Герменевтический подход в обучении математике - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Герменевтический подход в обучении математике

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Анализ результатов итоговой государственной аттестации по математике за 2006-2010 гг. позволяет сделать вывод, что некоторые ведущие умения у обучающихся сформированы недостаточно. С точки зрения М. Е. Бершадского, «знание и действие без понимания могут формироваться лишь с помощью механического заучивания и слепого подра­жания...» [1]. «по опыту преподавания, успеха добиваются те учителя, которые в первую очередь заботятся о понимании учащимися изучаемого материала» [2]. По мнению А. Я. Данилюка, процесс обучения в целом по­строен на трех основных стадиях: 1)  Освоение знаний (текстов) и приобретение навыков пу­тем многократного повтора упражнений. 2)  Достижение понимания и формирование умений как возможности использования полученных знаний в других учеб­ных ситуациях. 3)  Смыслообразование.

Обратим внимание на второй этап. Результатом того, что понимание до­стигнуто, является умение, ... а умение возможно толь­ко на основе понимания» [3]. Понимание можно рассматривать как упрощенный вариант смыслообразования, предполагающего выполнение двух условий: 1)  соединения в едином образовательном пространстве множества (более двух) разно организованных знаковых систем;  2)  последовательного проведения между ними условно-одинаковых переводов с целью формирования в сознании ученика системы (более двух) условно-одинако­вых текстов в соответствии с законом смыслообразования [3].

По­этому одной из ключевых образовательных задач является формирование умений выполнять учащимися самостоятельный переход от одной формы представле­ния изучаемого объекта к другой, умение устанавливать связи между этими формами для более глубокого понимания его существенных свойств и признаков. Построение про­цесса обучения с позиций герменевтического подхода может служить одним из на­правлений решения данной проблемы. Термин «герменевтика» имеет различные трактовки, но в широком прак­тическом смысле все они сходятся в том, что герменевтикой называют искусство интерпретации (толкования) текстов. Категория «герменевтика» употребляется также и в теоретическом смысле - как теория понимания, постижения смысла, заложенного в некотором языковом выражении. Мы  под герменевтикой будем пони­мать теорию интерпретации языковых выражений (текстов), направленную на понимание смысла данных выражений. Процесс установления связи между различными формами представления объек­та называют герменевтической связью.

В контексте обозначенного терминологического поля решение проблемы пони­мания излагаемого на уроке материала мы видим в установлении герменевтиче­ских связей в процессе изучения понятия с помощью средств, которые бы позволи­ли работать с различными формами представления информации в рамках изуча­емой дисциплины.

Одна из основных задач герменевтического подхода к познанию какого-либо определенного явления - постижение модели этого явления. Из этого следует, что необходимо акцентировать внимание на процессе моделирования, а точнее - на том, как происходит процесс перехода от текста задачи к информационной модели (в частности, математической) и на­оборот. При этом необходимо выделить три вида герменевтических связей: 1) Словесное описание информации - информационная модель. 2) Информационная модель - информационная модель. 3) Информационная модель - словесное описание.

В качестве примера реализации герменевтического подхода в учебном процессе можно представить созданный электронно-тестирующий комплекс  «Топология построения графиков функций», отвечающий описанным критериям. Он постро­ен в виде единой системы, состоящей из совокупности взаимосвязанных функцио­нальных модулей:

Теория - теоретический материал по курсу с демонстрационными примерами;

Практика - подборка практических задач для самостоятельной работы уча­щихся;

Контроль - промежуточное и итоговое тестирование учащихся; семестровые расчётно-графические задания; вопросы для самопроверки;

Справка - справочный материал по эксплуатации данного программного средства.

Теоретическая часть разбита на разделы, каждый из которых содержит блок с лекционным материалом, контекстный глоссарий и набор примеров к разделу. Окна демонстрационных примеров разделены на области, каждая из которых определена для конкретной формы представления объекта (графика, таблицы, аналитической записи) и словесного описания. Построение графиков, заполне­ние таблиц, демонстрация свойств функций на графиках осуществляются в ди­намике.

Литература:

1. Бершадский М. Е. Понимание как педагогическая категория. М.: Пед. поиск, 2004.

2. Денищева Л. О., Мельникова Н. Б., Краснянская К. А. Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании математики в средней школе: Методическое письмо. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Феде­ральный институт педагогических измерений, 2007:

3. Данилюк А. Я. Теоретико-методические основы интеграции в образовании: Опыт тео­ретической дидактики: Дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1997.

Просмотров работы: 7