Система среднего образования, как институт социализации нового поколения, не может оставаться в стороне от своей традиционной функции - воспроизводства человеческих ресурсов общества. Информация и знания становятся важнейшей областью производства и потребления в современной эпохе и от того, как ответит школа на этот вызов, во многом зависит будущее благосостояние граждан и страны в целом.
В современном обществе качество образования конкретного человека во многом зависит не от объема его фактических знаний, а от овладения им ключевыми компетентностями, которые не определяются суммой знаний и умений, так как значительная роль в их проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетентностный подход принят международным педагогическим сообществом за основу обновления системы образования. Ключевые компетентности, определенные Советом Европы, включают политическую и социальную компетентность, способность жить в поликультурном обществе, коммуникативную культуру, владение информационными технологиями, способность к самостоятельному получению знаний. Поэтому именно компетентность составляет основу социализации личности.
Социализации личности - процесс, включающий приобщение к культуре, формирование мировоззрения, усвоение образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешной жизнедеятельности в обществе. Именно духовный компонент является определяющим в социализации человека - личность возвышает уровень культуры, богатства и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма. Воспитание исторической памятью, народными и культурными традициями, искусством по-прежнему актуально для становления жизнеспособной личности.
За период обучения в школе ученик должен не только получить знание, но главное научиться умению жить. Проблема социальной адаптации молодежи особенно остро стоит перед Российским образованием его базовым звеном - школой, в связи с социально-экономическими переменами. Помочь каждому ребенку осознать, что именно он хочет и чего добиться в жизни, дать ему возможность познать успех на собственном опыте, научить правильно строить отношение с окружающими. Нужно воспитывать инициативу и предприимчивость, творческий подход к делу, деловые качества, необходимые современной жизни.
Важнейшим результатом воспитания жизнеспособности у человека является его личностная зрелость. Личностная зрелость, согласно В.А. Ананьеву, - это развитый самоконтроль и усвоение реакции, адекватных различным ситуациям. Стержнем и главным критерием зрелости личности вступает ее духовная ориентация.
Мы представляем Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) «Мой Якутск» как современное средство формирования интересов подростков к культурно-историческому наследию народа, воспитания бережного отношения к культурному наследию, гражданскую активность и патриотизм. Использование новых информационных технологий в образовании - возможность каждому ученику проявить свой творческий потенциал.
ЦОР - это электронный учебник нового поколения, его идея заключается в том, что ученик во взаимодействии с педагогом получает знания методом поиска. ЦОР позволяет:
организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа систем;
объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;
управлять учебной деятельностью обучаемых адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;
оперативно обеспечить педагогов, обучаемых и родителей актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;
создать основу для постоянного и оперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения.
создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации, социализации.
ЦОР открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Впервые возникает ситуация, когда информационные технологии становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования. Образования поистине интегрируется на всем ее протяжении.
В условиях модернизации Российского образования одним их важных направлений является информатизация процесса обучения, воспитания школьника. В связи с этим, определив место ЦОР в системе обучения, мы составили ЦОР «Мой Якутск», в который вошли:
§ теоретический материал: об истории и географии города, информация о музеях, обо всех театрах, о почетных гражданах Якутска, о памятниках, улицах города Якутска.
§ карта города Якутска, с краткой справкой об истории названия улиц;
§ система тренировочных упражнений для совершенствования навыков пространственной ориентации, знаний и умений;
§ система контроля и оценивания знаний обучающихся.
Техническая характеристика ЦОР «Мой Якутск»:
1. Теоретическая часть создана программой AutoPlay Media Studio Pro v7.1.
2. Система оценивания знаний написана на Delphi 7.0.
3. Карта создана программой AutoPlay Menu Builder 5.0.
Минимальные системные требования: Pentium 233 МHz, DDR 32 Mb, видеоадаптер 8 Mb, совместимая звуковая карта, мышь, клавиатура.
Список использованной литературы: