Предметная сфера философии права - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Предметная сфера философии права

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Философия, философия культуры и философия права - тесно связанные и взаимопроникающие сферы социального развития многих веков.

Решение проблемы концептуального статуса философии права в целостной парадигме философии культуры невозможно вне уяснения границ предметного поля философии культуры.

Возникает вопрос о теоретических основаниях философии культуры. Действительно, когда сознание выходит за пределы специальных и ограниченных интересов и, расширяясь до универсальности, оно соприкасается с вопросом о том, что есть культура, самоопределяющаяся как культурфилософская рефлексия. Становление философии культуры шло параллельно с возникновением философии языка, философии мифа, философии религии, философии права (Гегель, К. фон Савиньи), герменевтики.

В предметной сфере философии права может быть выделено три предметных блока: правовая онтология, правовая аксиология, правовая гносеология. Правовая онтология ориентирована на учение о праве в его различении с законом, а бытие права - это его объективная природа и сущность. Это находит отражение в принципе формального равенства, в свойствах и характеристиках права как всеобщей формы равенства, свободы и справедливости. Что касается природы права, в пределах онтологии права рассматриваются также такие стороны этой проблемы, как смысл и содержание бытия права, его существования, его сущности: сущность права отражена в формах его существования, а в формах существования права присутствует правовая сущность. Бытие права В.С. Нерсесянц определяет как качественно определенное бытие формального равенства, которое имеет смысл лишь как равенство свободных, в таком своем значении оно идентично справедливости. Можно, однако, говорить о соотношении правового принципа формального равенства и форм его осуществления, это и есть соотношение бытия и существования права, сущности права и правовых явлений.

Что касается такого предметного блока философии права, как правовая аксиология, его проблемная ориентация заключена в следующем. Аксиология (греч. axia - ценность) - философское исследование природы ценностей. В целом проблема ценности - это своеобразный способ видения мира. В проблемную сферу юридической аксиологии включены такие вопросы, как вопросы интерпретации права как цели, долженствования (т.е. как ценности) и проблемы ценностных суждений о правовом знании. Предметом изучения правовой аксиологии является не только право, но и государство. Последнее выступает как правовое явление, как правовая организация. В пределах юридической аксиологии исследуются право и закон.

Более целостной формой юридического правопонимания и интерпретации ценности права, ценностно-правового смысла закона и государства выступает либертарно-юридическая аксиология, в ее основании лежит либертарная концепция правопонимания в пределах различения и соотношения права и закона. Мы согласны с тем, что в этом случае единство правовой онтологии, аксиологии, гносеологии продиктовано принципом формального равенства: он - основа правовой онтологии, аксиологии, гносеологии. «Как в онтологическом, так и в аксиологическом и гносеологическом отношениях весьма существенно то обстоятельство, что свобода и справедливость только в их формальном (формально-правовом) выражении и значении, т.е. только в качестве особых форм выражения и проявления общего смысла формально-правового равенства, могут вместе с принципом формального равенства (и не противореча ему) войти в единое, внутренне согласованное и непротиворечивое понятие права и быть составными компонентами, свойствами и характеристиками всеобщей правовой формы общественных отношений».

Наконец, правовая гносеология выступает как область теоретических проблем познания права как объекта, здесь возникает такая задача, как исследование предпосылок истинного, абсолютного и полного познания права и правовых явлений.

Просмотров работы: 24