Актуальность. В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту.
Анализ научно-методической литературы показал, что около 80% детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья , 30-35% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень развития основных двигательных качеств (Губа В.П., Сухарев А.Г., 1991), при проведении физкультурно-оздоровительных занятий отмечается недостаток двигательной активности (Коломийцева Н.С., 2009).
В работах ряда авторов (Попова Т.Е., 1998, Доронина Н.В., 2006) ритмическая гимнастика рассматривается как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, как оптимальная для здоровья форма проведения физкультурных занятий. Однако растущий организм развивается индивидуально, и биологический возраст может не совпадать с календарным, опережая его, или, наоборот, заметно отставая. А при использовании средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей не учитывается биологический возраст, не оценивается уровень физического состояния. В связи с этим совершенствование старых и поиск новых организационно-методических подходов к физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста является актуальным.
Анализ существующих программ по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста показал, что эти программы не учитывают показатели физического состояния: физического развития, состояния опорно-двигательного аппарата и двигательной подготовленности.
Таким образом, имеется противоречие между сложившейся практикой проведения занятий физическими упражнениями с детьми 5-6 лет и отсутствием дифференцированного подхода к процессу физического воспитания в зависимости от уровня физического состояния.
Цель работы - разработка программы комплексного использования средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Разработанная программа комплексного использования средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния позволяет повысить уровень физического состояния и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в детских дошкольных учреждениях.
Предмет исследования: программа комплексного использования средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей дошкольного возраста.
Научная новизна. Разработана и обоснована методика коррекции физического состояния, предусматривающая медико-биологическое сопровождение развития ребенка. Экспериментально подтверждено позитивное влияние комплексного использования средств физического воспитания на уровень физического состояния ребенка.
Практическая значимость. Разработанная программа комплексного использования средств физического воспитания с учетом уровня физического состояния детей 5-6 лет решает комплекс педагогических задач физического воспитания: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Исходя из гипотезы исследования и в соответствии с целью работы решались следующие задачи:
1. Изучить особенности физического состояния дошкольников старшего возраста.
2. Разработать методику оценки и коррекции физического состояния детей 5-6 лет.
3. Экспериментально обосновать эффективность программы комплексного использования средств физического воспитания детей 5 - 6 лет с учетом физического состояния.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
-теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
-социологический опрос (анкетирование родителей дошкольников и беседы с детьми);
- педагогическое наблюдение;
- педагогическое тестирование;
- сравнительный педагогический эксперимент;
- медико-биологические методы (антропометрия, соматометрия, пульсометрия, измерение АД);
- методы математической статистики.
Исследование проводились в течение 2007- 2010 годов, в три этапа.
Первый этап (2007-2008г.) включал в себя работу по анализу и обобщению научно-методической литературы.
В условиях поискового эксперимента на базе детских садов № 55 и №9 и поликлиники № 2 г. Майкопа накапливался разнообразный эмпирический и методический материал.
На основе теоретического анализа были отобраны наиболее часто встречаемые тесты. Для обоснования отобранных тестов по оценке двигательной подготовки была обследовано 150 дошкольников (75 мальчиков и 75 девочек). Также осуществлялась оценка физического развития и сравнение паспортного возраста с биологическим.
С целью изучения уровня двигательной активности 150 дошкольников и их интереса к различным видам деятельности было проведены беседы. А также проводился анкетный опрос 150 родителей дошкольников для выяснения объема двигательной активности и физического состояния детей.
Второй этап (2008-2009 гг.) предусматривал сопоставление полученных объективных и субъективных данных.
Также параллельно был модифицирован тест на выносливость, где участвовало 70 дошкольников 5 - 6 лет (35 мальчиков и 35 девочек).
На основе полученных данных разрабатывались шкалы оценки уровня физического состояния детей 5-6 лет. Полученные данные вошли в основу программы по комплексному использованию средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей 5 - 6 лет.
Третий этап (2009-2010г.). Проведен основной педагогический эксперимент с целью проверки эффективности коррекции физического состояния.
Программа экспертно апробирована на базе детского сада № 55 и поликлиники № 2 г. Майкопа.
Проведено 100 занятий продолжительностью 30 минут 2 раза в неделю.
Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждаются использованием достаточно объективных и современных методов обследования, математико-статистической обработкой полученных данных, организацией педагогических экспериментов - поискового и сравнительного, в которых принимали участие 150 детей в возрасте 5-6 лет.
Рекомендации, основные на результатах исследования.