Станут ли инновации ключевым звеном интеграции России в мировое хозяйство? - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Станут ли инновации ключевым звеном интеграции России в мировое хозяйство?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Экономический рост страны в современном глобализующемся мире  зависит не только от благоприятного географического положения и наличия природных ресурсов, но и от степени активизации  интеллектуального потенциала. Инновации являются ключевой частью научно-технического прогресса и локомотивом развития общественного производства, т.к. определяют коренные изменения в социально - экономическом развитии общества и обеспечивают конкурентные преимущества страны в целом. Следовательно, для того чтобы Россия имела сильную, эффективную, конкурентоспособную экономику и смогла стать полноправным участником мирового хозяйства, ей необходимо перейти на инновационный путь развития и ликвидировать технологический разрыв с высокоразвитыми странами.

Однако инновационный климат в России остается неблагоприятным. Недостаточно разработаны многие методологические и методические вопросы, не в полной мере используются научно-технический и образовательный потенциал России, отсутствует целенаправленная государственная поддержка инновационных процессов, активность российских предприятий в настоящий момент остается на низком уровне. Это объективно требует теоретического анализа тенденций развития инновационной деятельности, степени ее влияния на экономический рост, выяснения ее противоречий, оказывающих свое влияние не только на экономические результаты непосредственных производителей инновационного продукта, но и на темпы преобразований, что делает предпринимаемый анализ доклада актуальным.

Большой вклад в разработку теоретических и методологических проблем факторного анализа экономического роста и макроэкономического моделирования с использованием аппарата производственных функций, а также вопросов инновационного развития экономики внесли российские и зарубежные экономисты: В.В. Леонтьев, П. Дуглас, С. Кузнец, Р. Солоу, Р. К. Харрод, Е.Домар, Й. Шумпетер, Дж. Хикс, Д. Родрик, Р. Саммерс, А. Хестон, Н.Г. Манкив, Д. Ромер, НА, Вейл, Ф. Рэмзи, С. Аукуционек, Дж, Стиглиц, Д.К. Гелбрайт, Д. Норт, Д. Ван, К. Оппенлендер, Хавьер X, Сала-и-Мартин, Н.Д. Кондратьев, А.И, Анчишкин, В. А.Трапезников, СВ. Дубовский, Е.С. Майминас, ИЛ. Николаева, Д.И. Кокурин, А. Яковлев, С. Цирель, В.Н. Фридляндов, А.Ю. Юданов и др.

Начнем анализ с рассмотрения  ситуации, когда прогресс в области инновационных технологий не возникает. Тогда  следует сменить ориентиры экономической политики. Одно из таких заявлений прозвучало в работе академика В.М. Полтеровича.[1] Он предложил переход к парадигме развития, основанной исключительно на имитации в России уже известных инноваций.

Определим основные признаки инновационной стадии развития экономики. Для инновационной стадии характерны:

  • интенсивные инвестиции в квалифицированную рабочую силу, технологии;
  • исследования и разработки (ИиР);
  • передача иностранных технологий в неовеществленный и овеществленной формах;
  • создание потенциала абсорбции и адаптации технологий;
  • имитация и инкрементальное улучшение нововведенений;
  • конкуренция на основе улучшенных потребительских свойств.

Что касается к России, к 2009 году  было зарегистрировано более 80 технопарков, действовали более 100 центров трансфера технологий, 10 нацианально-аналитических центров, 86 центров научно-технической информации, 62 бизнес-инкубатора, 15 центров инновационного консалтинга ит т.д. Чисто инновационно - активных предприятий составило 9,4% в 2007 году.[2]

С 2009 года центром аккумуляции инновационной активности стал инноград  «Сколково».      Закон об иннограде в Сколково определяет, в частности, как именно должна осуществляться образовательная и медицинская деятельность, а также какие именно льготы получат компании, которые будут разрабатывать инновационные проекты в "Сколково". Например, участники иннограда получат льготы по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций ( на мой взгляд,создания условий для повышения инновационной активности предпринимателей). Предполагается, что часть факультетов Технологического университета "Сколково" начнет работу в 2011 году. При этом запустить инноград власти смогут до его физической постройки: согласно новому законопроекту, "сколковские" предприятия будут изначально размещаться по всей России. [3]

На мой взгляд, в России имеется мощный производственный и интеллектуальный потенциал для осуществления инновационной деятельности.

Следующий критерий инновационной экономики - конкуренция на основе улучшенных потребительских свойств, в т. ч. структуру инновационного спроса и предложения.  Влияние спроса на внедрение и распространение инноваций и на формирование конкурентного преимущества отмечено в работах М.Портера, более того, он прямо указывает на зависимость между необычным, опережающим спросом со стороны потребителей - и эффективностью, инновационной активностью компаний-лидеров.  при росте дохода потребителя предельная склонность к потреблению инновационных товаров увеличивается, а предельная склонность к потреблению традиционных товаров сокращается.

Побудительным мотивом роста выступает стремление общества к постоянному повышению благосостояния посредством удовлетворения все возрастающих потребностей и увеличения разнообразия. По мере удовлетворения традиционных потребностей развивается новый спрос - на инновационные товары и услуги. Появление на рынке инновационных благ приводит к «капитализации» инновационного спроса.

