Проблема оптимизации численности персонала организации - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Проблема оптимизации численности персонала организации

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В период финансового кризиса компании стремятся оптимизировать затраты. В первую очередь сокращаются затраты на персонал. Проблема заключается в том, что в категорию «лишних» людей попадают квалифицированные производственные работники. Это результат того, что для обеспечения ускоренного роста компании набирали людей, мало задумываясь о последствиях. В настоящее время организации вынуждены избавляться от работников, которые напрямую не влияют на получение прибыли, не выполняют план. Таких людей не увольнять нужно, а не надо было брать в свое время на работу. Часто наблюдается ситуация, когда работников увольняют без какого-либо анализа и расчетов,  например, пропорционально численности подразделения.

Для организации работоспособной команды следует использовать разработки бизнес-психологии. Бизнес-психология представляет собой раздел управления. Предлагаемая схема распределения обязанностей в коллективе универсальна, ее можно применять в любой коммерческой организации.

Схема включает восемь ролей, однако один и тот же человек может выполнять несколько ролей.  Схема предполагает следующие типажи: Стратег, Координатор, Креативщик, Коммуникатор, Критик, Исполнитель, Воспитатель, Доводчик. Другая методика бизнес-психологии выделяет психотипы,  которые не способствуют эффективности в работе: Разгильдяй, Почитатель таланта, Психопат, Робот, Будущий начальник. Людей с данными психотипами не рекомендуется принимать на работу, а при сокращении сотрудников следует избавляться от них как от балласта.

На многих предприятиях пищевой отрасли  слишком раздут административно-управленческий аппарат. Это объясняется значительным спадом объемов производства и высвобождением рабочей силы, а численность административно-управленческого аппарата в меньшей степени зависит от изменения объема производства. В результате этого,  доля рабочих на предприятиях перерабатывающей промышленности снижается, но при этом возрастает доля других категорий работников (руководителей, специалистов).  Для устранения данной диспропорции необходимо провести анализ организационной структуры: выявить и исключить заведомо ненужные подразделения и должности, перераспределить полномочия и убрать дублирующие функции и, в результате,  оптимизировать численность персонала. Более детальный анализ предполагает выявление и исключение тех направлений деятельности, которые не создают добавленной стоимости.

Нельзя оптимизировать численность персонала  без оптимизации бизнес-процессов. Для этого вначале требуется выяснить,  какой ассортимент наиболее выгодно производить и в каком объеме. Следующим этапом  является анализ цепочки «снабжение - производство - сбыт».  Далее следует определиться с численностью работников  и их квалификацией. При этом необходимо знать нормы труда, рассчитывать показатели эффективности использования трудовых ресурсов. Данная работа должна вестись регулярно: соотнесение с намеченными планами, внесение поправок.

Меры, которые компании предпринимают, чтобы сократить затраты на персонал можно свести к следующим: прекращают наем и поиск сотрудников; снижают оклады; увольняют часть работников, другую часть отправляют в отпуска без содержания; отменяют командировки, оплату мобильных переговоров. Анализ показывает, что в организациях  в первую очередь стараются  уволить неэффективных менеджеров и управленцев, сотрудников отделов,  не выполняющих план, а также работников с низкой заработной платой, так как компании обойдется дешевле выплачивать выходное пособие.

Можно выделить основные  методы снижения затрат на персонал: равное процентное сокращение, устранение организационной неэффективности, анализ эффективности деятельности. Данные методы различаются по времени на подготовку и по ожидаемым результатам.

В данной  ситуации  можно предложить работодателю квалифицированных и способных работников переводить в другие подразделения. А чтобы работник не попал в категорию «лишних» людей, ему надо постоянно повышать свою квалификацию и производительность, учиться планировать и организовывать рабочее время, развивать способность контролировать свою деятельность и согласовать ее с деятельностью других сотрудников и целями организации в целом.

Просмотров работы: 22