Потенциал развития электронной коммерции в России - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Потенциал развития электронной коммерции в России

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопрос о внедрении технологий Интернет в экономику должен решаться как на уровне компании, так и в масштабах страны. Сейчас мировой рынок электронной коммерции в полной мере не сформирован и не разделен между странами и гигантами индустрии, поэтому у каждой страны и компании есть шанс занять свою нишу в нем.

Для начала следует сказать о влиянии новых информационных технологий на формирование инновационной политики государства. Сегодня есть общее понимание того, что Россия находится на рубеже определения страновой специализации и модернизации экономики. Нужны новые, прорывные подходы к созданию современных систем образования, финансов и промышленности, нужны инновационные формы деятельности. Именно инновации рождают высокие технологии, без которых и невозможен этот прорыв. И здесь не обойтись без общественных и частных инициатив, нуждающихся в поддержке.

Россия располагает необходимым потенциалом, чтобы претендовать на значительную долю растущего международного рынка разработки и внедре­ния программного обеспечения, объем которого, по оценкам, превосходит 100 млрд. долларов в год. В отрасли ин­формационных технологий в России работает около 10 тыс. предприятий, 1 млн. программистов - это огромный стратеги­ческий резерв на фоне нехватки 400 тыс. программистов в США и, скажем, 55 тыс. в Германии, но при этом объем российского рынка не превышает 2% от аналогичного объема рынка США. Поэтому сегодня крайне необходима ревизия нашего интел­лектуального потенциала, надо показать наш интеллектуаль­ный товар лицом как внутренним, так и внешним инвесторам, повысить его капитализацию[1].

Тему кризиса и его возможных последствий обойти не удаст­ся и в электронной коммерции. Меняются как покупатели, так и интернет-магазины, стремящиеся выжить. Основные тренды развития выглядят следующим образом.

Во-первых, покупатель ста­новится разборчивым и экономным. Трудно приходится тем, кто прода­ет дорогой товар.

Во-вторых, покупатель становится более требовательным к серви­су. Не исключено, что по­купатели могут переключиться на другой товар, иные способы оплаты и доставки. Выживут те, кто проявит свою гибкость и чувство конъюнктуры.

В-третьих, в Интернете становится больше магазинов. В условиях кризиса продавцы ищут новые площадки и рынки сбы­та. В придят многие offline-торговцы с достаточно развитой инфраструктурой и логистикой. Для покупателей это плюс, а вот продавцам, не имевшим дело с Интернетом, придется оперативно осваивать специфику е-коммерции.

В-четвертых, появится боль­ше одиночек или проектов электронной коммерции, созданных и поддерживаемых 2-3 людьми.

В-пятых, электронная тор­говля становится более зависимой от offline. На неё также влияет кризис кредитования и кризис непрохождения или несвоевременности платежей.

В-шестых, часть виртуальных систем оплаты все-таки должна закрыться. Наверняка это будут не­гибкие системы, ориентированные на прием платежей для ограничен­ного числа поставщиков услуг и предлагающие малое число спосо­бов ввода-вывода средств.

Как следствие всего пере­численного выше, нас ждет не бурный рост и не обвальное па­дение е-коммерции. Нас ждет глобальная перестройка рынка. Появятся новые ниши. Станет больше проигравших, а их место займут новые, более жизнеспособные победители[2].

Кроме вышеперечисленных путей развития электронной торговли в России, хотелось бы также уделить внимание сокращению бюджетных расходов и бюрократических проволочек. Одним из самых ярких примеров является портал www.gosuslugi.ru

Сектор электронной торговли в России за последние пять лет превратился в значимый фактор рынка с темпами роста 35-40% в год и тем самым показал свой высокий потенциал.

Таблица 1 - Развитие электронной торговли в России, млн. долл.

Сегмент

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Темпы роста среднегодовые, в %

В2С

218,3

317,5

480,4

662

1020*

2 080

3 250

158

 

 

 

 

 

2600**

 

 

 

В2В

99

189

316,2

442

1 300

1 723

2 288

176

B2G

-

10,8

141

2 130

2 174

890

2300

536

Итого

317

517

937

3 233

4 474

4 693

7 838

183

*Данные, полученные на основе агрегирования данных по интернет-магазинам.

**Данные, полученные методом опроса пользователей Интер­нета.

Источник: О проблемах развития электронной торговли в России / В. В. Овчаренко // Вопросы статистики. - 2007. - № 1. - С. 61-64.

Просмотров работы: 9