На мой взгляд, в России  уровень доходов населения меньше, чем в развитых странах,  и структура расходов представлена в основном потреблением традиционных базовых товаров, поскольку не полностью удовлетворен спрос на них, велика дифференциация населения. Эти взаимодополняющие друг друга факторы также не способствуют формированию «базы инновации» и, соответственно, появлению инновационных товаров и изменению структуры экономики. Даже имеющийся инновационный спрос со стороны высших слоев общества невелик и удовлетворяется за счет импорта - «капитализирует» инновационный сектор других стран, в основном развитых.

Следует отметить, что инновационное активное предприятие в России существенно отличается от западного, т.к. западное предприятие работает в условиях высококонкурентного рынка, насыщенного качественной продукцией. Россия же заметно отстает от стандартов качества международного рынка. Можно выделить три типа предприятий:

  • Тип 1 - инновационные предприятия, работающие на международном уровне. Это преимущественно крупные предприятия, работающие на госзаказ, имеющие достаточно развитую материально-техническую базу и продающие свою продукцию на международном рынке.
  • Тип 2 - инновационные предприятия, работающие на уровне требований российского рынка. Это предприятия, продукция которых предназначена в основном для российского рынка и лишь частично продающих продукцию за рубежом. Производственная база таких предприятий, как правило, не достигает мировых стандартов, а внедряемые инновации влияют в основном не на обновление производства, а на улучшение финансового положения и других сторон работы предприятий.
  • Тип 3 - предприятия, которые не занимаются нововведениями. К сожалению, в настоящее время к этому типу относится большинство российских предприятий - 78%.Это, в основном, мелкие и средние предприятия с устаревшей материальной базой, незагруженными производственными мощностями, не выходящие на внешний рынок.

В числе наиболее известных российских компаний на мировом рынке-несколько компаний, включенных в международные англоязычные директории: NT-MDT Co., Concern Nanoindustry, AIST-NT Co., NanoCarbLab (NCL).Российские компании потенциального российского фондового индекса нанотехнологий : ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Северсталь», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат». Наиболее известные по ТИЦ(тематическому индексу цитирования) и GPR(Google Page Rank) организации- Институт химической физики им. Н.Н. Семенова РАН, ЗАО «Авангард-Элионика», Томский государственный университет.[4]

Современные приоритеты инновационной деятельности обусловлены недостаточной конкурентоспособностью отечественных товаров для широкого выхода на мировые рынки. Предприятия, ориентируясь на максимальное удовлетворение внутреннего спроса, в большей мере склонны к диверсификации производства и внедрению импортозамещающей продукции. Именно поэтому в качестве основной цели инновационной деятельности выступает расширение ассортимента продукции, на что указывают 77% инновационно-активных предприятий.

Укреплению позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке способствует внедрение импортозамещающей продукции, что является еще одним фактором, оказывающим существенное влияние на инновационную стратегию предприятий. Этим объясняется относительно высокий рейтинг таких целей, как улучшение качества продукции (47%), создание новых рынков сбыта в России (43.5%), а также сохранение традиционных рынков сбыта (33%).

Проанализировав некоторые аспекты инновационного развития, можно сделать вывод о том, что Россия находится на ресурсной стадии, т.е. использует базовые факторы производства. Инновационный климат, исходя из исследований Института экономики РАН, в российской экономике по-прежнему остается неблагоприятным. Отчетные данные свидетельствуют падении инновационной активности, а следовательно, об углублении инновационного кризиса, что жестко сдерживает прогрессивные структурно-технологические преобразования производства.

Решение проблемы качества экономического роста возможно по 3 направлениям: экономическом, социальном и экологическом .Экономическое направление включает в себя два составных блока: факторный и структурный. Инновации, являясь прямым фактором роста, способны оживить спрос в долгосрочной перспективе. Для России основным является внутренний спрос на товары и услуги, в том числе, и на инвестиционные товары. Но внутренний спрос может обеспечиваться за счет увеличения не только отечественного производства, но и импорта. В конкуренции с импортом решающее значение приобретает повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, а это возможно только благодаря различным инновациям.

Современные тенденции развития инновационной деятельности в России далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения. Пока нет оснований говорить о технологических прорывах в промышленности, интенсивном освоении результатов ИиР. Восприимчивость бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой. Более того, последние данные свидетельствуют об определенной стагнации в этой сфере. 

Я считаю, что наиболее эффективные шагами для достижения результатов в инновационной области будут следующие меры:

  • 1. Обеспечить стимулы к производству технологически сложного продукта.
  • 2. Расширить доступ к капиталу для всех растущих компаний.
  • 3. Стимулирование частных инвестиций и государственные инвестиции в технологии, науку, человеческий капитал.
  • 4. Разветвленная сеть научных институтов.
  • 5. Формирование среды для привлечения иностранных специалистов.
  • 6. Усовершенствование юридически-правовой базы.
  • 7. Стимулирование передачи инновационных технологий.

В современных условиях развивающейся глобализации российский инновационный рынок может стать ключевым звеном для интеграции российских компаний в производственно-технологическом направлении в мировое хозяйство.


 

Просмотров работы: 10