Политика и право в философии Ф. Ницше - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Политика и право в философии Ф. Ницше

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Общеизвестно неприятие Ницше либеральных, демократических и общехристианских ценностей. В своей философии он предстает убежденным сторонником идеи, согласно которой подлинная история осталась в далеком прошлом, в досократовской Греции, а последующую эволюцию (псевдоэволюцию) человечества безнадежно исказило морализаторство Сократа, Христа и апостола Павла. Сокрушительной критике Ницше подверг, политико-правовую идеологию просветительства, прежде всего ее мировоззренческие, общеметодологические основы - гиперрационализм, идею прогресса, эгалитаризм (особенно в духе «плебея» Руссо), капитуляцию (в лице «миссионера культуры», «аристократа» Вольтера) перед историческим христианством. Критика мыслителем просветительских идей демократии и парламентаризма, народного суверенитета, общественного договора вписывается в разоблачение им всей современной ему культуры как «ложной», «испорченной», репрессивной по отношению к индивиду. Стремясь развенчать веру в исторический прогресс, иллюзию «историцизма», философ усматривает «восстановление» смысла истории в возврате к идеалам досократовской Греции.

Квинтэссенцию ницшевского нигилизма автор улавливает в констатации Ф. Ницше «смерти Бога» («Бог умер!»), в которой мыслитель обвиняет историческое христианство. Словами «Бог мертв» Ницше резюмировал безрелигиозность западного либерального общества.

В сфере политики нигилизм Ф. Ницше - это в первую очередь отрицание современного ему государства как враждебного культуре. Не государства как такового, например, в духе политического анархизма, а именно в его соотношении с культурой. Тема взаимодействия государства и культуры в контексте ницшевской философии культуры, которой мыслитель, как известно, придавал особое значение, считая одним из своих важнейших нововведений замену общества «культурным комплексом». Нигилизм Ф. Ницше носит преобразовательный характер. Преодолевая нигилизм, философ ставит на место обанкротившихся, как он считает, религиозных, моральных, правовых и иных ценностей новые, «истинные мифы»: идеи «воли к власти», вечного возвращения, учение о сверхчеловеке. Намечается программа «радикальной переоценки всех ценностей», преодоления кризиса европейской культуры, государственности и т.п.

Философ эстетизирует социальное неравенство в духе Законов Ману, греческой Античности с ее игровой состязательностью. Однако ницшевский «культ отличия», переведенный на язык политики, все же встраивается в манифестированно антиисторические утопические идеалы, подрывающие основы социальной солидарности.

Ницшеане стоит рассмотреть правовые взгляды Ф. Ницше в контексте различных типов правопонимания в классической и современной теории права (включая тенденции к их интеграции). Характеризуя правопонимание Ф. Ницше, Ф.А. Крахоткин присоединяется к его интерпретации как «волюнтаристского». В основе права - воля, оно (как и государство) производно от «воли к власти», одаренности ею тех или иных «привилегированных» индивидов. Иными словами, само право есть привилегия. Правовая концепция философа - антипод классического естественного права с его идеями свободы и равенства. Ницше - апологет неравенства прав «сильных» и «слабых» (не «господ» и «рабов» в социально-политическом плане). Дело в том, что «слабые», даже если их рабские души задрапированы в королевские мантии, просто не «заслужили» своих прав, т.е. не преодолели самих себя, не обрели правового чувства, соответствующего ценностям новой, аристократической культуры.

Ф. Ницше - универсальный мыслитель. В философии Ф. Ницше не только содержатся потенциально, но и актуализированы «свойства многих умов». Поэтому столь многотрудны поиски универсального ключа к пониманию всех аспектов, оттенков, мифологем и образов его учения.

Просмотров работы: 24