ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА КАК МЕДИЙНЫЙ КОНСТРУКТ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА КАК МЕДИЙНЫЙ КОНСТРУКТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Настоящее исследование посвящено изучению медийного фона, создаваемого журналистским дискурсом радиостанции «Эхо Москвы» (далее ЭМ), который оказывает  непосредственное влияние на  формирование общественного мнения в современной России.

Мы, авторы настоящей статьи, часто слушаем радио ЭМ. Часто  ловим себя на мысли  - мы фанаты ЭМ. Чем дольше и внимательнее мы слушаем голоса журналистов ЭМ, тем более склоняемся к мысли, что строки, которые более ста лет назад доверил бумаге великий русский поэт Н.А.Некрасов, как нельзя лучше характеризуют историческую миссию этого во многих смыслах выдающегося социального иснтитута СМИ современной России. Журналисты ЭМ живо и критично откликаются на все важные для современной России события. Кроме оперативности и социальной зоркости, журналисты Эха - это  подлинные мастера  работы с медиаобразами.  Свои яркие и запоминающиеся медийные образы они создают не только с помощью новостных, но, главное разнообразных аналитических программ. Они виртуозно формируют не только образы исторических событий, социальных  процессов, отдельных персон, но и целых социальных групп, например, современного российского студенчества.

Объектом исследования стал образ современного российского студенчества как социальной группы, существующий в двух ипостасях: социологического портрета и медийного конструкта.

Предметом исследования - журналистский дискурс  радио ЭМ (2009/2010) и его влияние на формирование   имиджа российского  студенчества в массовом сознании.

Хронологические рамки исследования - материал для эмпирического исследования был ограничен эфирами ЭМ в период  2009/2010 гг.

Рабочая гипотеза исследования. Имидж - это унифицированный для массового сознания виртуальный конструкт, создаваемый     профессионалами (например, журналистами ЭМ)  средствами эмоционально-психологического и художественного воздействия. В этом конструкте тесно переплетаются оценка реальной ситуации и мнения журналистов, сформированные с конкретной целью. Работая с образом современного российского студенчества, т.е. многоаспектным явлением, включающим как положительные, так и отрицательные страны конкретной социальной группы - студенчества, журналисты ЭМ создают медийный конструкт: имидж студенчества. Повышения престижа, уважение к студенчеству, журналисты  дают установку массовому сознанию на устойчивую перспективу строительства будущего страны. Понижая  престиж студенчества как группы - способствуют работе общественного сознания в другом направлении.

Цель исследования состоит в изучении  характера идейных установок журналистов ЭМ, ориентирующих современное массовое сознание на примере  их работы с образом современного студента.

Цель определила основные  задачи исследования:

1. Уточнить понятия: «имидж современного российского студенчества как социальной группы», «радио ЭМ как социальный институт», «журналистский дискурс»; 2.  Проследить эволюцию представлений о студенчестве как части молодежного сообщества России. Выявить наиболее устойчивые смыслы, связываемые журналистским дискурсом с понятием «современное российское студенчество как социальная группа»; 3. Рассмотреть коммуникативные аспекты, исследовать структуру и алгоритм формирования имиджа современного российского студенчества в эфирах ЭМ (2009/2010гг); 4. Выявить информационную модель презентации имиджа современного российского  студенчества как социальной группы в журналистском дискурсе радио «ЭМ».

Методологическими ориентирами исследования стали  контент-анализ и компонентный анализ текстов эфиров  ЭМ. Целью контент-анализа текстов эфиров ЭМ  было  воссоздать общий информационный фон, в котором существует студенчество как социальная группа, безотносительно  к конкретным событиям, действиям, с ней связанным. Выявленный общеисторический фон позволяет указать информационные факты, которые оказали наиболее сильное влияние на формирование журналистского контекста, и как результат, на формирование общественного мнения. Целью компонентного анализа было создание модели информационного пространства, создаваемого журналистским дискурсом ЭМ. Именно в этом пространстве журналистским дискурсом создаётся  имиджевый портрет современного российского студенчества. Имидж студенчества как социальной группы  в журналистском дискурсе ЭМ имеет конкретный характер. На примере компонентного анализа журналистского дискурса ЭМ открываются возможности для изучения причин вектора развития общественного мнения, а также его переориентации в случае необходимости.

