблем в регионе следует активизировать деятельность по формированию четкого видения инновационной деятельности. Что же касается механизма оценки инновационных проектов, необходимо разработать методику оценки инновационных проектов с помощью единой системы показателей и единую форму представления информации по проектам.

На базе существующих методик, для оценки проектов нами была предложена «Карточка оценки инновационных проектов», которая позволит экспертам оценить степень инновационности проекта. Она включает следующие показатели:

I. Инновационная активность предприятия.

II. Уровень рентабельности проекта.

III. Рост производительности труда.

IV. Наукоемкость предприятия.

V. Срок окупаемости проекта.

В предлагаемой методике при анализе проекта привлекаемые эксперты выставляют оценки и весовые коэффициенты по каждому показателю. После этого выставленные показатели сравниваются с рекомендованными для каждого направления деятельности целевыми значениями либо с нормативами, установленными экспертом самостоятельно. В соответствии с данными, полученными при сравнении, выставляется оценка в условных единицах по каждому показателю. После чего рассчитывается общая оценка по проекту - коэффициент эффективности.

Внедрение разработанного способа оценки позволило отобрать наиболее перспективные инновационные проекты для представления на грант. Однако остается проблема единой формы представления проектов, что делает проекты несопоставимыми, затрудняет их отбор и оценку инновационной и инвестиционной составляющей.

Один из возможных путей решения этой проблемы - более тесное сотрудничество бизнеса и научной сферы с целью создания общей «концепции инновационного развития региона», в рамках которой необходимо сформировать и утвердить единую  методику представления проектов и методику оценки эффективности инновационных проектов, разработав систему сбалансированных показателей.

С этой целью также необходима взаимопомощь при разработке технико-экономического обоснования инновационных проектов, как в рамках совместной реализации проектов с привлечением ученых, аспирантов, магистрантов, студентов, так и в рамках реализации программ дополнительного образования, например курсов для предпринимателей на базе высших учебных заведений, которые позволят повысить уровень компетентности предпринимателей в инновационной сфере.

Просмотров работы: 8