Аудит стратегии развития - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Аудит стратегии развития

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время условия функционирования любой компании довольно изменчивы, и потому каждой организации приходится постоянно находиться в процессе преобразования. Одним из основополагающих инструментов управления компанией является стратегия. Но зачастую случается, что руководство компании, приняв разработанную стратегию, в дальнейшем либо откладывает ее в сторону как нечто, созданное лишь исходя из формальных требований, либо опирается на стратегию на протяжении длительного периода времени, не учитывая необходимости внесения корректировок и поправок. В связи с этим можно обоснованно заявить, что любой компании требуется, помимо текущего контроля выполнения стратегии, периодически проводить и ее аудит

Представители западных бизнес-школ  под аудитом стратегии понимают изучение стратегии организации в трех направлениях: оценка внешней среды деятельности, оценка самой организации и сопоставление возможностей  предприятия  с условиями внешней среды. Аудит стратегии, таким образом, позволяет понять, существует ли в организации четкая и понятная всем стратегия, соответствует ли эта стратегия условиям внешней среды, знают ли о стратегии сотрудники, действуют ли они в соответствии с ней. В случае, если четкой стратегии нет, проведение аудита позволяет разработать такую стратегию. Отечественные практики менеджмента не противоречат такому подходу, однако отдельно подчеркивают, что  цель проведения аудита стратегии в том, чтобы дать менеджерам компании необходимые инструменты, информацию и полномочия для оценки достоинств и недостатков в деятельности компании, поддерживаемых существующей стратегией.

Как мы уже отметили, аудит стратегии предполагает работу в трех направлениях. Рассмотрим их более подробно.

Оценка внешней среды - это изучение не только условий, в которых компания функционирует на данный момент, но и прогнозирование тенденций изменения в отрасли, экономики страны, возможно, и мировых тенденций. Однако в большинстве своем действия в сфере оценки внешней среды могут сводиться к анализу конкурентов и их преимуществ, к анализу потребителей - нынешних и потенциальных - и их запросов с учетом скоротечности  трансформации интересов; а также оценка других участников рынка с позиции того, как они могут влиять на деятельность компании. Безусловно, данный этап важен и способствует выявлению сильных и слабых сторон всех участников рынка, а следственно и повороту вектора развития компании в наиболее подходящее направление. Тем не менее, второй этап - оценка самой организации, или внутренней среды, - представляется наиболее важным.

Оценка внутренней среды предусматривает, в первую очередь, оценку существующей стратегии. Здесь важно понимать, что стратегия - это не просто красивые слова, а реальный инструмент управления. В связи с этим необходимо проверить ее на реализуемость. Это можно осуществить посредством применения таких методов как метод векторного анализа, анализа соответствия принципам системного, целевого и онтологического подхода к управлению. Однако помимо анализа непосредственно стратегии требуется провести также и анализ структуры, чтобы выяснить, возможно ли реализовать стратегию в рамках данной организации с существующей схемой взаимоотношений и взаимоподчинения. Кроме того, важно изучить бизнес-процессы с целью выявления узких мест и направлений, от которых следует отказаться. Для этого применимы стандарты построения бизнес-процессов семейства IDEF. Наконец, отметим, что на реализуемости стратегии сказывается сложившаяся корпоративная культура, которую также  не следует списывать со счетов.

В завершение аудита стратегии необходимо сопоставить выводы по предыдущим этапам, то есть выявить, насколько потребности и возможности организации соответствуют условиям внешней среды и насколько долго удастся сохранить данное равновесие. В некоторой степени упростит данную работу грамотно составленный SWOT-анализ, однако и этот инструмент не является всеобъемлющим.

В целом, можно заключить, что на современном этапе развития экономики стратегия уже давно перестала быть статичной и потому требует постоянного внимания и развития. В связи с этим аудит стратегии развития бизнеса становится все более востребованным и с течением времени перечень методов и инструментов его проведения пополняется.

Просмотров работы: 19