Эмпирическую базу исследования составили материалы 162-х текстов новостных эфиров радио ЭМ (2009/2010гг.), в которых упоминалось студенчество как социальная группа.

ЭМ позиционирует себя как независимый источник информации, ориентированный на адекватное и объективное отражение событий и явлений окружающей жизни. Тем не менее, у тех, кто часто и внимательно слушает передачи этого радио, создается впечатление, что финансовая независимость этого источника информации поддерживается не только либерально-демократическими симпатиями его руководства. Радиостанция ЭМ - это информационно-разговорная радиостанция. Существует с 9 августа 1990г. (регистрация), первый выход в эфир 22 августа 1990 года. Непрерывное круглосуточное вещание.  «Эхо Москвы» ориентировано на новостное вещание, основные программы - новости политики и культуры, обзоры прессы, беседы с гостями, интерактивное общение со слушателями, авторские программы на различную тематику[10].

 Радиостанция ЗАО ЭМ - это негосударственная радиостанция, распространяющая оперативную, точную и полную информацию обо всех событиях 24 часа в сутки, ее слушают люди разных поколений и различных социальных групп. Основная возрастная категория от 35 до 60 лет [12].

По мнению обозревателей в области СМИ, как в России, так и на Западе, ЭМ является единственным в России по-настоящему «независимым» СМИ [86] и единственным доказательством того, что свобода информации для массового слушателя всё ещё существует [16]. «Эхо Москвы» является информационной радиостанцией. 70 % эфира занимают информационные и разговорные программы, 30 % - музыка [15]. Причём музыкальные программы выходят преимущественно в ночное время. Радиостанция организована в форме закрытого акционерного общества. В настоящее время 66 % всех акций ЗАО ЭМ принадлежат государственному концерну Газпром (через Газпром-Медиа).

Несмотря на то, что контрольный пакет акций ЗАО ЭМ принадлежит Газпром-Медиа, согласно российскому закону о СМИ учредители или акционеры не имеют права вмешиваться в редакционную политику. Юридический статут ЭМ предписывает, что редакционный курс может определяться исключительно главным редактором. ЭМ позиционирует себя как профессиональное радио. По поводу оппозиционности главный редактор А. Венедиктов сказал: «Мы не оппозиционное радио, мы информационное радио - раз. Мы - площадка для дискуссий различных сил - два. Мы - место для аналитики и мнений различных политических структур, сил, идей - три. Мы не оппозиционное радио» [13]. По данным компании «Медиалогия», ЭМ является самым влиятельным радио в России, а среди прочих СМИ по этому показателю стоит в одном ряду с такими СМИ как «Коммерсантъ», «Первый канал», «Ведомости», опережая «Российскую газету», «Известия», телеканал «Россия» и НТВ [11] . К 2008 году за пять лет, с 2003 года, у радио появилось шесть конкурентов, которых раньше практически не было. Это «Сити-FM», «Вести-FM», «Русская Служба Новостей», «Маяк-24», «Бизнес-FM», «Говорит Москва», «Коммерсантъ 93,6 FM». Рост аудитории ЭМ за это же время составил 53 % в численном выражении, ежедневная московская аудитория [14].

История и деятельность Радио ЭМ как социального института свидетельствует о  том, что  Радио ЭМ - это широкая публичная арена. Сегодня социальная жизнь всё более активно перемещается в виртуальное пространство СМИ, где радио ЭМ становится одной из значительный публичных арен. Как показывает анализ журналистского дискурса ЭМ,  создавать информацию - это значит иметь власть; ранжировать информацию, формируя «повестку дня», т.е. отбирать важную информацию  от неважной означает обладать ещё большей властью; возможность распространять важную информацию, расставляя собственные смысловые акценты или умалчивать её означает иметь двойную власть [8. -  С. 410- 411]. Радио ЭМ вольно или невольно активно использует «эффект медиатизации» процесса идеологической социализации населения России [5]. Журналисты ЭМ формируют повестку дня в контексте либерально-демократической идеологии. Новость сама по себе становится объектом борьбы, которая направлена на то, чтобы определить, что является общественно важным, а что не заслуживает такого внимания.

