ПРИМЕНЕНИЕ ИППОТЕРАПИ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП) - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПРИМЕНЕНИЕ ИППОТЕРАПИ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Детские церебральные параличи (ДЦП) - это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений. Мультифакторность этиологии и сложность онтогенеза детского церебрального паралича затрудняют эффективность его лечения (Кожевникова В.Т., 2005).

Как показали многочисленные исследования, особенности воздействия физической нагрузки на организм  при езде на лошади заключается в том, что физическая активность самого всадника сопровождается значительным статическим компонентом (поддержание правильной посадки, равновесия) и вертикальными колебательными перемещениями тела, возникающими в ответ на ритмичные движения туловища лошади. Иппотерапия комплексно воздействует на организм человека через психогенный и биомеханический факторы,  оказывая положительное влияние на  физическое и психическое здоровье.

На сегодняшний день, учитывая рекомендации, основные положения и взгляды ряда специалистов в области применения методики иппотерапии (Штраус И., 2000; Максимова М.В, 2005;  Климова В.К. с соавт, 2008), можно считать научно доказанным, что верховая езда дает импульс гармоничному развитию мышечного корсета, оптимизирует работу нервной системы, улучшает координацию движений и помогает человеку с особыми потребностями адаптироваться к социуму.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе Международного молодежного туристического спортивно-культурного оздоровительного комплекса Белгородского национального исследовательского университета.

 В исследовании принимали участие 20 мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 12 лет с различной степенью выраженности ДЦП. В программу реабилитации включалось 10-15 занятий иппотерапией, которые проводились 2 раза в неделю. Длительность занятия зависела от самочувствия всадника и продолжалась от 10-15 минут в начале курса до 30 минут в конце. Для каждого всадника был разработан  индивидуальный комплекс упражнений, зависящий от тяжести заболевания. Комплекс упражнений выполнялся как на стоящей, так  и на идущей шагом лошади: активные (смена положения рук и ног, ноги вдоль крупа и по бокам лошади, лежа на лошади на животе подъем ноги при удержании равновесия и т.д.) и активно-пассивные (подъем руки иппотерапевтом - опускание самостоятельно и т.д.). Упражнения  выполнялись в  игровой форме при продолжительности - 30-40%  времени занятия.

Методы исследования.

1.Тестирование уровня физического развития проводилось до начала и после курса иппотерапии с использованием  таблицы оценки этапов физического развития (в баллах), разработанной  Т.В.Кожевниковой (2005). Физическое состояние оценивалось по 9 позициям  (пятибалльная система):

1. стабилизация положения головы;  2. торсии; 3. развитие свободного  сидения а) лежа на спине; б) сидя на стуле или кушетке; 4. а) вставание на четвереньки; б) трехопорное и двухопорное стояние; 5. передвижение на четвереньках;  6. а) стойка на колеях; б) ходьба на коленях; в) вынос ноги вперед,  переход в вертикальное положение; 7. вертикальная стойка;  8. ходьба;  9. функции верхних конечностей. Чем ниже оценка по шкале, тем ниже уровень развития двигательных систем

2. Метод газоразрядной визуализации (ГРВ).  Инициация и регистрация газоразрядного свечения осуществлена с использованием прибора «GDV Camera». Расчет характеристик газоразрядных изображений (ГРИ) пальцев рук произведен с использованием программы «GDV Energy field» и «GDV Diagramm».([Коротков К.Г., 2007).

Результаты и их обсуждение

 После окончания курса иппотераии оценены параметры движения и их динамика. Общее количество баллов для всех участников эксперимента в начале занятий составило 426 баллов, по окончании эксперимента - 473 балла (общий прирост - 47 баллов). Учитывая тяжесть патологии, следует отметить достаточно высокую  эффективность  воздействия занятий иппотерапии.

