Исторические корни новогоднего праздника в армянской культуре - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Исторические корни новогоднего праздника в армянской культуре

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Начало этногенеза  современных армян можно отнести к концу 2 тысячелетия до н.э., когда осевшие мушки начали тесно непосредственно контактировать с лувийцами, хурритами, а завершение - к 5 вв. до н. э., когда процесс  слияния этих народностей в армянский  народ  завершился. Специфические особенности армянской культуры складывались параллельно с формированием армянского этноса. Внутри Армении   больше распространена теория о том, что армяне ещё раньше жили в области Хайаса. Эта страна в хеттских надписях называлась Арматана, а позднее - Хайаса. Эта теория критикуется большинством учёных в связи с тем, что она научно мало обоснована и вероятно политически мотивирована.

Особенности празднования Нового года в древности были обусловлены армянским календарем. Древний армянский календарь состоял из 12 месяцев по 30 дней и дополнительного 13 месяца, в котором было 5 дней: Навасард, Ори, Сагми, Тре, Кахоц, Арац, Мегекан, Арег, Агекан, Марери, Маргац, Гротиц, Авеляц.Названия месяцев имеют легендарное происхождение. Некоторые  летописцы считают, что месяцы получили своё название по именам 12 сыновей и дочерей Айка Наапета. Однако, у древних армян не только месяцы, но и дни имели свои имена: Арег, Грант , Арам, Маргар, Агранк, Маздех,Астхик, Мигр, Дзопабер, Мурц, Ерезкан, Ани, Пархар, Ванатур, Арамазд, Мани, Асак , Масис, Анаит, Арагац, Гргур, Кордуик, Тзмак, Луснак, Црон, Нпат, Ваагн, Сим, Вараг, Гишеравор. И 5 дней 13 месяца:Пайлатзу, Арусяк, Грат, Луснтаг, Еревак.Свои имена имели и часы.Дневные часы:Айг, Тзайг, Зайрацял, Тжарайгацял, Шаравихял, Еркратес, Шантакох, Гракат, Гурпайлял, Таханцял, Арагот, Арпох. И ночные часы: Хаварак,. Ахджамухдж, Мтацял, Шахавот, Камакот, Бавакан, Гаватапял, Гехак,. Лусатжем, Аравот, Лусапайл, Пайлатзу. В этих именах проявляется творческий вкус древних армян, в названиях часов отражается изменение цветовой гаммы небесного свода. Некоторые из этих названий сохранились до сих пор, показывая определённый промежуток времени.

По дошедшим до нас данным, армяне имели 3 новогодних праздника  Аманор, Навасард. И 1 января. До 25 вв. до н.э. армяне Новый Год встречали 21 марта, когда  продолжительность дня равна продолжительности ночи. Этот выбор не был случайным. В эти древние времена армянские жрецы , основываясь  на своих наблюдениях, убедились , что природа пробуждается в начале весны. Этот день армяне отмечали торжествами, в которых прославляли пробуждение природы , труд земледельца, обращались к Богам, прося, чтобы год был урожайным. Второй праздник у армян- это Навасард, который отмечался 11 августа. По легенде, Айк Ахехнавор, убив в Айоц  Дзоре тирана Бэла, даровал свободу своему родуи будущим поколениям. Это произошло 11 августа 2492г. до н. э. И этот день стал началом нового года у армян. Как уже отмечалось выше, августовский новый год армяне называли Навасардом. Главные новогодние представления происходили на обоих берегах Аратзани , на склоне горы Нпат. На торжествах принимали участие царь и царица со своей свитой, полководцы со своим войском. Сюда приезжали со всех концов Армении. Смысл праздника был не только в веселье, но и в единении народа.Праздненства длились несколько дней. В один из этих  дней люди пили сладкие напитки и лёгкие вина. В день Навасарда пьяных людей практически не было, так как древняя армянская поговорка гласит: «Боги больше всего плевела оставляют на поле пьяницы». На этих праздниках даже еда была умеренной.Из-за разных климатических условий Армении в разных районах на праздничный стол подавались различные  блюда. Однако, в новогодний праздник все блюда имели что-то общее, что подчёркивало национальные особенности. В этих блюдах первое место занимала круглая пшеница, которая росла в Армении. Армяне  на стол клали хлеб, испечённый из этой пшеницы, чтобы языческие боги сделали год плодородным. Наверное, одна из древних армянских поговорок гласит: «В новый год- хлеб в долг не берут!» И поэтому всегда старались на новогодний стол положить хлеб, выращенный своими руками. Есть и другая поговорка:  «Без вина придёт Новый Год, без нхатзахика-запаздает». В древности нхатзахик был самой известной приправой. Этот вызывающий аппетит цветок рос на склонах Арарата. Его собирали, сушили армяне, живущие в районах Масйацотн и Тжакакт, а потом распространяли по всей Армении. И в каком бы районе не жил армянин, на Новый Год он всегда имел нгатзахик. Эта традиция была символом национального единения армян. Нгатзахик  связывал всех армян с Масисом( гора Арарат) - сердцем Родины. В 18 веке по календарю Симеона Ереванского , 1 января было принято считать началом Нового Года. Однако, ещё до этого в разных местностях Армении и в разных поселениях, армяне уже праздновали 1 января как начало нового года. 1 января в список новогодних блюд включаются продукты, названия которых начинаются на букву Н: Нгатзахик,. Нур (гранат), Нуш(миндаль) и многие другие.

Просмотров работы: 8