Сегодня в этой борьбе начинают доминировать сами средства массовой информации, так как они имеют собственные представления на сей счет, которые тоже являются ставками в этой борьбе[5]. «Тот, кто не находит своего мнения в массовой коммуникации, тот безмолвствует» (Ноэль-Нойман) [1].  В контексте анализа журналистского  дискурса тот объект, который не присутствует в  это дискурсе - не рефлексируется массовым сознанием.

Работа с имиджами в журналисткой среде, т.е. в системе журналистского дискурса, как известно, оплачиваемая деятельность. Оплачивается журналистский дискурс в сфере политического, странового (от слова: страна), организационного (фирма, бизнес-организация, бизнес-сообщество) коммуникативного имидж-мэйкинга. Так, например, «Пентагон, как подтвердил его пресс-атташе Лоуренс Ди Рита, собирается с середины декабря потратить 300 млн. долларов, чтобы поднять подпорченный престиж США. В электронных и печатных СМИ должны быть помещены соответствующие статьи, объявления, реклама. «Они должны помочь противостоять тенденции распространения в мире неправильной, неточной и губительной для США информации о войне против терроризма», - разъяснил Ди Рита» [45]. В сравнении: "согласно закрытой бюджетной строке к затратам на «имиджевый наряд» России можно отнести около 170-180 млн рублей в год»[6].

Журналистский ди́скурс или диску́рс (фр. discours) в общем смысле - это речь, процесс языковой деятельности [4]. Дискурс - это коммуникативное событие, которое происходит между говорящим и сгущающим [2]. Типичным примером является работа журналистов радиостанции ЭМ. Дискурс - это жанр какой-то коммуникативной  деятельности. Поэтому журналистский дискурс корреспондентов ЭМ имеет право на существование, в той же мере, как и  «политический дискурс» конкретной партии», «научный дискурс конкретной научной школы» и т.п. Разумеется в этом смысле понятие «журналистский дискурс» обретает, хотя и абстрактные формы, но вполне диагностируемые формы [3]. Если мы будем выделять только вербальную составляющую работы журналистов ЭМ, мы будем далеки от исчерпывающей оценки работы журналистов ЭМ. Журналисты ЭМ для формирования дискурса используют «разговор», не менее активно, чем текст, а теперь и видео-трансляцию. Поэтому журналистский дискурс ЭМ - это объемный, завершенный и продолжительный (разворачивающийся во времени) продукт их коммуникативной деятельности. Именно этот продукт интерпретируется слушателями, которых, как не раз звучало в эфире ЭМ, гораздо более 1 млн. чел. Журналистский дискурс ЭМ позволяет формулировать и выражать абстрактные идеологические понятия самым непосредственным образом. В журналистском дискурсе выстраиваются  имиджи событий, явлений и социальных группы, в частности, такой социальной группы как современное российское студенчество. В журналистском дисукурсе как ни в одном из известных коммуникативных действий (создании тестов, формировании образов, работы со знаками и т.п.) с такой последовательность не происходит идеологическая социализация сознания населения.

Коммуникативные аспекты имиджа студента, конструируемые журналистским дисурсом ЭМ. Образ социальной группы и её имидж - это разные понятия. Мы придерживаемся  точки зрения, что образ - это стихийно созданий в процессе коммуникативной деятельности  конструкт, представляющий собой набор, как негативных, так и положительных идей, относительно объекта, например, конкретной социальной группы. Имидж - это целенаправленно создаваемый виртуальный конструкт, реализуемый в процессе коммуникации как набор, либо положительных, либо негативных представлений об объекте. Журналистский дискурс радио ЭМ отражает имидж социальной группы  «современные российские студенты», т.е. создает её имиджевый портрет. Анализ журналистского дискурса ЭМ позволяет реконструировать этот портрет.

Имиджевый портрет современного российского студента - это информационный образ, который полностью зависит от источника информации. Имиджевый портрет  современного российского студенчества, создаваемый журналистским дискурсом ЭМ - это унифицированный для массового создания виртуальный образ этой социальной группы. Он создается средствами эмоционально-психологического и художественного воздействия. В нём тесно сплетены оценка реальной ситуации и мнения, сформированные с целью повышения или, напротив, понижения престижа этой группы в глазах общественного мнения. Имиджевый портрет на радио может создаваться как для внутреннего (территория России, граждане России), так и внешнего (международный эфир, мировое сообщество).

