РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ВОСПРИЯТИЮ И ОПОЗНАНИЮ ЭМОЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ С ПОМОЩЬЮ РИСУНОЧНЫХ ТЕХНИК - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ВОСПРИЯТИЮ И ОПОЗНАНИЮ ЭМОЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ С ПОМОЩЬЮ РИСУНОЧНЫХ ТЕХНИК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с данным видом аномалий не уменьшается [7]. Об этом свидетельствует статистика по всем странам мира. В результате, на первый план выходит задача создания условий для всесторонней коррекции нарушений развития и повышения уровня адаптированности детей и подростков с умственной отсталостью.

Общая задержка интеллектуального развития, безусловно, сказывается, на особенностях эмоционально-личностной сферы. Однако, работ, посвященных различным аспектам этой проблемы, недостаточно, что и послужило предпосылкой для данного исследования.

Все аспекты личностной сферы формируются у детей с умственной отсталостью замедленно и с большими отклонениями, что характеризуется выраженным отставанием в развитии эмоций, недифференцированностью и нестабильностью чувств, ограничением диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья [6, с.24].

Исследования под руководством Д.Н. Исаева дали право решительно опровергнуть ошибочные представления о неизменности клинической картины олигофрении. Полученные данные говорят о значительных сдвигах в клинической картине, идущих за счет подлинного развития [4]. Вместе с тем обнаруживается недостаточность этого развития, характеризующегося сохранением основного симптома олигофрении.

Д.Н. Исаев делает вывод о том, что развитие умственно отсталых детей, по сути, является компенсацией и эволюцией возрастного созревания [4]. Стимулирующие внешние воздействия существенно развивают психику такого ребенка, так как длительно повторяемые положительные раздражители упрочивают и расширяют условные связи, являющиеся основой человеческого опыта и приобретенных в онтогенезе знаний. Выявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность между уровнем развития познавательной деятельности, с одной стороны, и развитием зрительного восприятия, пространственных синтезов, моторики, речи и эмоционально-волевой сферы - с другой [5].

Проведённые исследования позволили Д.Н. Исаеву и его коллегам сделать вывод о том, что эффективная лечебно-педагогическая коррекция, способствующая формированию личности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, способна в 80% случаев привести к улучшению психического развития умственно отсталых детей. Положительная динамика проявляется в улучшении интеллекта, развитии процессов отвлечения и обобщения, совершенствовании речи, моторики, в ускорении темпа и улучшении переключаемости психических процессов, повышении уровня личности, самооценки, критического отношения к окружающему [4].

Существуют различные техники работы психолога с умственно отсталыми детьми, в том числе, изотерапия. Этот подход даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами - ЗПР, речевыми трудностями, нарушениями слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднён. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами [1].

На основании приведенных данных была сформулирована цель исследования - выявить эффективность рисуночных техник как метода развития эмоционально-личностной сферы умственно отсталых детей.

Основная гипотеза: рисуночные техники (визуализация, работа с цветом, оперирование простыми и целостными образами) эффективны с точки зрения развития эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью, что проявляется в повышении точности восприятия и опознания эмоций окружающих.

В некоторых литературных источниках указывается, что при эффективной коррекции можно достичь улучшения психического развития умственно отсталых детей.  это положение стало дополнительной гипотезой нашего исследования.

В 2009-2010 учебном году на базе МОУ №123 восьмого типа г.Екатеринбурга был проведен пилотажный эксперимент по изучению способности умственно отсталых подростков с лёгкой умственной отсталостью опознавать и понимать смысл базовых эмоций. В качестве стимульного материала использовался набор из 14 фотографий базовых эмоций (по 7 фотографий юноши и девушки), сложные и простые (схематические) изображения различных объектов, 7 пиктограмм эмоций, аналогичных фотографическим изображениям.

Обнаружено, что при опознании фотографических изображений базовых эмоций подростки с умственной отсталостью лучше всего различают радость, гнев, печаль. Затруднения вызвали фотографии страха и удивления, отвращения и презрения. В целом успешность распознавания как положительных, так и от отрицательных эмоций у данной категории детей тесно связана  с развитием навыков невербальной коммуникации и ориентацией на партнеров по общению. Полученные результаты подтверждаются исследованием М.Г. Агавелян, в котором установлена  зависимость адекватности опознания от модальности эмоции: наиболее точно испытуемые распознавали радость, страдание и страх. Автор указывает, что опознание удивления и презрения для детей и подростков с диагнозом «олигофрения» дается труднее [7, c.31].

Выявлено, что детям с умственной отсталостью легче выполнять задания с простыми, схематическими изображениями: почти все испытуемые смогли провести аналогии между пиктограммами и фотографиями эмоциональной экспрессии, также подростки с интересом выполняли ежедневное задание выбирать из предложенных пиктограмм такую, что отражает их настроение. Наши результаты хорошо согласуются данными исследования магистра психологии СПбГУ А.В. Комлевой, которой было доказано, что умственно отсталые подростки успешнее справляются с восприятием эмоций, представленных на схемах, хуже по рисунку и с наибольшим числом ошибок и недочётов - по фотографиям [8; с. 55].

Было установлено, что дети с интеллектуальной недостаточностью затрудняются в построении цвето-эмоциональных ассоциаций, не могут объяснить причин выбора того или иного цвета при использовании его для символического представления эмоции, быстро утрачивают эти связи даже с опорой на конкретные примеры и знакомые предметы. Это объясняется особенностями когнитивных процессов: мышление у подростков с умственной отсталостью конкретное, некритичное, способность к отвлечённым процессам снижена.

