Категория зеркала в культурологии - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Категория зеркала в культурологии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В западноевропейской культуре зеркало и порожденная его отражательной способностью «другая реальность» занимают одно из центральных мест.

В культуре России метафора зеркала находится на периферии культуры. В конце ХIX - начале ХХ вв. метафору зеркала использует литература декадентов и символистов, находившихся под сильным западноевропейским влиянием. Отражательная способность зеркала понимается, например, русской философской мыслью упрощенно. «Отражать» для нее - значит: показывать, изображать, копировать объективную действительность.

Мир отражений, взятый сам по себе, был мало интересен для русской культуры. «Обыкновенным прибежищем праздности» называет зеркало Пушкин. Древняя русская традиция вообще не доверяет отражениям, предупреждая об опасности обмана, обольщения как со стороны являющихся в зеркале «вестников», так и со стороны субъективных попыток человека опознать свой истинный образ в зеркальных отражениях.

Реконструкции сакральной семантики зеркал и их функций в ритуалах традиционных народов посвящены этнографические исследования М.Б. Кенин-Лопсана, Б.А. Литвинского, Д.С. Раевского, A.M. Хазанова, Э.В. Шавкунова. Отдельные аспекты символики зеркала и отражения в мифологии и фольклоре народов мира рассмотрены в работах А.Н. Афанасьева, А.Ф. Лосева, М.И. Никитиной, В.Я. Проппа, Дж. Фрезера. В 90-х годах XX века зеркало становится предметом исследования семиотики. Исследованию зеркала как феномена культуры посвящена диссертационная работа О.А. Дягтяревой.

В современных работах, феномен зеркала, как категория рассматривается в трех проекциях: зеркало-вещь, идея зеркала и зеркальности, образ зеркала. Триединая аспектология зеркала находится в неразрывной связи с культурным контекстом и в процессе исторического развития.

Так, М.В. Рон в работе «Метаморфозы образа зеркала в истории культуры» пишет, что зеркало, наряду с такими предметами, как сосуд, дом, часы, игрушка, отличается повышенной семиотичностью и множественностью функциональных ролей, оно выступает универсалией (архетипом, мифологемой, идеологемой и смыслообразом) культуры. Феномен зеркала раскрываясь в трех отмеченных проекциях реализуется в пространстве материальной, духовной и художественной культуры.

Исследование феномена зеркала как категории культуры позволяет многое рассказать о человеке и обществе, а выявление семиотического аспекта образа зеркала позволяет использовать его как источник для изучения истории и типологии культуры.

Помимо рассмотрения феномена зеркала в трех проекциях функционирование зеркала в мире культуры можно расслоить на два уровня отражения зеркалом: через отражение зеркалом предмета и его самоотражение.

С  зеркальностью связано возникновение прямой и обратной перспектив в живописи, а также принципы перспективы в различных культурах. Различия в принципах перспективы в различных культурах нового времени: западной, китайской, индийской, арабской, можно интерпретировать через смотрение сквозь вогнутое и выпуклое зеркало, помещенное в предмет отражения.

Фундаментальное свойство зеркала - способность посредством отражения не только обнаруживать невидимое для глаз зрителя, но и создавать другую реальность по отношению к «прямому» визуальному пониманию непосредственно данной действительности, то есть реальность асимметричную и «несубстанцальную», «имматериальную».

Просмотров работы: 3