Имиджевый портрет студента зависит от характера отбора фактов для освещения, способов подачи информации, степени подробности описания сопутствующей информации и т.п. В силу того, что информационный портрет носит конвенциональный характер, ассоциативное соотнесение организации с этими смыслами (безотносительно к тому, о каком конкретном событии идет речь) вызовет определенную конвенциональную же ответную реакцию в обществе. Имиджевый портрет студента как социальной группы в массовом сознании жителей современной России, создаваемый журналистским дискурсом, имеет свою специфику, которая определяется ценностными установками общества, внутренней повесткой дня, историческими и современными особенностями жизни современного общества, а также уровнем осведомленности населения России о данных научных исследований, например, тех, которые проводят социологи.

Эмпирической базой исследования стали эфиры радиостанции «ЭМ», размещенные на сайте в Интернете [9]. Контент-анализу и компонентному анализу были подвергнуты тексты 162-х эфиров, в которых упоминалось студенчество как социальная группа. Из них 80 эфиров состоялись в 2009г. и 82 эфира - в 2010 году эфиров.

Компонентный анализ содержания эфиров, посвященных студенчеству  как социальной группе, позволил выявить отдельные самостоятельные единицы смысла. Эти единицы смысла  распределялись по пяти основным темам, которые фиксировались в регистрационных карточках и классификаторе исследования (Табл.1): 1.Представления журналистов об облике современного российского студента в России; 2.Проблемы студентов в сфере образования; 3.Формы девиантного поведения студентов; 4.Облик современного российского студента за рубежом; 5.Студенческие митинги.  

Большое внимание журналисты ЭМ уделяли  обсуждению облика современного российского студента как представителя социальной группы. Описанию этого облика были посвящены 36% текстов эфиров. Облик современного российского студента описывался журналистами на фоне рассуждений о трудностях, с которыми студенты сталкиваются в своей образовательной деятельности (26% текстов), а также особенностей девинатного поведения студентов (25% текстов).  7% текстов эфиров журналистов этой радиостанции касались освещения облика современного российского студенчества в глазах общественного мнения за рубежом. При этом указывалось, что современное российское студенчество как социальная группа - это ресурс политической власти в России, в сами студенты являются инструментов работы конкретных политических партий.  6 % эфирных текстов были посвящены митингам студенческой молодёжи в России. Хотя сегодня студенческие митинги  и выступления - это не редкость, но, как полагают журналисты ЭМ, студенческие волнения не представляют реальную угрозу для социальной и политической  стабильности страны.

 Контент-анализ текстов эфиров радиостанции ЭМ показал, что повышение и понижения интереса журналистов к студенчеству как социальной группе  отмечалась пиками в конкретные месяцы, связанными с конкретными историческими событиями, которые журналисты ЭМ считали знаковыми. В 2009г. пик интереса журналистов ЭМ к студенческому сообществу пришёлся на апрель-май (знаковое политическое событие для журналистов ЭМ: массовые беспорядки в Кишиневе, нападения скинхедов на африканских студентов).  В 2010г. наблюдались три пика интереса к теме студенчество как социальная группа: 1)март (серия террористических актов в Московском метро), 2)июнь (межэтнические столкновения в Киргизии), 3)сентярь-октябрь (отправка мэра Москвы Ю.М.Лужкова в отставку, присуждение Нобелевской премии по физике К.Новосёлову и А.Гейму, начало учебного года) (Рис.1).  Частота упоминаний темы «Современный российский студент как социальная группа» отражает обозначенную выше динамику интереса журналистского сообщества ЭМ к  студенчеству . 

Социально-историческим фоном, в котором происходило обсуждение журналистами ЭМ тем, связанных со студенчеством, как социальной группой, послужили следующие события, отраженные в новостях.

Основное опасения журналистов в 2009/2010гг. вызывали всплески национализма в студенческой среде, использование студенчества как инструмента политики, девиантные формы поведения студентов, проблемы студентов в сфере образования и др., т.е. темы новостных, которые не могли формировать в общественном мнении россиян положительный медиа-имидж студентов.

