Отражение русского менталитета в учебных текстах по РКИ - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Отражение русского менталитета в учебных текстах по РКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Активные исследования в области лингвокультурологии начали проводиться со 2 пол. ХХ века. Но еще в трудах В.ф.Гумбольдта мы находим идеи национальной специфики языков, тесной связи языка с мышлением, культурой народа. Его взгляды получили развитие в трудах неогумбольдтианцев, посвященных исследованию национальной культуры на материале языковых единиц и категорий. Под его сильным влиянием складывались лингвистические взгляды отечественных лингвистов А.А.Потебни, Ф.И.Буслаева, Р.А.Будагова. В работах русских языковедов 19-20 вв. были заложены основы лингвокультурологии: подробное рассмотрение получили проблемы взаимоотношения языка и культуры, языка и мышления, национальной специфики языка, была признана способность языка отражать действительность, закреплять результаты мыслительной деятельности, особенности общественного строя, порядков, обычаев, традиций народа. Лингвокультурология - дисциплина, изучающая проявление, отражение и фиксацию культуры в языке, средства и способы кодирования культурной информации[1].

Язык - система, позволяющая собирать, сохранять и передавать из поколения в поколение информацию, накопленную коллективным сознанием. Культура (по Ю.М.Лотману) - совокупность ненаследственно приобретенной информации, способов ее организации и хранения. В силу общности функций язык и культура постоянно взаимодействуют. Для лингвиста важны те точки, где культурная компетенция пересекается с языковой.

Отчетливо осознается неизбежность сосуществования разных культур, обществ с различными тенденциями и национальными традициями в сфере коммуникации, а потому изучение этих особенностей должно стать приоритетным направлением при обучении иностранным языкам.

Учитывая прикладной характер исследования, имеет смысл говорить о практической значимости данной работы, т.к. ее материалы могут быть использованы в учебном процессе.

Принятый в нашем исследовании подход ориентирован на изучение русской лингвокультуры. Гипотеза исследования: предположение о том, что чтение текстов, связанных с культурно-историческими особенностями окружающей действительности способствует ознакомлению иностранных студентов с особенностями менталитета русского человека. Цель: создание адаптированных текстов, содержащих материалы по истории и культуре Перми. Объект: текст краеведческой направленности о культурной сфере жизни общества. Предмет: способ раскрытия менталитета русского человека в тексте.

Межкультурная адаптация - сложный процесс. Человек, входя в культуру, присваивает ее. Языковая личность (ЯЛ) при коммуникации на родном языке передает, сохраняет и накапливает социо-культурный опыт в рамках одной культуры. При развитии ЯЛ на базе неродного языка транслируются не только знания о другом языке, но и социо-культурный опыт, накопленный носителями этого языка. Вследствие чего актуализируется проблема обучения не иностранным языкам, а межкультурной коммуникации (МК).

Персоналии наших текстов: Георгий Бурков (известный советский актер) и Наталья Буклага. (современная певица театра оперы и балета). Наш выбор обусловлен тем, что знакомство с фактами из жизни местных деятелей культуры позволит иностранцам развивать свою ЯЛ, пребывая в инокультурном пространстве. Оригинальные тексты - статьи, взятые из периодической печати федерального и регионального уровня («АиФ», «МК», «Местное время»).

Исследование показало: особенности менталитета русскоговорящего человека заложены в учебных текстах о деятелях культуры. Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение (см. таблицу).

В дальнейшем планируется продолжить работу по созданию заданий для студентов, изучающих РКИ, которые позволят совершенствовать языковые навыки одновременно с расширением знаний о Пермском крае в процессе МК.

Просмотров работы: 10