Комплексная программа коррекции физического состояния детей 5-6 лет средствами физического воспитания - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Комплексная программа коррекции физического состояния детей 5-6 лет средствами физического воспитания

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Актуальность. В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту.

Анализ научно-методической литературы показал, что около 80% детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья , 30-35% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень развития основных двигательных качеств (Губа В.П., Сухарев А.Г., 1991), при проведении физкультурно-оздоровительных занятий отмечается недостаток двигательной активности (Коломийцева Н.С., 2009).

В работах ряда авторов (Попова Т.Е., 1998, Доронина Н.В., 2006) ритмическая гимнастика рассматривается как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, как оптимальная для здоровья форма проведения физкультурных занятий. Однако растущий организм развивается индивидуально, и биологический возраст может не совпадать с календарным, опережая его, или, наоборот, заметно отставая. А при использовании средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей не учитывается биологический возраст, не оценивается уровень физического состояния. В связи с этим совершенствование старых и поиск новых организационно-методических подходов к физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста является актуальным.

Анализ существующих программ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста показал, что эти программы не учитывают показатели физического состояния: физического развития, состояния опорно-двигательного аппарата и двигательной подготовленности.

Таким образом, имеется противоречие между сложившейся практикой проведения занятий физическими упражнениями с детьми 5-6 лет и отсутствием дифференцированного подхода к процессу физического воспитания в зависимости от уровня физического состояния.

Цель работы - разработка программы комплексного использования средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Разработанная программа комплексного использования средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния позволяет повысить уровень физического состояния и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в детских дошкольных учреждениях.

Предмет исследования: программа комплексного использования средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей дошкольного возраста.

Научная новизна. Разработана и обоснована методика коррекции физического состояния, предусматривающая медико-биологическое сопровождение развития ребенка. Экспериментально подтверждено позитивное влияние комплексного использования средств физического воспитания на уровень физического состояния ребенка.

Практическая значимость. Разработанная программа комплексного использования средств физического воспитания с учетом уровня физического состояния детей 5-6 лет решает комплекс педагогических задач физического воспитания: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Исходя из гипотезы исследования и в соответствии с целью работы решались следующие задачи:

1. Изучить особенности физического состояния дошкольников старшего возраста.

2. Разработать методику оценки и коррекции физического состояния детей 5-6 лет.

3. Экспериментально обосновать эффективность программы комплексного использования средств физического воспитания детей 5 - 6 лет с учетом физического состояния.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

-теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

-социологический опрос (анкетирование родителей дошкольников и беседы с детьми);

- педагогическое наблюдение;

- педагогическое тестирование;

- сравнительный педагогический эксперимент;

- медико-биологические методы (антропометрия, соматометрия, пульсометрия, измерение АД);

- методы математической статистики.

Исследование проводились в течение 2007- 2010 годов, в три этапа.

Первый этап (2007-2008г.) включал в себя работу по анализу и обобщению научно-методической литературы.

В условиях поискового эксперимента на базе детских садов № 55 и №9 и поликлиники № 2 г. Майкопа накапливался разнообразный эмпирический и методический материал.

На основе теоретического анализа были отобраны наиболее часто встречаемые тесты. Для обоснования отобранных тестов по оценке двигательной подготовки была обследовано 150 дошкольников (75 мальчиков и 75 девочек). Также осуществлялась оценка физического развития и сравнение паспортного возраста с биологическим.

С целью изучения уровня двигательной активности 150 дошкольников и их интереса к различным видам деятельности было проведены беседы. А также проводился анкетный опрос 150 родителей дошкольников для выяснения объема двигательной активности и физического состояния детей.

Второй этап (2008-2009 гг.) предусматривал сопоставление полученных объективных и субъективных данных.

Также параллельно был модифицирован тест на выносливость, где участвовало 70 дошкольников 5 - 6 лет (35 мальчиков и 35 девочек).

На основе полученных данных разрабатывались шкалы оценки уровня физического состояния детей 5-6 лет. Полученные данные вошли в основу программы по комплексному использованию средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей 5 - 6 лет.

Третий этап (2009-2010г.). Проведен основной педагогический эксперимент с целью проверки эффективности коррекции физического состояния.

Программа экспертно апробирована на базе детского сада № 55 и поликлиники № 2 г. Майкопа.

Проведено 100 занятий продолжительностью 30 минут 2 раза в неделю.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждаются использованием достаточно объективных и современных методов обследования, математико-статистической обработкой полученных данных, организацией педагогических экспериментов - поискового и сравнительного, в которых принимали участие 150 детей в возрасте 5-6 лет.

Рекомендации, основные на  результатах исследования.

  • o На основании изучения структуры физического состояния дошкольников с различным уровнем двигательной активности рекомендуем: в дошкольных учреждениях с детьми 5 - 6 лет организовывать практические занятия по комплексному использованию средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния.
  • o Оценку физического состояния детей 5-6 лет на этапах занятий физическими упражнениями рекомендуем проводить по разработанной нами методике оценки физического состояния.
  • o При выборе средств к различным видам двигательной деятельности предлагаем беседу, включенную в карту обследования дошкольника.
  • o При комплектовании групп детей для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий предлагаем учитывать уровень физического состояния по предложенной нами методике.
  • o Материалы нашего исследования предлагаем использовать в дошкольных учреждениях, а также при подготовке специалистов в области дошкольного воспитания.
  • o При улучшении показателей в состоянии опорно-двигательного аппарата рекомендуем менять соотношение средств физического воспитания в пользу средств, направленных преимущественно на развитие двигательных качеств.
  • o Разработанная программа физического воспитания детей 5-6 лет состоит из 100 практических занятий. Для детей, отнесенных к уровню физического состояния ниже среднего, программа включает: на начальном этапе 45% времени для развития двигательных качеств и 55% для формирования опорно-двигательного аппарата; на заключительном этапе соответственно 80 и 20%. Пульсовая стоимость занятий увеличивается от 130 - 140 уд/мин до 140 -150 уд/мин. Для детей, соответствующих среднему уровню, соотношение средств следующее: на начальном этапе 65 - 35% и 81 -15% на заключительном. Пульсовая стоимость занятий увеличивается от 150 - 160 уд/мин до 160 -170 уд/мин.
Просмотров работы: 17