Положительный позитивный медиа-имидж студенчества как социальной группы высвечивается только в трех из 162-х новостных эфиров журналистов ЭМ за 2009/2010гг.: 1). «19.12.2009 15:39: В Тамбове открыт памятник студенту; 2). «28.12.2009 14:31: О привлечении студентов к уборке снега на улицах г. Тамбова; 3). «25.06.2010. В Киеве студенты политехникума Сикорский и Былинкин совершили ряд пробных полетов на биплане собственной конструкции...» и др. [17].  

Выводы: Компонентный анализ дискурса новостных сообщений ЭМ за 2009-2010 гг. и выявленные единицы смысла журналистского дискурса этих сообщений соотносятся со следующей ситуативной информацией, положенной в основу эфиров:  1)отсутствием в стране конкретной государственной социальной политики в отношении молодежи и студенчества как её составной части; 2)рост национальной розни; 3)наркотизация и алкоголизация студенчества; 4)коррупция в сфере образования; 5)опасные демографические тенденции в обществе и сокращение численности студенчества; 6)низкая конкурентоспособность студентов на рынке труда; 7)высокий уровень  «утечки умов» в среде молодого поколения.

Журналистский дискурс новостного вещания ЭМ создает модель информационного пространства, в котором имидж студенчества как социальной группы приобретает явно  негативный характер. Медиа-имидж современного российского студенчества, созданный новостным журналистским дискурсом ЭМ не основывается на позитивной идентичности современного российского студенчества, просматривающейся в специальных социологических исследованиях.

Существует взаимосвязь между образом студенчества как социальной группы на публичных аренах внутри страны (включая радио ЭМ) и за рубежом. Радио ЭМ является  мощным источников информации (фактов, образов, оценок) о современной России как внутри страны, так и за рубежом.

Проблематизация компонентов медиа-имиджа современного российского студенчества на радио ЭМ, являются продолжением культурно-исторической традиции, которая нашла отражение в борьбе двух макрокоммуникационных идеологий: западнической (с требованием охаивать все отечественное и ориентироваться на западные образцы поведения) и почвеннической (сторонники которого настаивают на  особом пути развития России). Интересно, например, что журналисты ЭМ исключили из своих новостных эфиров прямую пропаганду качественного труда, ассоциируемого именно со студенчеством как социальной группой.

Информационное пространство, создаваемое в последнее время  журналистским дискурсом ЭМ формирует отрицательное отношение к студенчеству как социальной группе в общественном мнении. Остается надеяться, что творческий коллектив ЭМ как союз профессионалов, который отличается стремлением к адекватности и объективности в отражении событий, внесет необходимы коррективы в медиа-имидж российского студенчества как социальной группы, руководствуясь не только проповедью любви к Родине враждебным словом отрицанья.

Литература

1. Авдиенко В.А. Влияние в процессе политической коммуникации. - Режим доступа: http://www.politjournal.spb.ru/120106.html.

2. Арутюнова Н.Д.Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: СЭ, 1990.

3. Ван Т. Дейк. К определению дискурса. - Режим доступа: http://www.psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm

4. Дискурс - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

5. Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в России девяностых. - М.: Изд-во МГУ, 2001.

6. Массовая коммуникация в структуре социальной информациологии. Материалы методологического семинара/ Отв.ред. Е.П.Тавокин. - М.: Изд-во РАГС, 2005.

7. Перед саммитом G 8 государственные СМИ РФ расширяют свои представительства за рубежом. 12.04.06. - Режим доступа: http:// http://www.newsru.com/.

8. Пугачев В.П. Политология: Справочник студента - М: Издательство АСТ, Филологическое общество "Слово", 2001.

9. Эхо Москвы. - Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/

10. Эхо Москвы. - Режим доступа: http://audio.rambler.ru/radio.html?id=807

11. Эхо Москвы. - Режим доступа: http://echo.msk.ru/news/523651-echo.html

12. Эхо Москвы. - Режим доступа: http://exomos.advera.ru/index-p.html

13. Эхо Москвы. - Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/programs/nomed/52033/

14. Эхо Москвы. - Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/programs/nomed/541310-echo/

15. Эхо Москвы. - Режим доступа: http://www.gazprom-media.com/radio.xml?&company_id=50

16. Эхо Москвы. - Режим доступа: http://www.sostav.ru/news/2005/03/03/66/

17. Эхо Москвы. - Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/news/566731-echo.html

Просмотров работы: 24