ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ЭКОНОМИСТА СТУДЕНТАМИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ЭКОНОМИСТА СТУДЕНТАМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В жизни наступает момент, когда нужно определиться, кем вам быть. Кто-то в детстве мечтал стать космонавтом, а кто-то строителем или летчиков. В редких случаях люди становятся действительно теми, кем хотели быть ранее. Причиной тому может быть множество фактов. Например, многие могут не поступить в интересующий их вуз, а кто-то за время учебы в школе поменяет свои вкусы и приоритеты. И поэтому, очень часто на вопрос, почему вы выбираете ту или иную профессию и какие навыки вам потребуются для дальнейшей  специальности большинство студентов не могут дать вразумительный ответ. Стоит обратить внимание, что данная проблема является актуальной во все времена. Ведь правильный выбор профессии - залог дальнейшего успеха в карьере. Понятие «правильный выбор» подразумевает, прежде всего, возможность оптимального использования человеком личностного потенциала в профессиональной деятельности. А это становится возможным только при соответствии характеристик личности выбранной профессии.

Большинство людей выбирает профессии по принципу оплачиваемости. Это совершенно не правильно. Ты можешь быть отличным специалистом в горном деле и получать отличную зарплату, и ты можешь быть никудышным программистом, на которого совершенно не будет спрос на рынке труда. Например, Ценность топ-менеджера не в том, что у него зарплата 100 000 рублей, а в том, что он в месяц может делать оборот в 5 миллионов рублей.

На данный момент велика доля людей работающих не по своей специальности. Конечно, отчасти на это влияет экономическая нестабильность в России, но также возможно, что именно неправильный выбор образования повлек за собой нежелание или же отсутствие возможности в дальнейшем работать по специальности. Ведь для достижения высоких результатов, в какой либо сфере необходимы так же и некоторые личностные качества.  В данном случае справедливо было бы акцентировать внимание на том, что теоретические знания в какой либо сфере накапливаются в результате обучения, а выработка черт характера,  необходимых в практической деятельности -  задача порой невыполнимая. Ведь сформировавшейся личности, которой в большинстве случаев уже является человек при выпуске из ВУЗА, не совсем легко  изменить себя. Но не стоит бояться, ведь освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности, например: первое образование искусствоведа, поможет юристу, по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей....

Но всё-таки у осознанно выбравших профессию людей больше шансов успешно реализоваться в жизни. Недаром за рубежом уже после начальной школы детям предлагают определиться с возможной направленностью профессиональной деятельности и, исходя из этого, выбирать по своему усмотрению дополнительные предметы, помимо основной программы.

В результате исследований в области карьеры появилось множество классификаций типов личности.  Наиболее популярными из них являются типология Е.А. Климова, Джона Голланда и др. Согласно их концепциям, при выборе карьеры человек, в первую очередь, должен учитывать особенности личностной ориентации.  Дж. Голланд выделяет 6 основных типов личности.

1. Реалистический или  практический. К нему относятся люди, проявляющие склонность заниматься конкретными вещами  и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы, в основном,  на практический труд, быстрый результат деятельности. Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и др. профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой.

2. Интеллектуальный. Люди данного типа отличаются аналитичностью, независимостью, рационализмом, оригинальностью; не склонны ориентироваться на социальные нормы. Люди этого типа, в основном, предпочитают профессии научно-исследовательского  направления: ботаник, физик, философ, лингвист, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. 

3. Социальный. В основном люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.

4. Конвенциональный или стандартный. Люди данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на  социальные (общепринятые) нормы. В основном выбирают профессии связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных отношений между числами, системами условных знаков, такие как: бухгалтер, нотариус, топограф, патентовед, корректор и другие, направленные на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

5. Предприимчивый. Люди данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно авантюрным, рисковым). Сюда относятся профессии типа: товаровед, директор, журналист, телерепортер, предприниматель, инспектор уголовного розыска, адвокат, менеджер.

6. Артистический. Люди данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают собственным (часто сложным) взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. В достаточной степени развиты коммуникативные способности. Профессиональная деятельность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.  

Дж. Голланд предлагает модель личностной ориентации, которая определяет близость данных типов. Несмотря на то, что по его концепции  один всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов. Чем ближе ориентации (секторы в круге) доминирующей и второй ориентации, тем ближе типы личности. Учитывая содержание доминирующих и деноминирующих ориентаций, можно выбирать те виды деятельности, которые ближе человеку и в которых он будет более успешен. Если доминирующая и следующие ориентации далеки друг от друга, карьеру выбирать сложнее.

Согласно приведенным характеристикам, можно предположить, что профессии менеджера в большей степени соответствует предприимчивый тип. Близкими к нему, согласно концепции Дж. Голланда,  являются социальный и конвенциональный типы. Следовательно,  менеджер должен обладать рядом качеств, присущих 3-м типам: развитые коммуникативные, организаторские способности, энергичность, практичность, не любят отступать от задуманного, активны, ориентированы на  социальные (общепринятые) нормы, обладают хорошими вербальными (словесными) способностями, готовы входить  в контакт с людьми (нуждаются в большом количестве контактов).

Профессиональная успешность также во многом определяется ситуацией выбора профессии. В ситуации неосознанного выбора (по традиции, в силу некоего обстоятельства) часто возникает несоответствие типа личности будущей профессии.

Переходя, можно так сказать, к практической части исследовательской работы, скажу, что было проведено специально составленное анкетирование, с целью выявления процента (%) студентов учащихся по профессии с которой они хотели бы связать свою будущую карьеру. И по возможности выявить главную причину не соответствия.

Исходя из полученных данных следует, что: 10% опрошенных первокурсников поступили по совету своих близких, 25% поступили на свою специальность просто так (причем из этих 25% половина т.е. 12,5% студентов хотят перевестись на другую специальность) , 27,5% поступили по той причине, что им нравится эта профессия, для 37,5% главную роль в выборе съиграла  престижность и высокооплачиваемость данной работы. Результат конечно не совсем положительный, да несомненно на сегодняшний день лидер списка мотивов при выборе профессии является престиж. Мотив, в принципе, неплохой, однако в нем самом кроется ловушка. В наши времена в фаворите разного рода экономические и юридические специальности. Однако сейчас на рынке труда начинает ощущаться переизбыток тех же бухгалтеров и менеджеров. А между тем, обществу равно необходимы и экономисты, и сантехники, и медсестры, и адвокаты. Так что, на первое место необходимо ставить свои интересы и способности и престиж не должен зальстить глаза, о нем нужно помнить, но опираться на него одного - вряд ли разумно.

В целом отметим, что большинство студентов данной группы выбрали профессию не вполне осознанно и не понимая что на самом деле сейчас востребованно. Это свидетельствует о том, что в настоящее время молодежь при выборе жизненного пути руководствуется не собственными интересами и склонностями, а скорее ситуативными факторами, например, территориальной близостью учебного заведения и перечнем специальностей, которые здесь предлагаются. Не мало важную роль играют и материальные возможности.

В заключении хотелось бы сказать... не стоит относиться к выбору профессии, как к чему-то неизменному, что раз и навсегда определит твою судьбу. Впереди у тебя долгая жизнь, в которой наверняка найдется место и повышению квалификации, и освоению смежных специальностей, а то и радикальной перемене рода деятельности.

Список литературы:

  1. Бондаренко А.Г. Социологическое исследование: методика опроса. Учеб. Пособие / ВолгГТУ, Волгоград, 2006.
  2. Организационное поведение: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова - М.: Экономистъ, 2006.
  3. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. ­­- 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Экономистъ, 2006.
Просмотров работы: 56