Современное российское общество предъявляет огромные требования к специалисту. В настоящее время в образовании делается переход в подготовке специалистов от системы сформированности уровня знаний по окончанию образовательного учреждения к компетентностному подходу - методу моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования (система обеспечения качества). Так как компетентностный подход более четко отражает требования, предъявляемые к выпускнику при поступлении на работу.
Преимущество компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана. Компетентностная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда. Модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей.
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что компетентностный подход - это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования. Следовательно, компетенция - это личностная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
Выделяется 2 вида компетенций: 1)общая компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач общего рода деятельности; 2) профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.
В этой связи особое значение приобретают опросы студентов, экспертиза, мониторинг их информированности и действующих образовательных стандартов, включенных в них компетенциях, константах и универсалиях культуры. В связи с этим процесс формирования общих и профессиональных компетенций у студентов новым и актуальным явлением для учебных заведении.
Целью исследования явилось изучение сформированности общих и профессиональных компетенций студентов 2 и 3 курса Челябинского юридического техникума по специальности «Право и организация социального обеспечения».
Объектом исследования является содержание компетенций студентов среднего профессионального образования.
Предмет - уровень сформированности общих и профессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования.
Для исследования компетенций студентов была разработана анкета в основу которой легли требования Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения среднего профессионального образования к выпускнику по специальности «Право и организация социального обеспечения». Студентам предложено было ответить на вопросы по сформированности общих и профессиональных компетенций, где надо было оценить субъективный уровень по 10 бальной шкале по каждому направлению.
В исследовании приняли участие студенты 2 и 3 курса Техникума по специальности «Право и организация социального обеспечения». Выборку составили 170 человек, из них 89 второкурсники и 81- студенты 3 курса.
В результате исследования выявились следующие результаты: по общим компетенциям студентов как 2, так и 3 курса показатель сформированности по 10 бальной шкале выше среднего. Среди общих компетенций по самооценке студентов первые ранги занимают: умение работать в коллективе и команде, коммуникативные навыки; культура общения и деловой этикет; умение принимать решения в стандартной и нестандартной ситуации. Последние ранги занимают такие компетенции как: ориентация в условиях постоянного изменения правовой базы и готовность брать на себя ответственность за результаты деятельности.
По сформированности профессиональных компетенций студентов 2 и 3 курса показатели по 10 бальной шкале выше среднего. Среди профессиональных компетенций по уровню сформированности студенты отмечают: участие в организационно-управленческой деятельности, консультирование граждан по вопросам пенсионного обеспечения, умение организовывать и координировать социальную работу с отдельными категориями граждан. Последний рейтинг по самооценке студентов занимают компетенции: прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, а также навыки установления, индексации и корректировку пенсий
Таким образом, можно сделать вывод, что существенных отличий в показателях не выявлено. Однако, сформированность общих компетенций у студентов 3 курса они выше, чем у студентов 2 курса. Деловой этикет по среднему баллу у студентов 3 курса ниже, чем у студентов 2 курса, но выше такие показатели как профессиональное и личностное развитие, организация деятельности. По сформированности уровня профессиональных компетенций различий в результатах студентов 2 и 3 курса по рейтингу не выявлено, но статистические показатели по 10 бальной шкале выше у студентов 3 курса, чем у студентов 2 курса. Студенты 2 курса оценивают компетенции по субъективному мнению достаточно высоко.
Данные результаты можно объяснить следующими факторами: уровнем личностной и профессиональной зрелости студентов, информированностью студентов о профессиональных компетенциях, сложившимися традициями и методикой преподавания на профильных кафедрах и техникуме в целом, временем проведения оценки развития компетенций (перед производственной практикой), а также системой контроля результатов практики студентов.
Исходя из результатов проведенного исследования, сделаны следующие выводы:
1. Динамика сформированности общих компетенций у студентов 2 и 3 курса достаточно низкая (по результатам самооценки студентов);
2. Уровень сформированности профессиональных компетенций у студентов 3 курса выше, чем у студентов 2 курса.
3. Сформированность профессиональных компетенций студентов Челябинского Юридического техникума находится на достаточно низком уровне, что свидетельствует о недостаточном внимании преподавателей на формирование этих компетенций.
Полученные результаты позволили увидеть перспективные направления нашего исследования: определение организационно-педагогических и учебно-методических условий реализации мониторинга оценки общих и профессиональных компетенций, совершенствование инструментария и процедуры проведения мониторинга качества обучения, а именно в нашем случае привлечение преподавателей-экспертов для оценки развития общих и профессиональных компетенций студентов, оценка компетенций у работников данной профессиональной сферы, осуществление связи полученных результатов с успешностью обучения студентов (количественной и качественной успеваемостью).