Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие системы поддержки талантливых детей. И это не случайно, так как одаренные дети требуют особого внимания и заботы.
Проблема поддержки одаренных детей стоит сегодня достаточно остро, ведь большинство из них обучаются в массовой школе, которая практически не ориентирована на индивидуальный подход к неординарным детям и не способна организовать необходимые условия для развития детского таланта.
Следует признать, что многие учителя школы психологически не готовы работать с одаренными детьми, воспринимая нестандартность их мышления и поведения как упрямство, нежелание подчиняться общим требованиям и правилам поведения. Талантливые от природы дети часто вспыльчивы, прямолинейны, упрямы, независимы в суждениях, самолюбивы, честолюбивы, у них непредсказуемо меняется настроение, они нетерпеливы в общении.
Одаренность следует рассматривать как интегральное проявление способностей детей, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Об одаренности ребенка следует судить по двум аспектам его поведения - способам деятельности ребенка и его отношению к различным проявлениям действительности.
Способы деятельности одаренного ребенка характеризуются такими признаками, как быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к иному видению ситуации и объясняющее появление неожиданных идей и решений; сформированность индивидуального стиля деятельности, выражающегося в желании «все делать по-своему»; высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий, уникальность продукта деятельности; высокая скорость и легкость обучения.
Мотивационный аспект поведения одаренных детей, проявляющийся в их отношении к действительности, характеризуется повышенной, избирательной чувствительностью к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) или к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.). В поведении детей проявляются переживания чувства удовольствия, ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело, следствием чего является поразительное упорство и трудолюбие; ненасытная любознательность; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов; высокая критичность по отношению к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
В задачу педагога входит организация специальной работы с такими детьми по созданию условий, способствующих развитию их способностей. К таким условиям относятся научение навыкам самоорганизации, учет когнитивного стиля при обучении, профилактика утомления при повышенных индивидуальных учебных нагрузках.
На наш взгляд, в школах необходимо развивать творческую среду, которая способствовала бы выявлению и поддержке талантливых детей, реализации их потенциальных возможностей. А для этого в школах и внешкольных учреждениях необходимо открывать многообразные кружки, студии, секции различной предметной направленности, клубы по интересам, доступные всем детям и привлекать к работе в них действительно талантливых людей, таких же неординарных, непосредственных, увлеченных, подлинно заинтересованных в развитии юных талантов. Одаренные дети нуждаются в особых, только для них созданных условиях обучения и решение этой проблемы мы видим в развитии и доступности дистанционного обучения, которое позволило бы максимально учесть не только познавательные интересы и потребности учащихся, но и их индивидуальные особенности, будущие профессиональные устремления. Одаренные дети должны получить свободный доступ к медиатекам, Internet-ресурсам; активно участвовать в разнообразных олимпиадах, фестивалях творчества, конкурсах и не только школьных. В Челябинской области вот уже 10 лет проводится олимпиада для юных физиков, химиков и биологов, в которой участвуют дети всей области; спартакиады для юных спортсменов России. Безусловно, талантливые дети нуждаются в постоянной поддержке, в поощрении своих достижений. Участие школьников в школьных и районно-областных грантах, выплата стипендий, в том числе и именных, награждение лучших школьников ценными подарками - все это будет стимулировать развитие одаренных детей. Мы считаем, что каждый ребенок должен найти возможность реализовать свои способности и задатки и помочь ему в этом может школа, учителя и родители. Только воспитание современной элиты страны сможет превратить ее в сильнейшую державу мира.