На территории Красноярского края проживают представители 8 коренных малочисленных северных народов: долганы, нганасаны, ненцы, кето, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. Возможности в получении профессионального образования молодежи в местах непосредственного проживания этноса существенно ограничены в связи с удаленностью территорий и ограниченном выборе имеющихся направлений начального, среднего и высшего профессионального образования. По данным статистики на 2002 год, в Красноярском крае, включая Таймыр и Эвенкию, лишь 5,1 % жителей из числа коренных малочисленных народов, достигших 25 летнего возраста, имели высшее образование, 29,9% обладали профессиональным образованием. Наиболее доступным для получения профессионального образования для молодежи Таймыра, Эвенкии и Тувы является г. Красноярск. По имеющимся данным ежегодно в г. Красноярск по целевой контрактной подготовке направляются около 100 абитуриентов из числа представителей коренных малочисленных народов Севера. Более благополучная ситуация складывается в республике Тува, где сейчас среднее профессиональное образование имеют 40,5 процента населения республики, высшее и послевузовское - 21,8 процента. В Красноярский край ежегодно приезжают для получения профессионального образования около 600 студентов-тувинцев.
Приехавшие в чужой город студенты оказываются в новой социальной роли. Происходит естественное уменьшение влияния семьи, близких родственников, культурных традиций на их нравственное развитие и профессиональное становление.
Таким образом, студенты, представители малых коренных народов Сибири - это особая социальная и возрастная категория населения, характерной чертой которой является необходимость адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности. Специфика возрастных особенностей и трудности, возникающие в связи с необходимостью адаптации к новой социальной и этнокультурной среде, порождают особый спектр проблем и приводят к появлению потребности этих студентов в психологической поддержке.
Проблема социальной адаптации личности является одной из ключевых в современных социально-педагогических исследованиях. Адаптация [1] - постоянный динамичный процесс, в ходе которого происходит не только интеграция личности в социум, но и профессиональное, личностное развитие и самореализация.
Отсюда следует, что возникает необходимость моделирования поликультурного образовательного пространства как особой социально-педагогической среды, направленной на развитие творческого и культурного потенциала человека. Адаптивное образовательное пространство призвано реализовывать ценностное, уважительное отношение к личности, гуманное отношение между людьми, педагогическую и социально-психологическую поддержку и защиту личности. Такое образовательное пространство обеспечивает возможность культурного самовыражения личности, приобщение ее к мировым и региональным культурно-историческим ценностям, повышение профессиональной подготовки и мастерства педагога, его педагогической культуры и осуществления межкультурной коммуникации.
Следовательно, именно учреждение должно организовать такую поликультурную, образовательную среду, в которой будут учитываться этнокультурные особенности студентов через создание условий для их культурного самовыражения.
Наблюдавшийся в начале 90-х годов ХХ века всплеск интереса к образовательной среде как к комплексу факторов, определяющих обучение и развитие личности, связан с активной деятельностью ряда российских психологов (С.Д. Дерябо, В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.). Как это обычно бывает, при изучении сложных объектов у разных специалистов нет единой позиции в определении понятия «образовательная среда», в понимании ее структуры, функций, в отношении к методам ее проектирования и экспертизы. Однако, используя понятие «образовательная среда», большинство современных психологов подчеркивают, что обучение, воспитание и развитие происходят не только под воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Они существенным образом детерминированы социокультурными условиями, предметно-пространственным окружением, характером межличностного взаимодействия и другими средовыми факторами. [2]
Таким образом, образовательная среда педагогического колледжа рассматривается нами как совокупность условий и возможностей, влияющие на функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются групповые взаимосвязи и реализуются их личностные и профессиональные потребности, интересы и способности.
В нашем образовательном учреждении, как и во всех учреждениях профессионального образования Красноярского края, ежегодно увеличивается количество студентов, представителей коренных малочисленных народов Сибири (данные отражены на рис. 1).
В колледже сложилась определенная система мероприятий, способствующая более успешной адаптации студентов к условиям образовательного учреждения:
Но, так как данные мероприятия рассчитаны на всех студентов и в меньшей степени учитывают национальные их особенности. То, естественно, в связи с появлением студентов, представителей коренных малочисленных народов Сибири, педагогический коллектив предпринимает определенные действия, направленные на адаптацию данной категории студентов:
Но все же, в результате проведенного исследования, основные проблемы, уменьшающие процент успешной социальной адаптации студентов, представителей коренных малочисленных народов Сибири, следующие:
Данные проблемы могут являться следствием взаимного отсутствия толерантности к представителям другой культуры. Можно сделать вывод о том, что проводимых мероприятий в колледже и общежитии не достаточно, так как у студентов возникают конфликты, они имеют академические задолженности и как следствие их отчисляют из колледжа. Особенно проблематична ситуация в общежитии, так как именно там студенты непосредственно взаимодействуют друг с другом.
Следовательно, необходимо ежегодно проводить такие мероприятия, которые будут направлены на повышение толерантности студентов друг к другу через организацию совместной деятельности студентов, представителей разных культур. Таким образом, будет организована образовательная среда, учитывающая поликультурность, которая поможет студентам, представителям малых коренных народов Сибири, успешно адаптироваться к условиям образовательного учреждения и общежития.
В рамках разработанного проекта «Мы все такие разные...» инициативной группой студентов и преподавателей колледжа, который был представлен на конкурс «Мой класс - моей школе!», проводимым Международным Институтом Развития «ЭкоПро», образовательным порталом «Мой университет», факультетом «Проектной деятельности и фандрайзинга», в декабре 2010 года, система мероприятий может быть следующей:
Данная система не сводиться лишь к изучению культуры собственного народа, а ориентирована на межкультурное обучение, то есть на ознакомление с культурами различных народов и преодоление социально-культурных барьеров, предрассудков и противоречий, создание условий для налаживания конструктивного общения, содействие развитию публичных форм коммуникации, предполагающих свободное выражение мнений и конструктивный диалог. Для осуществления языковой и этнокультурной интеграции студентов - представителей национальных меньшинств, важно создать в процессе получения профессионального образования условия для равноправного их включения и возможностей культурного самовыражения в совместной учебной, коммуникативной, досуговой и творческой деятельности.
Список литературы:
1. Василенко Д. В. Психологическая адаптация студентов-мигрантов. www.science.ncstu.ru
2. Савенков А. Образовательная среда. psy.1september.ru/articles/2008/19/03
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. Смысл, 2001.