Роль инноваций в формировании системы управления предприятием - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Роль инноваций в формировании системы управления предприятием

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Внедрение инноваций все больше рассматривается российскими компаниями как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому компании, преодолевая экономические трудности, начинают своими силами внедрять во все управленческие аспекты инновационные идеи. Важным фактором, побуждающим руководство хозяйствующих субъектов к разработке инноваций является желание вести не только инновационную деятельность, но и осуществлять эффективный процесс разработки и реализации стратегии своего социально-экономического развития.

Вследствие этого повышается значимость наличия инновационного потенциала предприятия, который включает в себя совокупность следующих ресурсов: интеллектуальные, материальные, финансовые, кадровые, инфраструктурные, иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности [1].

Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы [2].

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.д. Международные стандарты в статистике науки, техники инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономике. В соответствии с этими стандартами инновация - конечны результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

С нашей точки зрения, инновации оказывают существенное влияние на этапы совершенствования управления конкурентными преимуществами продукции и предприятия. Структура таких этапов представлена на рис. 1.

Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура. Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники. Нужно отметить, что инновация - это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. Это подтверждают различные концепции длинных волн Н. Д. Кондратьева, И. Е. Варги, И. Шумпетера. Инновационный процесс состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых этапов (стадий), структура которых приведена на рис. 2.Научно-техническая и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов и управления этой областью является одной из основных задач инновационного менеджера.

По нашему мнению, для достижения реальной эффективной работы предприятия необходимо совокупность управленческих технологий. Инновационная деятельность из разряда искусства (а значит, доступной немногим) переходит в разряд «ремесла», т.е. превращается в набор известных, понятных, связанных в некую последовательность операций. Снижаются (и весьма существенно) требования к квалификации персонала, облегчается контроль количества и качества труда персонала.

Все это само по себе, без изменения состава и квалификации персонала, способно повысить эффективность инновационной деятельности предприятия, а значит, и увеличить поток заказов.

Внедрению эффективных управленческих технологий мешает отсутствие управленческой культуры, т.е., привычки руководства и персонала работать в жестоко заданном временном, функциональном, информационном и прочем регламенте, т.е. отсутствие привычки «работать по правилам». Разработанные методики позволяют реализовать управление проектами даже в небольших компаниях, снизив издержки неквалифицированного управления.

Инновационное развитие предприятия необходимо проектировать, как любую систему. Необходимо не только определить задачи, стоящие перед предприятием, но и создать систему, обеспечивающую переход предприятия в это состояние, определить необходимые ресурсы, разработать бизнес-процессы инновационной деятельности. Только так можно рассчитывать на успех.

Таким образом, роль инноваций является определяющим фактором в формировании системы управления предприятием с целью обеспечения его развития.

Литература:

1. Азгальдов, Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия / Г. Г. Азгальдов, А. В. Костин // Экономические стратегии, 2008. - № 2(60). - С.162-164.

2. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний «How Breakthrouths Happen. The Surprising Truth About How Companies Innovate» / Харгадон Эндрю. - М.: «Вильямс», 2007. - 304 с.

Просмотров работы: 95