Самые минимальные изменения наблюдались у всех участников по первой позиции - стабилизация положения головы (прирост +1 балл). Самые максимальные - по позиции 3б - развитие свободного сидения, сидя на стуле или кушетке (+6 баллов) и по позициям 4б, 5, связанным с положением на четвереньках (+4 балла), стойка на колеях 6а (+4 балла), вынос ноги вперед (+6 баллов), торсии (+4 балла). Вероятно, это связано  с тем, что именно контакт с лошадью, массирующее и разогревающее действие мышц движущейся лошади на нижние конечности всадников позволяет им расширить диапазон движений и улучшить функции опорно-двигательного аппарата.

Таблица 1

Оценка физического состояния детей с диагнозом ДЦП  до и после курса занятий иппотерапией (в баллах)

позиции

 

прирост в баллах

позиции

 

прирост в баллах

1

до

41

до

33

после

42      (+1)

после

37      (+4)

2

до

35

до

35

после

39      (+4)

после

37      (+2)

до

31

до

21

после

35      (+4)

после

27      (+6)

до

32

7

до

32

после

38      (+6)

 

после

35      (+3)

до

33

8

до

33

после

36      (+3)

 

после

36      (+3)

до

31

9

до

36

после

35      (+4)

 

после

39      (+3)

5

до

33

 

после

37      (+4)

Максимальный  индивидуальный прирост амплитуды движений составил 11 баллов, минимальный - 1 балл. Характерно, что наибольшие изменения отмечены для детей с более серьезными поражениями нервной системы, тогда как у более сохранных детей динамика по всем позициям была небольшая.

Анализ  результатов ГРВ-графии, характеризующей состояние вегетативных функций и энергетических ресурсов организма, проводился с помощью специальной компьютерной программы.  Установлено, что перед курсом иппотерапии площадь газоразрядного изображения в среднем составила 15431,9 пикселей. Это свидетельствует о недостаточном энергообеспечении функциональной активности систем организма (норма 18000 пикселей). По окончании курса величина данного показателя статистически достоверно увеличилась до 21648,6 пикселей (на 40,3 %). Площадь засветки является интегральным показателем функционирования организма и пропорциональна его энергетическому ресурсу.  Изменения были статистически достоверны.  Для каждого всадника  также определялся  индивидуальный профиль ГРВ-грамм. На рис.1  представлена  персональная ГРВ-грамма, которая является типичным случаем изменения энергетического поля 10-летнего пациента  с тяжелой формой ДЦП  до (а) и после (б) курса иппотерапии.

Полученные результаты были подтверждены мнением родителей и опекунов, которые указывали на более высокую степень регуляции вегетативных функций у детей, повышение подвижности в суставах и   выполнение более полного объема движений. У некоторых участников эксперимента отмечалось улучшение сна, усиление аппетита, появление желания и возможности самостоятельного передвижения

Таким образом, на основании изучения научной и учебно-методической литературы и проведенного исследования установлено, что иппотерапия может рассматриваться как современная технология реабилитации больных с множественными нарушениями функций. Она оказывается весьма эффективной при применении в процессе реабилитации больных с тяжелыми формами детского церебрального паралича (ДЦП).

Литература

1.Климова В.К., Посохов А.В, Лукьянов Н.А. Теоретические основы использования иппотерапии в процессе физической реабилитации.- Белгород: ИЦП «Политерра».- 2008-75 с

2. Кожевникова В.Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных с церебральным параличом.- М.:ПБОЮЛ «Т.М.Андреева», 2005.-238 с.

3. Коротков К.Г. Принципы анализа ГРВ биоэлектрографии.-СПб.: «Реноме», 2007.- 286 с.

4. Максимова М.В. Иппотерапия как средство коррекции психического развития умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста.- Дис.к.пед.наук, МПГУ.- 2005.- 187 c.

 Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды (пер. с нем.) - М.:Московский Конноспортивный клуб инвалидов, 2000. - 102 с.

Просмотров работы: 8