В процессе работы стало очевидно, что у испытуемых возникают трудно­сти с вербализацией эмоций, т.е. можно предположить, что нарушена связь между правым и левым полушарием либо пострадали центры речи левого полушария.

Основная гипотеза о положительном влиянии арт-техник на эмоциональную сферу подростков с интеллектуальной недостаточностью подтвердилась частично. Это во многом связано с тем, что исследование было пилотажным, ограниченным по времени (3 занятия) и объему экспериментальной выборки. Однако, удалось выявить некоторые виды заданий, с которыми испытуемые справляются успешно.

С учетом полученных данных разработана экспериментальная программа, сочетающая диагностический, обучающий и развивающий аспекты, в основу которой положен арт-терапевтический подход.

Эмпирическое исследование будет включать следующие этапы:

1. Диагностический этап: эмоциональный состояний, способности опознавать и вербализировать эмоции.

2. Развивающий этап. Проведение авторской программы, основанной на рисуночных техниках, в течение 10 занятий, каждое продолжительностью 40 минут (1 урок). Занятия будут проводиться в подгруппах по 5-6 человек.  Общая продолжительность развивающего цикла 1,5 месяца.

3. Контрольный этап. Оценка эффективности программы на основании сравнении входящей и итоговой диагностики, сравнение данных детей с умственной отсталостью (экспериментальная группа) и детей группы нормы (контрольная группа).

4. Анализ результатов и прогноз развития подростков с интеллектуальной недостаточностью.

В исследовании будут принимать участие две группы: экспериментальная - учащиеся подросткового возраста с лёгкой умственной отсталостью специальной коррекционной школы №123, контрольная - подростки общеобразовательной школы №142 г.Екатеринбурга.

Для психодиагностики эмоционально - личностных особенностей подростков с интеллектуальной недостаточностью будут использоваться следующие методики, апробированные в пилотажном эксперименте, проведенном в 2009-2010гг:

1. «Тест опознания лицевой экспрессии» с целью определения способности испытуемыми распознавать эмоциональные состояния, а именно базовые эмоции (радость, печаль, злость, удивление, страх, отвращение и презрение) по мимике (фотографические изображения мужского и женского лица [2]). Н.Н. Данилова подчёркивает, что генетическая обусловленность реакций лицевых мышц, выражающих эмоциональные переживания, подтверждается ранним созреванием их двигательных комплексов, сформированных еще в первую половину внутриутробного развития. К моменту рождения ребенка механизм лицевой экспрессии уже полностью сформирован и может быть использован в общении [3, с.179].

2. «Сопоставление сложного и схематического изображения эмоций»: используя фотографии и пиктограммы базовых эмоций, будет определяться уровень успешности проведения аналогий между сложными визуальными образами и схематическими изображениями.

3. «Дневник эмоций» - для определения ведущего настроения учеников с опорой на пиктограммы эмоций. У каждого учащегося будет свой буклет с пиктограммами радости, злости, печали, интереса, удивления, страха и обиды. Дается инструкция заполнять «Дневник эмоций» ежедневно в течение цикла развивающих занятий, выбирая пиктограмму, соответствующую настроению, и раскрашивая ее цветным карандашом.

4. «Цвето-эмоциональные ассоциации» - для определения способности подростками с умственной отсталостью субъективно связывать цвета и эмоции. Данную методику предполагается использовать в конце занятия, которое направленно на обучение испытуемых выражению эмоций через простые символы (изображения) и наиболее распространенные цвета.

5. Проективная методика О.А.Ореховой «Домики», разработанная для диагностики дифференцированности эмоциональной сферы ребенка.

Для  обследования контрольной группы будут использоваться следующие методики: опросник Д.В. Люсина «Эмоциональный интеллект», «Торонтская алекситимическая шкала», «Словарь эмоций», «Тест опознания лицевой экспрессии».

При обработке данных будет сравниваться уровень распознания мимики подростками группы нормы и при аномальном развитии. Известно, что эмоциональный интеллект можно рассматривать как способность понимать отношения личности, выражаемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза. В качестве необходимого условия эмоционального интеллекта выступает понимание субъектом эмоций.

Результаты исследования можно будет использовать для проведения развивающих психолого-педагогических занятий, для более эффективного взаимодействия с подростками с умственной отсталостью, повышения качества их общения в группе сверстников и с окружающими взрослыми, способствуя социалиазции подростков с нарушениями интеллектуального развития. Методику рисуночных техник при положительном результате предполагается использовать в других возрастных группах. Разработанные методы диагностики могут быть рекомендованы к применению при проведении аналогичных исследований.

 

Список литературы:

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. и высш. пед. учеб. заведений. // Е.А. Медведева, И.А. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.Д. Добровольская. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 248с.

2. Галерея эмоций [Электронный ресурс. Дата последнего обращения: 12.11.2010.]. URL:http://verificator.ru/index.php?option=com_joomgallery&Itemid=8.

3. Данилова Н.Н. Психофизиология. // Издательство: Аспект Пресс, 2001. 372с.

4.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб.: Речь, 2003. 391с.

5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 272с.

6.Савина Н.В. Интеллектуальная недостаточность у детей: Метод.пособие. 43с.

7.Хлыстова Е.В. Особенности социально - перцептивных процессов у подростков с интеллектуальной недостаточностью. // Дисс. канд. наук. Шадринск, 2002. 233 c.

8. Шпиницына Л.М. и Защиринская О.В.Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Монография.  - СПб.: Речь, 2009. -128с.

Просмотров работы: 14