ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Педагогическое проектирование решает комплексную задачу, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты [2].

Педагогические проекты могут быть рассмотрены как социальные проекты с их специфическими особенностями:

1. Цели проекта могут претерпевать изменения в ходе реализации педагогического проекта под воздействием изменений в окружении проекта и получаемых промежуточных результатов, поэтому, целеполагание нужно рассматривать как непрерывный динамический процесс, в котором анализируются сложившиеся ситуации, тенденции и при необходимости осуществляется корректировка целей.

2. Количественная и качественная их оценка существенно затруднена;  достаточно сложно при работе с людьми оценить, какой из факторов оказал существенное воздействие на субъект - во-первых, и, во-вторых, при работе с людьми воздействие того или иного фактора часто бывает отсрочено по времени[].

Всякое проектирование имеет смысл лишь в той степени, в какой оно проникнуто идеей реализуемости. С субъектной точки зрения это означает, что реализовать, не искажая ценностные ориентиры, можно только идеи, которыми человек проникся. Отсюда следует, что всякий проект в социальной сфере может быть реализован, если к проектированию в той или иной степени и форме причастны субъекты преобразуемой социальной системы[1].

Рассмотрим проект Покровской СОШ №1 «Через краеведение к социализации личности», которая предназначена для ведения краеведческой деятельности среди подростков и призвана помочь шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры.

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации учащихся школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем родном городе, участвовать в его развитии, социально культурном обновлении, воспитывает гражданско-патриотческие чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся.

Целью проекта является создание условий для усвоения учащимися краеведческих знаний и умений, формирование у них потребности в изучении краеведения, развитие духовно-нравственных основ и ценностей. В разработке проекта участвовали  детские объединения, которые осуществляют свою работу по следующим направлениям: исследовательская и проектная, туристко-краеведческая, психологическая и досуговая деятельность.

Научно-исследовательскую деятельность  учащихся ведется под руководством талантливого учителя, зам. директора по научной работе Ноговицына П.Р., который разработал модель «Краеведение в системе творческого объединения».

Учителя нашей школы главный акцент в школьном образовании делают на развитие умений работать с информацией, формирование стиля мышления, который является  важным условием работы в информационном мире, овладения методом научного познания мира, т.е. исследовательского стиля мышления - способа обработки любой информации и формирования выводов.  В нашей школе создана комплексная научно-исследовательская экспедиция школьников «Эллэйада», по маршруту:  Покровск - Бестях - Дирин Yрэх - Ленские Столбы - Кураанах - Буотама -Бестях -Покровск. Мероприятия по маршруту:

1. В визит-центре НПП «Ленские Столбы» состоялась встреча с член-корр. РАН, д.б.н. Соломоновым Н.Г. - научным руководителем улусной экспедиции школьников «Эллэйада». Была проведена ознакомительная лекция о научно-исследовательской деятельности экспедиции. Участники предстоящей экспедиции узнали много интересного о памятниках природы и истории Хангаласского улуса. Также перед участниками экспедиции были поставлены задачи по поиску материалов и составления плана работы по темам исследований.

2. Расписание работы школьной экспедиции:

9 ч. - сбор у Дома учителя,  выезд в Бестях, на базу НПП;

10 ч. - отплытие на катере;

12 ч. - остановка на Дирин-Урэхе. Вводная  лекция по древней истории Якутии, об открытии палеолитической стоянки Дирин-Урэх. Работа непосредственно на площадке, проведение подъемного сбора;

14 ч. - обед на катере;

20 ч. - прибытие на базу «Ленские Столбы». Подъем на вершину, лекция гида;

22 ч. - ужин, обмен впечатлениями, подведение итогов дня.

3. Сплав по р. Синей через Горный улус, изучение географии и геологии местности (Самсонова Л.Г., Синская СОШ);

4. Историко-археологический маршрут по левобережью до Кытыл-Дьуры с посещением сел и деревень для сбора фольклорного и    тнографического материала, исследование стоянок и писаниц с проведением предварительных элективных курсов по краеведению для 6-7 классов (Емельянова М.А., Бестяхская СОШ, Иванова С.П., Ойская СОШ).

Результаты  школьной экспедиции:

1.Проведена обучающая и ознакомительная экспедиция по заданному маршруту;

2. Выбор маршрута оказался удачным для освещения древней истории Якутии, задачи посильными, работа по плану выполнена;

3. Проведены научно- популярные лекции с участием ученых;

4. Проведен подъемный сбор, найденный материал проанализирован, часть находок передана в Музей мамонта ЯГУ;

5.Собраны фото - видео материалы;

6. Найдены неизвестные отпечатки  животных;

7. Намечены примерные темы исследовательских работ учащихся:

  • составление интерактивной карты памятников природы и истории Хангаласского улуса;
  • продолжение работы по составлению кадастра мамонтовой фауны;
  • изучение выходов железной руды на Буотаме;
  • исследование писаниц правобережья;
  • изучение истории стоянки Диринг-Юрях и др.

Проект программы «Через краеведение к социализации личности» дает возможность организовать увлекательную, полную событий и приключений смену, остающуюся в памяти детей и взрослых на долгие годы. В ходе участия в экспедиции, у учащихся произошли преобразования, носящие предметный, деятельностный, личностный, коммуникативный характер.

Таким образом, в проектной деятельности учащихся  значимо получение двух видов результатов: «продуктного» - непосредственно связан с качеством произведенного проектного продукта и «человеческого», который проявляется на уровне изменения человеческих свойств, качеств, проявлений, отношений по мере участия в реализации проекта. К таким изменениям относятся развитие креативного мышления, воображения, приобретение умений и навыков работы в проекте, формирование коммуникативной культуры.

Литература

  1. Жиркова З.С. Модель управления инновационной деятельностью в сельских школах Заполярья.// Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО, №5(73) 2010 г. - С. 92-108.
  2. Колестникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колестникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колестниковой. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.
Просмотров работы: 329