УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие рыночных отношений объективно связано с новыми процессами устойчивого развития предпринимательских структур. Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малое предпринимательство в определенных условиях и времени является основой для решения целого комплекса экономических, социальных и политических проблем: от насыщения рынка разнообразными товарами и услугами до снижения остроты безработицы, формируя одновременно, новую структуру экономики и конкурентной среды. Размеры предприятий зависят от отраслей, их технологических особенностей, действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и где не требуются большие размеры предприятий, а напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

Малое предпринимательство имеет и свои сильные стороны:

- возникает на основе технической инициативы или новой идеи его создателя, опираясь на демократические принципы управления;

- приспособляемость к потребностям и возможностям рынка с учетом участия в нем крупных организаций;

- высокая потребность знания потребительской и ценовой конъюнктуры и умение эффективно для производства реагировать на нее;

- относительная техническая и финансовая доступность создания новых рабочих мест.

Малый бизнес заполняет те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и которые зачастую не готов был занять крупный и средний бизнес. Это предоставление услуг населению (бытовых, образовательных, в сфере отдыха и т.д.) и услуг, связанных с бизнесом (консультационных, торговых, технических и т.д.). Малые предприятия в этих сферах, во-первых, разгружая от них домашние хозяйства, увеличивает свободное время людей, создает дополнительные возможности для домашнего и организованного отдыха, во-вторых, подпитывает необходимой информацией, кадрами, материальными ресурсами, нуждающихся в них. Кроме того, малый бизнес - огромное поле для инноваций, которые в больших объемах могут быть слишком рискованными для организации крупных хозяйственных структур. В этом случае малые предприятия становятся своего рода рабочей лабораторией, испытательным полигоном для предприятий крупного бизнеса.

Но есть у малого предпринимательства и слабые стороны, с которыми следует считаться, а именно:

- необходимость самофинансирования долгосрочных вложений из-за трудностей получения долгосрочных кредитов, из-за объективно более емкого риска и высоких процентов оплаты займов;

- повышенная чувствительность к отрицательным финансовым изменениям (инфляция, рост цен, рост налогов, социальных выплат);

- организационные возможности привлечения квалифицированной рабочей силы, в т.ч. специалистов из-за ненормированного дня, нерегулярного дохода, высокой ответственности и т.п.;

- полнота материальной ответственности организаторов малого предпринимательства.

Однако существуют свои стратегии малого предпринимательства, которые позволяют наилучшим образом использовать его преимущества.

 Стратегия копирования, которая предполагает два пути:

-   выпускать по лицензии марочный продукт крупной фирмы;

- осваивать и выпускать копию какого-нибудь оригинального продукта, конкурентоспособность, которой обеспечивается, по сути, крупным производителем, выпускающим оригинальный товар.

Стратегия оптимального размера, рекомендует осваивать небольшие и специализированные рынки, где крупное производство неэффективно.

Стратегия участия в производстве продукта крупной фирмы, дает возможность гарантированного субподрядного заказа и связанные с этим преимущества. Во избежании опасной зависимости малого производства от крупного, малые предприятия «ограничивают размер поставок, в расчете на одного крупного заказчика», имеют их несколько, чем обеспечивают себе устойчивость сбыта, а следовательно и производства.

В конкурентной борьбе за заказы крупных фирм они образуют динамичную среду субподрядного рынка, способствуя крупным фирмам снижать собственные издержки и сохранять заказы малым фирмам.

Под устойчивым положением предприятия, следует понимать экономическое состояние, которое позволяет сохранить объемы реализации готовой продукции на более длительный период времени, при различных изменениях в инфраструктуре рынка.

Устойчивое развитие, представляет собой экономические отношения, складывающиеся между предприятиями по поводу формирования пространственно-временной последовательности эффективного взаимодействия и использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, позволяющих осуществлять не только процесс простого воспроизводства, но и расширенного.

      Основными факторами, влияющими на устойчивое развитие, являются:

1) недостаточное использование производственных мощностей;

2) слабое изучение рыночного механизма спроса и предложения;

3)неэффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

4) недостаточная информационная база о положении на рынке готовой продукции;

5) усиление роли маркетинговых исследований;

6) изменение структуры производства;

7) формирование ассортиментной политики и др.

По содержанию все факторы подразделяются на: факторы прямого воздействия  и факторы косвенного воздействия по отношению к ней.

Так, к факторам прямого воздействия, по мнению автора, следует отнести факторы внутренней среды организации. Факторы косвенного воздействия устойчивого развития включают факторы внешней среды организации.

Проведенный анализ категорий «устойчивости» и «устойчивого развития» на всех уровнях предпринимательских структур позволяет сделать вывод о том, что устойчивое развитие интегрирует в себе социальные, экономические и экологические результаты его функционирования и является аналогом простого и расширенного воспроизводства, при котором процесс простого воспроизводства характеризуется возобновлением из года в год в неизменных размерах, а при расширенном воспроизводстве, возобновляется во все увеличивающихся размерах.

Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Государство должно содействовать созданию и функционированию малых предприятий, а именно политических, правовых и экономических условий для более динамичного развития по следующим направлениям [1]:

-осуществление органами власти правовой защиты субъектов малого предпринимательства, обеспечивающего беспрепятственное его развитие, защиты от произвола властных структур, административных барьеров;

-финансовое обеспечение государственной и внебюджетной поддержки малого предпринимательства на условиях конкурсного отбора с учетом значимости, необходимости проектов, продукции, услуг и разработка механизмов использования выделенных средств;

-формирование и поддержка инфраструктуры, которая позволит малому бизнесу получить услуги и ресурсы;

-совершенствование налоговой политики;

-стимулирование кооперации между малым и крупным бизнесом;

-упрощенный порядок предоставления бухгалтерской и статистической отчетности;

-организация правовой и экономической подготовки предпринимателей; активация деятельности судебных, контрольных, правоохранительных органов по правовой защите субъектов малого предпринимательства.

В заключении необходимо отметить, что малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, сложившейся структуры экономики, где преобладают крупные предприятия нуждаются в разносторонней государственной поддержке. Разработка и создание всех элементов государственной поддержки малого предпринимательства позволит эффективно управлять процессом его становления,  и в последствии определить вклад малых предприятий в решении социально-экономических вопросов, и оценить результативность от вложенных в развитее малого предпринимательства бюджетных средств.

Примечание

Социально-экономическая политика и эффективное управление развитием малого и среднего бизнеса/ Национальный институт систем исследований проблем предпринимательства: http://www.nisse_ru/
Просмотров работы: 7